Чаще всего в России банкротятся юрлица в сфере торговли, строительства и рынка недвижимости. Причём, такая тенденция сохраняется на протяжении последних девяти лет. Об этом свидетельствует статистика Федерального реестра сведений юрлиц.
Начиная с 2018-го, несостоятельность компаний торговли и строительства, которая особенно сильно росла с 2011 по 2017 год, стала сокращаться. Эксперты видят причины этого в усложнении процедуры банкротств после изменений законодательства и считают, что преждевременно говорить о повышении устойчивости предприятий.
Трио антилидеров
В 2019 году на рынке потерпели «фиаско» 3,4 тысячи предприятий торговли, 2,5 тысячи – строительства и 1,4 тысячи – недвижимости. В совокупности это 7,3 тысячи, или 58,9 процента от общего числа банкротств в прошлом году, что не сильно отличается от показателя 2018-го (58,5 процента). В целом на протяжении последних девяти лет на эти отрасли приходится 50-60 процентов корпоративных процедур несостоятельности в отечественной экономике.
При этом с 2017 года организации торговли и строительства стали банкротиться реже. Впрочем, снижение не изменило процент несостоятельности, приходящейся на долю трёх сфер.
Чем крупнее отрасль, тем больше в ней банкротов, отмечает руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин. Так как сферы торговли, строительства и недвижимости – лидеры экономики по масштабу и количеству работающих в них компаний, то именно на эти отрасли и приходится основная доля несостоятельных фирм. Однако, если сопоставить число банкротов и количество предприятий, функционирующих в этом секторе, то случаи несостоятельности не превысят и 2-х процентов.
По мнению юристов, стабильный рост банкротств в 2011-2017 годах объясняется невысокой эффективностью института субсидиарной ответственности. Но реформы законодательства изменили ситуацию, в результате по долгам предприятия чаще стали привлекаться контролирующие его лица, причём не только номинальные фигуры, но и скрытые бенефициары. Таким образом, уйти от обязательств перед кредиторами стало сложнее, что и повлияло на снижение количества банкротств после 2017 года.
Другой причиной снижения общего числа корпоративных банкротств за последние годы называют «очищение рынка» и уход наиболее неустойчивых или пострадавших от кризиса игроков. Для сферы жилого строительства жизнеспособность компаний усложняется снижением доступности финансирования. А именно, отмена долёвки и переход на проектное финансирование.
Привет от кризиса!
Стоит отметить, что статистика собиралась без учёта макроэкономических потрясений. И, в частности, никто пока не прогнозировал, как ударит по отрасли новая волна кризиса, которая стартовала в минувший понедельник. Падение цен на нефть, падение рубля, замирание деловой активности из-за пандемии явно нельзя отнести к позитивным факторам. А значит, строительную отрасль ждут новые удары.
Первым и вполне очевидным фактором станет снижение платёжеспособного спроса населения. Ожидаемо вырастут цены импортируемые товары и товары с импортной составляющей, а таковых у нас ещё очень много. Официальные власти устами первого вице-премьера Андрея Белоусова, отвечающего сегодня за всю российскую экономику, уже признали, что стоит ждать роста цен на медикаменты, автомобили, бытовую технику и некоторые группы продовольственных товаров. А это значит, что у населения останется меньше средств на долгосрочные и крупные покупки, в том числе и недвижимость.
Второй фактор – из-за разгона инфляции банки ожидаемо повысят кредитные проценты и ужесточат кредитную политику. Ещё до всяких «чёрных понедельников» приводилась статистика о том, что российская банковская система сократила выпуск кредитных карт. В январе банки оформили 540 тысяч штук «пластика», что почти на 20 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Население крайне закредитовано и с трудом способно обслуживать уже набранные долги, не говоря уже про то, чтобы брать новые.
Наконец, третье – рынок общее и вполне ожидаемое снижение покупательной активности. Для покупки квартиры, за живые деньги или в ипотеку необходима экономическая стабильность и возможность долгосрочного планирования. А при той неопределённости, что мы видим сегодня, даже те наши немногочисленные сограждане, что имеют на руках живые деньги, предпочтут придержать активы в виде «кэша», чем вкладываться в недвижимость.
Кого спасут президентские триллионы?
Есть, однако, и другая сторона медали, не столь печальная. Строительная отрасль, одна из немногих, имеет шансы с успехом пережить предстоящие кризисные годы. Речь идёт о триллионных дотациях, которые были анонсированы Президентом в качестве демографических программ. Очевидно, что с точки зрения экономики эти меры означают не столько поддержку материнства и детства, сколько очень серьёзные вливания для поддержания внутреннего спроса. Их источником станут накопленные золото-валютные резервы, а точкой вливания – строительный комплекс. Очевидно, что такие меры предусматривались задолго до кризиса, и именно с этими целями предпринималось формирование ФНБ и других государственных заначек.
Правда, и здесь остаётся открытым вопрос – не ждёт ли госпрограммы пересмотр в сторону снижения? Ведь российский бюджет, напомним, верстается из расчёта 40 «баксов» за баррель, а с учётом того, что цена упала значительно ниже этой отметки, фонды придётся тратить для компенсации бюджетного дефицита, а не для проектов развития. Экономисты уже оценили, что при цене на нефть в 30 долларов, запасов в закромах нашей Родины хватит на 4-5 лет.
Ясно также, что шансов на выживание в условиях падающего спроса будет больше у тех, кто имеет доступ к бюджетным деньгам. А это госзаказ, работа через ФКР, дорожное строительство, подряды крупных госкорпораций. Значит, и роль СРО должна возрасти.
В целом, отечественный бизнес уже успел привыкнуть к тому, что кризис в стране носит перманентный характер, бесконечно мутируя и принимая то одни, то другие формы. Не инфляция, так дефолт. Не дефолт, так санкции. Не санкции, так банковские санации. А если в экономике всё спокойно, значит, жди какую-нибудь реформу или цифровизацию, которая так улучшит твой уровень жизни, что плакать захочется. Так что пока хоронить строительную отрасль рано. Те руководители предприятий, которые выжили до сих пор, научились работать в условиях, которые мало кто способен выдержать. Несомненно, что и с новыми испытаниями они справятся. Правда, какой ценой, – пока не ясно.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам «Известий», «МК» и «РГ»)
А президентские триллионы как всегда пролетят мимо Строителя!!!
Не мимо каждого....
Все строители скоро перейдут на дистанционный способ работы, то есть многие стройки встанут.