Разумеется, цикл круглых столов, который Национальное объединение строителей по традиции провело накануне Всероссийского съезда СРО, не мог обойтись без такой злободневной темы, как борьба с коррупцией. Назвали, впрочем, мероприятие довольно уклончиво: «Повышение прозрачности системы закупок в строительстве».
Председательствовали на встрече первый заместитель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий и член комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Екатерина Лезина. Под общую тематику борьбы за прозрачность воды в закупочном водоёме был подведён широкий круг вопросов – это и цифровизация, без которой сегодня никуда, и новые платформы для электронных торгов, и свежие изменения в 44-ФЗ, и Стратегия-2030, качество и полезность которой НОСТРОЙ упорно пытается защитить на любого рода мероприятиях.
Впрочем, как и всегда, самые интересны идеи звучали не из президиума, а из зала. Саморегуляторы, которых не пригласили в качестве докладчиков и не наделили полномочиями представления сложных интересов Национального объединения, не стеснялись резать правду-матку, рассказывая о том, как обстоят дела на самом деле и внося свои предложения. Традиционно, в качестве главного «горлопана и главаря» выступил генеральный директор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский.
Начал Валерий Павлович с цифровизации, заявив, что процесс этот если не в стране в целом, то в субъектах Федерации и на Сахалине, в частности, идёт очень даже успешно. Саморегуляторам удалось выстроить диалог с местными властями, ввести в систему специалистов СРО и вместе с региональными министерствами отслеживать исполнение контракта. То же самое по капремонту жилья. Однако сами закупки остались «по другую сторону баррикад». То есть полностью вне сферы деятельности СРО.
Как же так? – задаётся вопросом глава «Сахалинстроя» и многие директора СРО по всей стране вместе с господином Мозолевским. – Получается, что саморегулируемые организации рублём отвечают за исполнение контракта, как то и прописано в законе, однако в процессе распределения этих контрактов не участвуют и влиять на него никак не могут. Это нужно категорически исправлять! Решением могло бы стать введение системы предквалификаций, о которой говорилось почти все десять лет работы системы СРО, либо иные пути инкорпорирования СРО в саму процедуру закупки. Сейчас делать шаги в этом направлении опасаются из-за возможности конфликта интересов, однако, по мнению Валерия Мозолевского, сегодня 95 процентов работ по госконтрактам в субъектах выполняют местные строительные организации, которые и без того входят в региональные СРО. Так что риск подобных конфликтов уже сведён к минимуму.
Вторым вопросом, над которым он предложил подумать, может стать закрепление требования к опыту работы исключительно для физических лиц. Своя логика в этом есть. Любая организация выполняет работы не сама по себе, а силами специалистов, которые в неё входят. И если из штата ушли квалифицированные инженеры и архитекторы, да и опытные рабочие, то возможности выполнять работы у компании исчезают. Но по бумагам, фирма, даже после всех сокращений и оптимизаций, будучи многократно перекуплена, всё равно сохраняет весь свой послужной список. В качестве примера другого подхода Валерий Павлович привёл газпромовские контракты, когда корпорация учитывает наличие у субподрядчиков даже сварщиков и монтажников, не говоря уже об ИТР. И перечисляет их в условиях договора.
Наконец, третий момент – стоило бы определиться с требованиями не только к подрядчику, но и к заказчику. С экономической точки зрения, мы имеем двусторонний процесс, в котором участвуют обе заинтересованные стороны. Но по факту имеет место игра в одни ворота. К подрядчику применяется большой ворох требований, начиная от наличия специалистов и кончая фондами. Строители всегда на виду, они несут ответственность своими деньгами, их клеймят позором в СМИ, если что-то пошло не так. В то же время как требований к госзаказчику нет никаких. Не содержатся они ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в других нормативных актах. И эту недоработку, по мнению Валерия Мозолевского, также нужно исправлять.
Что же, весьма интересные и актуальные предложения. Мы слышим о них уже не первый год, да только воз и ныне там. Хорошо, что есть такие люди, как Валерий Павлович, готовые напоминать минстроевскому и ностроевскому начальству о нуждах отрасли. Проблема в том, что единственным итогом такого рода круглых столов остаются беззубые протоколы и отчёты пресс-служб.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Не «горлопан и главарь», а неравнодушный и с голосом ;))
Ага, уже можно сказать единственный в своём роде...
Не так давно на страницах данного издания В.П. высказался что Строительная газета НОСТРОЙ не нужна. Однако проголосовал ЗА по всем пунктам на Съезде. Как это понимать? Двойные стандарты?
Тоже вопрос по строительной газете. Глушков, на Съезде, говорил о том, что покупка строительной газеты была поручена прошлым Съездом. Я запамятовал. Разве было такое поручение?
Вот протокол прошлого съезда, а вот позапрошлого. Я не нашла, может быть вы найдете?
Был один голос против Устава. Я вот правда не знаю чей он...голос))
Это был не голос, а мандат в дрожащей руке...)) по мне так и не за что там против голосовать...вообще ни о чем повестка..
Так и думал, что врёт.
По всей видимости Кобзаренко, но забавно то что все остальные, кто тут писал громкие слова, тот же Мозолевский, выходит проголосовали ЗА!?? Вот забавно то! Спасёт от этого безобразия только распустить весь этот НОПСРОСТРОЙ! Самый худший съезд из того, что я видел!
А представляете, если "против" был Валерий Павлович? А Владимир Борисович - "за"?)))
А я, честно сказать, никак не пойму: почему единственным итогом круглых столов остаются беззубые протоколы и отчёты пресс-служб? И вообще не понимаю, зачем они тогда нужны? Эти круглые столы??