Эксперты уверяют, что на рынке строительных материалов за последние годы по некоторым позициям цены выросли от двадцати до сорока процентов – подорожали цемент, арматура, инженерное оборудование. То есть, повышение идёт постоянно, хотя, применительно к ситуации до пандемии это как-то было не очень объяснимо.
Модные ссылки на транспортные расходы и зарубежные составляющее тоже не совсем выдерживали критику. Ведь до 2020 года всё было более-менее стабильно. Бензин был примерно на одном уровне, да и введённые Западом санкции, по идее, должны были сократить зависимость от заграницы. И наше Правительство утверждало, что российская экономика растёт чуть ли семимильными шагами.
Конечно, когда грянул кризис вкупе с коронавирусом, обстановка стала сложнее. И для производителей стройматериалов появилась удобная «отмазка», оправдывающая рост цен на их продукцию. Несмотря на то, что 26 марта вице-премьером Маратом Хуснуллиным было дано поручение Минпромторгу России и региональным властям о контроле стоимости строительных материалов и ресурсов, рвущиеся вверх цены остановить трудно.
Так, по данным НОСТРОЙ, который провёл мониторинг стоимости основных строительных материалов, в зависимости от субъекта, рост составил от 4% до 10% и выше.
Кстати, подтвердилась тенденция, которую подмечали наблюдатели: цены, в частности, на цемент и металл «живут своей жизнью», так как на рынке действуют монополисты. И в апреле цемент и металлопрокат стали лидерами повышения.
Таким образом, рынок стройматериалов растёт как на дрожжах. При этом стоимость закупок в строительстве не меняется. Банки режут лимиты по предоставлению банковских гарантий. Всё это сказывается на себестоимости. Увеличение стоимости стройматериалов и логистики практически не оставляет шансов исполнителям контрактов уложиться в параметры контракта.
Возьмём для примера, условно, строительство детского сада или школы. В закупочной документации есть обоснование начальной минимальной цены контракта (НМЦК). Прибавляем стоимость в процентах (даже если 4%) на материалы и видим, что контракт исполняется в минус.
Да, Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ дал право госзаказчикам единожды пересматривать увеличение стоимости госконтракта. Однако в этом вопросе пока нет никакой практики, и непонятно, будут ли каким-то образом упрощены длинные и сложные процедуры, связанные с движением бюджетных средств. Вдруг повторная волна кризиса грянет осенью, и снова изменятся все ценники? И тогда снова потребуется корректировка контрактов.
Не добавляют особого оптимизма и меры поддержки, связанные с увеличением авансирования. Хотя, естественно, это в сегодняшних финансовых условиях, наверное, необходимо. Но авансирование может привлечь не совсем честных участников закупок, которые и не собираются исполнять контракт. Хотя, в нынешнее время граница между добросовестным и недобросовестным строителем тонка, как никогда. Посидев несколько месяцев без работы, любой готов перейти грань.
В общем, очевидно, что вопросы рентабельности строительства уже стоят весьма остро на повестке дня. И, скорее всего, ситуация вряд ли как-то кардинально поменяется в ближайшем будущем. С одной стороны, резкий рост цен на стройматериалы (кстати, по данным НОЗА, 14% застройщиков назвали этот факт в качестве причины приостановки работ), с другой стороны, прогнозируемое падение потребительского спроса на фоне пандемии.
Впрочем, безусловно, многое зависит от дальнейшего хода событий и от конкретных правительственных мер поддержки строительной отрасли. Вон построили же за месяц больницу под Москвой – не помешали этому ни цены на стройматериалы, ни административные препоны.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Монополисты никогда не смогут экономически обосновать повышение цен и себестоимость своей продукции. Их коррупционные связи вызывают зависть.
Эксперты полагают, что из-за экономического кризиса все продукты подорожают на 15%. Стоило бы остановить потребление продуктов, чтобы производители и продавцы поняли, что конечный покупатель не корова.