Кто застал советские времена, помнит такую не очень добрую традицию, как «торговля в нагрузку». Любишь Жюля Верна – люби и материалы Съездов ВЛКСМ. Хочешь отведать индийского чайку – отведай и кильку в томатном соусе. Видимо, чья-то умная головушка в Минстрое России больно уж затосковала по тем славным временам, родив идею так называемой «мебельной ипотеки».
Не далее, как 3 апреля главное строительное ведомство обнародовало законопроект, который позволит включать встроенную мебель, произведённую в нашей стране или на территории стан – участниц ЕАЭС, и отделку жилья в стоимость ипотеки при использовании счетов эскроу по договорам долевого участия (ДДУ). Документ находится на общественном обсуждении до 16 апреля сего года.
Как заявил заместитель министр строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин:
Число девелоперов, предлагающих квартиры с мебелью, увеличится, что будет способствовать формированию ещё одного фактора конкуренции на рынке жилищного строительства – наличие варианта с меблировкой.
Власть не скрывает, что цели, которые при этом преследуются, в общем-то примерно те же, что были в советских гастрономах и книжных магазинах – сбыть несбываемое. Российские лесопромышленники переживают не лучшие времена. Страны ЕС по всем известным причинам русский лес закупать перестали, гнать кругляк на Восток больше нельзя по закону, а идея с деревянными небоскрёбами откровенно не взлетела. Вот и приходится ходить по ведомствам, прося дотации и преференции. А ведомства тоже предпочитают помогать не столько деньгами, сколько креативными идеями. Законопроект как раз был разработан в рамках поручения Президента России по итогам совещания по развитию лесопромышленного комплекса нашей страны.
Идея выглядит откровенно диковато. Всё-таки квартира – это не продуктовый набор и не книжка, чтобы к ней ещё что-то «впаривать» в нагрузку. Не вполне понятно даже, на какую же целевую аудиторию рассчитывают авторы. Богатым людям стандартная мебель точно не нужна – они упакуют своё гнёздышко по индивидуальному проекту, пригласив дизайнеров и спецов по интерьеру. У тех, кто победнее, вопрос меблировки помещения тоже стоит далеко не на первом месте. Квартиру покупают, выскребая все семейные накопления, залезая в долги на десятилетия и существенно роняя на этот период свой уровень жизни. Какая уж тут мебель. Были бы квадраты, а обставить их на первых порах можно чем придётся.
Скептически относятся к идее и специалисты. Например, экс-руководитель Аппарата Национального объединения строителей Илья Пономарёв, ныне выступающий в качестве эксперта Общественного совета при Минстрое России, считает, что низкое предложение новостроек в ипотеку с меблировкой в нашей стране не связано с какими-то ограничениями законодательства, а потому не ясно, какую проблему призван решить законопроект. Как отмечает Илья Вадимович:
Уже сейчас есть меблированные квартиры и жильё в бетоне, они продаются по-разному. Причём 99 процентов долевой стройки не подлежит проверке достоверности сметной стоимости, поскольку в ней не используются бюджетные средства. То есть в смету можно свободно включить мебель и назначить стоимость квартиры с её учётом.
Проще говоря, всё, что даст новая опция – это возможность девелоперу «химичить» со сметой, произвольно определяя стоимость предметов мебели и иных работ. А обычную ипотеку, без мебельного довеска можно будет постепенно свернуть, поставив покупателей перед необходимостью оплачивать ненужную ему опцию в обязательном порядке.
Есть и другие, более тонкие проблемы. Например, законопроект не разъясняет, как будет происходить переуступка прав на ипотеку при мебели в залоге. Не ясно, будет ли у владельца жилья возможность делать ремонт и менять обстановку, если она в ипотеке. Что делать, если, например, счастливый покупатель вдруг захочет заменить убогое поделие, установленное застройщиком, на нормальный шкаф или кухню? И как быть с вопросами качества? Уже сейчас девелоперы при каждом намёке на брак закатывают истерику, называют людей экстремистами и террористами и требуют законодательно запретить им запретить защищать свои права в суде. Те, кому не понравится тумбочка от застройщика, или кто вдруг найдёт в ней дефект – тоже заслужат такое клеймо?
Кроме того, срок амортизации мебели составляет всего пять лет. И непонятно, что будет банк делать после истечения этого срока. Если стоимость залога понизилась, то банк может потребовать внесения дополнительного залога или увеличить ставку.
Тем не менее, минстроевские чиновники лучатся оптимизмом, надеясь таким путём решить целый ворох проблем. И помочь российским лесопромышленникам, и сделать квартиры в новостройках более привлекательными, и защитить граждан от непростой проблемы выбора нового интерьера.
Всё тот же господин Стасишин заявил, что нововведение позволит удешевить стоимость мебели для дольщиков: мол, конкуренция между девелоперами опустит цену даже ниже розничной! За счёт запуска «мебельной ипотеки» дольщики смогут быстрее заселиться в свою квартиру и снизить траты, застройщики получат новое направление бизнеса, а производители мебели – прогнозируемый спрос на продукцию.
Хотя, а чего мы, собственно, раньше времени убиваем идею скептицизмом? Вдруг получится! Тогда подход можно будет и вовсе отмасштабировать. Например, обязать покупателей заодно к квартире покупать ещё и «Жигули», а на компьютер ставить операционку от «Астры». Раз уж у человека вдруг завелись денежки, то пусть не жадничает.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Нельзя убить убитое... А эта "гениальная" идея была убита ещё в зачатке, ибо нереализуема!!! Та же мебель из материалов за 3 копейки будет стоить ого-го, потому что навариться на этом надо будет каждому....
Почему нет? Если застройщик увидит, что это не рентабельно, то самостоятельно откажется от этой идеи?
для чего делать то, что и так понятно? в статье аргументированно всё расписали :(
Смотря какая цель. Если цель впихнуть мебель, то потребителю могут не оставить выбора.