Славная дата в истории архитектуры
Юбилей бывшего главного архитектора столицы Михаила Васильевича Посохина отмечают в Томске и Москве
Памятные мероприятия, приуроченные к 110-летию со дня рождения архитектора Михаила Посохина (1910 –1989), который почти четверть века занимал пост главного архитектора Москвы, пройдут в Томске и в Москве. Об этом ТАСС в минувшее воскресенье рассказал сын архитектора, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, руководитель компании «Моспроект-2», народный архитектор РФ Михаил Посохин.
В воскресенье исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Посохина – советского архитектора, академика Академии художеств СССР, народного архитектора СССР, автора проектов высотного жилого дома на площади Восстания в Москве (Кудринской площади), Дворца съездов в Кремле, застройки Нового Арбата.
«Поскольку Михаил Васильевич родился в Томске, там же закончил школу, в университете учился некоторое время, поэтому сначала памятные мероприятия пройдут в этом городе. А когда пандемия поутихнет, мы предполагаем сделать ещё и в Москве выставку его живописных работ», – сказал сын архитектора. По его словам, всего может быть выставлено около ста работ, в качестве площадок рассматриваются Российская академия художеств и Музей архитектуры имени Щусева.
Помимо государственной деятельности и архитектуры, Михаил Васильевич занимался ещё и живописью, был замечательным акварелистом, пояснил собеседник ТАСС. По его словам, отца интересовали старинная архитектура и древнерусские города – например, такие как Суздаль, а также московские и подмосковные памятники. «Собственно говоря, одним из толчков для переезда в Москву было то, что акварели, которые отец отправил Алексею Викторовичу Щусеву, настолько тому понравились, что тот пригласил его сотрудничать в мастерскую, и он сразу стал одним из ведущих архитекторов в мастерской Щусева», – сказал Посохин-младший.
Говоря о значении наследия Михаила Васильевича для потомков, собеседник агентства подчеркнул, что проекты того времени ассоциировались с достижениями народа и выражали настрой на оптимистическое продолжение жизни в послевоенное время. «Его наследие говорит о том, что наши архитекторы чрезвычайно талантливы, если получают фундаментальное классическое образование и на этом фундаменте, используя инновационные технологии, вполне способны сами, без помощи иностранных специалистов делать любые выдающиеся произведения архитектуры. И инженерные, кстати, тоже, потому что, скажем, никто сооружения, подобного Останкинской башне, еще не построил», – сказал Посохин-младший.
Михаил Посохин родился 13 декабря 1910 года в Томске. Ученик Алексея Щусева и Ивана Жолтовского, он и сам воспитал множество советских архитекторов. Работы Посохина-старшего во многом определили архитектурный стиль советской эпохи. Архитектор руководил работами над Генеральным планом развития Москвы 1971 года и почти четверть века занимал пост главного архитектора Москвы (1960 – 1982). Посохин оказал значительное влияние на развитие в СССР строительства жилых домов по типовым проектам. По его проектам было построено множественно правительственных и жилых зданий, а также целых районов. Именем архитектора назван проектный институт в Москве – «Моспроект-2».
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Обласкан милостью царей
Оставил шрамов ты не мало
Рукой безжалостной своей...
Узри же, что с Москвою стало!
Кругом «коробки» и бетон
Теснят «московскую старушку».
Но ласковый «Вечерний звон»
Нельзя играть под колотушку.
Сие талант? И что за вкус
Советским людям прививал ты?
Такой архитектуры груз,
Как на ослице красны банты.
Кому борщ жидкий, кому жемчуг мелкий.
Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной,
Когда кругом пруда реки Неглинной, где
Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный
И утки вольные жизнь тешили в воде;
Когда поблизости гремели балаганы
Бессвязной музыкой, и ряд больших картин
Пред ними – рисовал таинственные страны,
Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;
Когда на улице звон двухэтажных конок
Был мелодичней, чем колес жестокий треск,
И лампы в фонарях дивились, как спросонок,
На газовый рожок, как на небесный блеск;
Когда еще был жив тот «город», где героев
Островский выбирал: мир скученных домов,
Промозглых, сумрачных, сырых, – какой-то
Ноев Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось все! Ты стала, в буйстве злобы,
Все сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль – модерн...
В. Брюсов