Как строительство более миллиона квадратных метров может обернуться градостроительным провалом? Легко! Если последовательно пренебрегать полноценным развитием застраиваемой территории, игнорировать потребности в социальной и транспортной инфраструктуре и концентрироваться на скоростном возведении квадратных метров, которые приносят прибыль.
Печальный пример такой стройки – посёлок Шушары близ Санкт-Петербурга. Об этом посёлке, а точнее, о его главе мы недавно рассказывали. Ситуация там настолько близка к коллапсу на всех уровнях, что петербургские чиновники даже приостановили его застройку, хотя силы и средства на это есть.
В конце 90-х годов небольшой посёлок Шушары, расположенный на юге Петербурга, стал новой территориальной единицей в составе города. Его быстро приметили застройщики, ведь по оценкам специалистов, градостроительный потенциал района оценивался в 5.000.000 квадратных метров жилья. За освоение столь внушительных объёмов строители принялись стремительно, позабыв обо всём на свете. Исправлять ошибки этих энтузиастов нынешние и будущие поколения, вероятно, будут ещё долго.
К настоящему моменту в Шушарах было построено и продано более 1.000.000 квадратных метров жилой недвижимости, ещё 850.000 квадратов находятся на этапе строительства. В разы выросло и население посёлка так, что сегодня он входит в тройку самых густонаселённых районов города. Популяционный бум пришёлся на последние три года – с 92.000 человек в 2020 году до 132.000 в 2023-м.
Такие цифры и темпы строительства, по идее, должны быть предметом гордости и образцом для других городов. Но изложение полной картины того, что происходит в бурно развивающемся посёлке, заставляет шушарских чиновников и застройщиков как минимум стыдливо отвести взгляд, как максимум провалиться под землю от стыда и позора. С точки зрения градостроительства, Шушары это настоящий провал.
То, что у нас в стране жилую застройку не привыкли осмыслять комплексно, то есть заботясь обо всех сферах человеческой жизни, а не только о месте его непосредственного проживания, факт известный. И всё же пример шушарского поселения выходит за грани разумного.
Страшная беда тут наблюдается с объектами социальной инфраструктуры. На 30.000 детей и подростков, официально зарегистрированных в посёлке, приходится менее десяти школ, где ребятам приходится учиться в две смены в классах по 40-42 человека. Очередь в детский сады достигает 1.000 человек. Досуговых центра с бесплатными развивающими занятиями всего два, так что свободное время молодёжь проводит на улице, если родители не имеют возможности оплачивать кружки и секции из собственного кармана. Для сравнения в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, население которого составляет 155.000 человек, насчитывается 21 такой подростково-молодёжный клуб.
На одной из улиц пустует здание, площадью 470 квадратных метров, которое шушарцы не первый год пытаются приспособить для нужд района. Недавно выяснилось, что ещё 7 лет назад его передали в безвозмездное пользование Почте России для ремонта и размещения своего отделения. Но вместо реставрации, которую посчитали нецелесообразной в виду финансовых причин, почтальоны решили сдать его в аренду на аукционе. Теперь государственная почтовая служба получает более 1.500.000 рублей ежегодно, а арендатор, победитель торгов, сдаёт помещение в субаренду по цене 470.000 рублей в месяц.
Отдельная боль местных жителей – транспортная доступность, а вернее, её отсутствие. Для выезда из Шушар существует только один выезд, а потому район и прилегающие дорожные артерии перманентно стоят в пробках. В настоящий момент власти пытаются организовать ещё две развязки, строят линию скоростного трамвая и усиливают железнодорожное сообщение, но этих мер недостаточно.
Дорожный коллапс стал одной из причин, по которой в Шушарах приостановили стройку. В начале сентября комиссия по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга отклонила предложения застройщика «Дальпитерстрой» о переведении 163-х гектаров земли в разряд жилой и общественно-деловой застройки. Правда, некоторые депутаты заявили, что отставание в развитие инфраструктуры не должно быть основанием для отказа строителям. Вот, к примеру, что заявил «народный избранец» Валерий Гарнец:
Дороги можно сделать. Их наличие не должно оказывать влияние на строительство – это не причина тому, чтобы отказывать компания.
Интересно, как бы господин Гарнец заговорил, если б сам постоянно жил в Шушарах?
К слову, сами шушарцы со своим бедственным положением спасаются при помощи юмора. Так, пару лет назад на одной из улиц появился «Шушарский колумбарий надежд», арт-объект, имитирующий хранилище урн с прахом, на которых были перечислены невыполненные обещания властей и застройщиков. Подпись под фотографиями колумбария гласила:
Долгие годы тысячи жителей Центральной Усадьбы жили ожиданиями и надеждами, но пустые обещания чиновников так и остались на бумаге. С чувством глубокой скорби и невосполнимой утраты мы провожаем в последний путь Шушарские надежды: надежды на строительство социальных объектов, на транспортную доступность и комфортную среду, на безопасность и развитие посёлка.
Другой забавный объект разместили на пустыре, где уже более десяти лет обещают благоустроить парк. Там появилась двухметровая скульптура болта, который по выражению её авторов чиновники и строители «кладут на обязательство по озеленению территории». Годом ранее на том же месте шушарцы оставили гигантскую скульптуру в виде человеческой руки, сложенной в кукиш…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ужасные фотографии... просто ужасные....
Как предложение жителям посёлка Шушары: написать открытое письмо Президенту. Если чиновники бездействуют, надо искать на них управу.
На открытое коллективное может быть власти и обратят внимание... Случайно.
На письменные обращения отдельного гражданина внимания не обратят.
За два года я написал несколько десятков обращений в различные органы власти.
Если сложить вместе все отписки, получится гора писем размером с такой болт...
Естественно коллективное. Можно собрать в одно обращение, но иногда лучше срабатывает много идентичных. Надо прорабатывать.
Я думаю это уже люди прошли, и уже получили многочисленные отписки.
3 подписанта - это коллективное обращение?
Отправлял обращение от 3-х человек Уполномоченному по правам человека Т.Н. Москальковой.
Получили отписку, совершенно немотивированную. Переписка продолжается. Как оказалось, Аппарат УПЧ - это контора по пересылке обращений...
Думаю, что даже коллективное обращение будет малодейственным, если оно не будет обнародовано в сети Интернет.
На коллективное, открытое, размещенное в сети Интернет обращение возможно обратят внимание.
Случайно...
В ходе моих обращений я наметил 3 этапа:
1. Письменные обращения в органы власти.
2. Обращения к медийным лицам с описанием проблемы.
3. Выход в общественное пространство посредством сети Интернет.
Первые 2 этапа мною осуществлены. Результат - КРУГЛЫЙ ноль/нуль.
Сейчас обдумываю, как и на какой площадке озвучит публично свою проблему,
какие-то тексты уже пытаюсь писать.
Есть планы создать Телеграм-канал с изложением всех историй моих обращений по пунктам 1 и 2.
Скоро начинаю 3 этап...
Общественный резонанс и показательная порка.
Очень обидно за своих соотечественников, которые много лет верили и надеялись, что их жизнь в родном районе станет лучше! И жаль, что кому-то даже не стыдно в очередной раз обманывать людей!
Но фантазия у людей получше, чем у некоторых скульпторов
* парк туалетов в Корее
Перенаселенное гетто без дорог, без метро(судя по тому, как строится метро в самом Петербурге, про станцию в нормальном месте можно просто забыть) и даже без трамвая, который бы позволил добираться к метро без стояния в пробках.Спасибо нашим чиновникам!!! И лично губернатору!
Я вот, честно сказать, никогда не задумывалась: в удобном ли месте стоит метро в Москве... Да и в СПб была ни раз, ездила на метро, тоже самое... Хотя, возможно, коренному жителю виднее (это я про СПб опять жеж)...