Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман выступил с большим интервью ИА «Строительство», кстати, официальному рупору этой общественной организации. Николай Павлович решил поделиться своим видением проблем, которые стоят перед строительным комплексом, и путей их решения. А с какой целью – это можно попробовать прочесть между строк.
С интервью во всём его большом объёме можно ознакомиться в первоисточнике, а мы же предлагаем уважаемой читательской аудитории За-Строй.РФ наиболее интересные, на наш взгляд, моменты беседы.
***
О стройиндустрии
Вопрос производства строительных материалов находится в очень сложной ситуации, потому что промышленности строительных материалов в Министерстве строительства и ЖКХ РФ фактически нет. Ещё в 2015 году, будучи министром, Михаил Мень передал этот блок в Министерство промышленности и торговли РФ.
В такой ситуации, когда стройиндустрия находится в раздвоенном состоянии, не приходится говорить о быстром внедрении новых материалов и развитии отрасли в целом. Как может министерство строительства быть без промышленности строительных материалов? Это нонсенс. Получается, что для обоих министерств производство материалов и технологий как не родное дитя.
Если сравнивать прошлый год с 2018-ым, то можно однозначно сказать, эти годы (как и 2017-й) – это годы застоя в строительной индустрии. Новые технологии у нас есть, но чиновники двух министерств мало что делают для их внедрения. Да и откровенно там некому этим заниматься – там просто нет профессионалов.
Я очень надеюсь, что с приходом в новое Правительство Марата Хуснуллина ситуация изменится к лучшему. К тому же, я собираюсь при встрече с ним просить Правительство России вернуть строительную индустрию под крыло Минстроя.
О новом вице-премьере
Марата Хуснуллина знаю очень давно. Он практик строительной отрасли, который получил отличное образование в России и в Великобритании. Служил в армии. Начинал свою трудовую биографию с лаборанта. Был главным бухгалтером, что позволило ему понимать финансовую составляющую стройки. Работал генеральным директором крупной компании и так далее. В 2001 году возглавил Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ в Татарстане.
Во многом к 1000-летнему юбилею Казани в 2005 году город преобразился благодаря его умению руководить стройкомплексом. Город при нём менялся буквально на глазах. Строительство метро в Казани и открытие первой его линии в дни празднования – результат его грамотной организации метростроя. Я уже не говорю о массе построенных спортивных объектов и жилых домов.
А с приходом его в Москву стройкомплекс столицы заработал по-иному, намного эффективней и качественнее. Это замечают все, и москвичи, и гости столицы. Так что назначение его в Правительство абсолютно верное.
О нормативной базе
Вопрос проработки новой нормативной базы – это вопрос не только Минстроя, это работа и такой организации как НОСТРОЙ. Но работу НОСТРОЙ в этом направлении я бы не назвал эффективной. Почему? Потому что там сосредоточены все специалисты – изыскатели, проектировщики, строители и так далее, а отрасль не ощущает их работу (видимо, Николай Павлович считает, что и члены НОПРИЗ входят в состав НОСТРОЙ – ред.).
Идём дальше, к обновлению нормативной базы в сфере ЖКХ нужно активнее привлечь Фонд содействия реформированию ЖКХ, который возглавляет Сергей Степашин.
Нужно привлекать к решению этой проблемы и другие институты отрасли, так или иначе подведомственные Минстрою. Что такое новый норматив для отрасли – это то, что, если мы имеем новые материалы и технологии, а не имеем нормативов для их применения, то стройка не имеет права их применять. Вот вам прямой тормоз в развитии отрасли.
О вопросах ценообразования
С ценообразованием у нас многие годы всё было туманно и даже жуликовато, если вспомнить историю с Евгением Ермолаевым, но и после него в этом вопросе больше тёмного, чем светлого и прозрачного.
Для решения этого вопроса нужно опять же привлекать профессионалов отрасли, например, Павла Горячкина и его коллег.
Думаю, что назначение первым заместителем отраслевого министра Ирека Файзуллина из Татарстана усилит работу Минстроя в этом сложном вопросе.
О проектном финансировании
Принятый в прошлом году новый закон по проектному финансированию строительства жилья (эскроу-счета) не совершенен. Он не работает во всех регионах и работать в перспективе не будет. Деньги, которые дольщики вкладывают в строительство своего жилья, работают на банк и его благосостояние и не работают на отрасль в целом.
Закон в нынешнем виде не решит проблему жилья в стране. Я думаю, что впереди нас ожидают случаи исчезновения этих банковских денег. По крайней мере, этого исключать нельзя.
Не будем рассказывать кредитную схему финансирования такого строительства, она всем теперь известна, а рассмотрим вопрос глобальнее. Сегодня все строители где хотят строить? В Москве, Подмосковье, Питере, Свердловске, Казани, Краснодаре и других крупных городах. А что делать в других регионах, ведь Россия не заканчивается в этих регионах. Но мы можем отрегулировать этот вопрос так, например. Застройщик планирует построить 200 тысяч квадратных метров жилья, но при этом к ним он должен построить 40 тысяч социального, действительно доступного жилья, получив землю под социалку на очень льготных условиях. Если застройщик не хочет, то будь добр, уходи. Я думаю, что надо в принципе изменить наш подход к этой проблеме.
О социальном жилье
То, что ДОМ.РФ уже много лет пытается развивать тему наёмного и дешёвого жилья, а у него ничего не получается, лишнее тому подтверждение. Сегодня в России нет строительства социального жилья, а то, что предлагается программой ДОМ.РФ, не работает и работать не будет. Почему? Потому, что дешёвое жильё нужно многодетным семьям, детям-сиротам, для которых ежегодно нужно 100 тысяч квартир, инвалидам и другим категориям граждан. Это то социальное, которое мы должны дать.
Хочу добавить к сказанному – мы должны понимать, как стратегически планировать развитие регионов. Возьмём, например, город Псков, где население 633 тысячи (так сказано в интервью. На самом деле 210 тысяч человек, по данным на начало 2019 года – ред.). Из них работоспособные составляют – 327 тысяч (? – ред.). Кто сюда входит? Не только те, кто работает, а ещё учится в высшем учебном заведении и так далее. С работой проблема, как и во многих городах. Некоторые жители уезжают и находят работу, а большинство никуда не едут и работу могут не найти или потерять.
Программа развития региона должна быть целевой или президентской. Я думаю, что лучше президентской. Если в этом регионе инвестор строит, например, завод по переработке льна, значит, там надо строить и социальное жильё с инфраструктурой, школой, церквушкой, киномонтажом и другим. Жильё надо делать не так, как в деревне, вода в колодце, туалет на улице и всё остальное, а жильё должно быть с холодной и горячей водой, с канализацией, чтобы оно ничем не отличалось от города.
О забытом ИЖС
На мой взгляд, работа идёт по остаточному принципу. Я вам другое скажу. Министр Владимир Якушев в самом начале своей деятельности сказал, что нашим компаниям невыгодно строить дешёвое жилье, мы должны строить только дорогое. А совсем недавно, 24 декабря прошлого года, в РИА «Россия сегодня», выступая перед журналистами с отчётом о проделанной работе, он вообще не упомянул об индивидуальном жилищном строительстве.
После вопроса журналиста – почему он ничего не сказал об этом, министр ответил, что он просто забыл сказать о малоэтажном строительстве. Это весь ответ. За эти вещи надо менять караул в Минстрое.
Вместо эпилога
Что же, Николай Павлович довольно грамотно указал на болевые места строительного комплекса. На повестке дня всё то же – ценообразование, проблемы с нормативно-правовой базой, неразвитая стройиндустрия, практически игнорируемые программы по ИЖС и социальному жилью, головоломные сложности с переходом на проектное финансирование.
Вместе с тем, явная ошибка с Псковом, котором собеседник издания польстил, увеличив населения аж в три раза, выглядит как слишком уж досадная промашка. Как, впрочем, и в вопросе с членством в НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Поневоле хочется проверить и остальные цифры, буквы и аргументы – соответствуют ли они действительности, или тоже взяты с потолка?
Ну, а реверансы в сторону нового строительного начальства во главе с татарским тандемом Марата Хуснуллина и Ирека Файзуллина выглядят как довольно наивная попытка напомнить о себе. Уж не хочет ли предложить ли господин Кошман свои услуги по подъёму строительного Боливара? Во всяком случае круг вопросов, которые опытный руководитель вполне мог бы курировать в Минстрое, в статье очерчен довольно прозрачно…
Но это наше мнение. А что думаете обо всём сказанном Николаем Павловичем Вы, дорогие наши читатели? С нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
А мне показалось, что Николай Кошман стоит в очереди на место Министра строительства и ЖКХ....)) От этого все реверансы в сторону нового строительного начальства и критика в адрес нынешнего Министра.
Какое отношение Николай Павлович имеет к Пскову? Не могу припомнить его боевых заслуг в этом регионе. Скорее всего случайно выбранный, поэтому мог и ошибиться.
Что касается "реверансов". Нормальное человеческое качество от перемен ждать положительных результатов.
Так в чем проблема? В том что все специалисты сосредоточены в НОСТРОЙ или в том, то хоть они все в одном месте, а пользы не несут? ;) Очень интересная теория.