Росстандарт утвердил ГОСТ «Услуги управления многоквартирными домами. Подготовка предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества». Документ должен вступить в действие с 1 марта 2024 года, и, по мнению разработчиков, с этого момента у российских управляющих компаний (УК) начнётся уже совсем другая жизнь.
Согласно новому ГОСТу, УК должна предоставить собственникам техническое и экономическое обоснование всех работ, на которые она планирует тратить деньги. Причём необходимость того или иного обслуживания следует соотносить с возможностями платежей жильцов – размер платы с квадратного метра может зависеть от площади всех помещений дома и должен быть распределён равномерно в течение года.
Документов, которые должна подготовить и предоставить жильцам «управляшка» прописали много. Например, это акты технического осмотра помещений МКД. На основании выявленных дефектов составляют план работ, которые делятся на плановые и неотложные. Если компетенций специалистов компании не хватает, она может привлекать для проведения экспертизы подрядные организации, работу которых оплатят опять же жильцы. Разработчики считают, что выполненное по стандарту обоснование, будет более весомым аргументом, чем просто результат осмотра на глазок. А чёткое взаимодействие УК и собственников улучшит доверие между ними.
Конечно, идею о том, чтобы заставить вредных УКашек обосновывать свои аппетиты, а не просто жадной рукой загребать в свои карманы денежки жильцов, можно только приветствовать. Но, с другой стороны, для тёртого хозяйственника не составит труда подготовить все нужные документы, а будет необходимость – и нанять профильную организацию, которая всё докажет и подтвердить. Заодно, кстати, заложив в смету сумму расходов на эту бумажную работу.
Насколько это поможет жильцам? Возможно, поможет, если в их рядах вдруг найдётся свой герой, обладающий аналогичными сверхспособностями, который разбирается в строительных нормативах и ценах, может изучить все документы, поднять соседей на «майдан», а то и в судебном порядке доказать злоупотребления коммунальщиков. Но такие люди встречаются не так уж часто. Как правило, жильцы относятся к коммунальным поборам философски, как к неодолимому злу, не слишком вдаваясь в то, как они обоснованы и почему из года в год повышаются, явно опережая инфляцию.
Есть и ещё один нюанс – новый ГОСТ носит рекомендательный характер! Так что управляющие компании могут просто ознакомиться с документом и, в лучшем случае иногда руководствоваться его положениями, если возникнет какая-то уж совсем неприятная ситуация.
Тем временем и у российских законодателей появились сомнения в прозрачности работы управляющих компаний. Этим вопросом озаботились в экспертной группе Государственной Думы по вопросам ЖКХ. Деньги на ежедневные работы и текущий ремонт зашиты в одной многозначительной строчке квитанции – «Содержание жилья». Нередко в УК говорят, что все средства ушли на уборку, благоустройство и другие мелкие работы, поэтому запланировать ремонт не представляется возможным. По мнению ряда экспертов, было бы здорово разделить эти данные на две строчки.
В думском комитете по ЖКХ предложение поддержали и сейчас разрабатывают соответствующий законопроект, рассказала депутат Светлана Разворотнева:
Если будут две цифры, то компания должна будет заниматься текущим ремонтом как отдельным вопросом.
Впрочем, каким образом публикация двух цифр вместо одной поможет делу экономии, тоже не вполне понятно. Стоит вспомнить, что не так давно власти утвердили порядок платежей за потреблённые энергоресурсы напрямую поставщикам, минуя управляющие компании. На практике это привело только к увеличению количества квитанций и к новой головной боли для жителей, которые должны каждый месяц вести мини-бухгалтерию с кучей расчётных счетов и контрагентов. При том, что тарифы как росли, так и продолжают расти…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Сейчас вся эта схема проходит кап ремонт… жители жаждут обоснование, и даже находятся те кто что-то понимает, но вот результат остаётся результатом: есть те кто доволен проведённым кап ремонтом???
Рекомендательно, значит необязательно. Вот на это и будут ссылаться.
Можно прогнуть, было бы желание.
Платят одни, тратят другие, получают третьи и четвёртые, а отчитываться некому.
Надо требовать отчета за потраченные деньги! Хотя итак обманут, но на меньшую сумму!
Право-то у Вас есть...
Если есть право, то надо требовать и не сдавать позиции! Жаловаться в прокуратуру!