Пару дней назад в Северной столице планировали приступить к частичному сносу исторического дома Басевича, разборки вокруг которого не утихают с 2007 года. Однако прибывшая по адресу бригада по демонтажу встретила ожесточенный отпор забаррикадировавшихся в здании градозащитников. Дело дошло до стычки с ЧОПом и полицейских арестов. На первый взгляд, порыв городских активистов кажется благородным и самоотверженным. При более детальном рассмотрении дела, становится ясно, что заступники архитектурных памятников в этот раз сильно перегнули палку.
Дом Басевича, ставший предметом нынешнего ожесточенного раздора, стоит на Петроградской стороне Санкт-Петербурга уже более ста лет. В 1912 году внушительную постройку в стиле модерн возвели там по проекту архитекторов Алексея Зазерского и Ивана Басевича, который въехал туда со своей строительно-инженерной конторой. К слову, каким-то уникальным внешним обликом здание не отличается и являет собой классическую пятиэтажную постройку старого фонда со сдержанным, ничем не примечательным фасадом, каких по всему Питеру сотни.
После революции дом национализировали, отдали под коммунальные квартиры и оставили жить своей жизнью, которая закончилась в 2007 году, когда объект окончательно обветшал, был признан аварийным и расселён.
Долгое время про исторический памятник не вспоминал никто: ни городские власти, не выделявшиеся какие-либо средства на ремонт, ни градозащитники, ни потенциальные инвесторы. Разваливающаяся заброшка, в которой регулярно случались пожары и собирались маргинальные элементы общества, волновала разве что жителей района, которые были не в восторге от такого соседства.
Наконец, в 2014 году на дом, а, вернее, на участок под ним, положили глаз в Театре балета Бориса Эйфмана, здание которого находится буквально на соседней улице. Танцоры подыскивали место, где можно было бы организовать общежитие для своих артистов, гостей и учеников, и, казалось бы, никому не нужный, полуразрушенный дом Басевича – был идеальным вариантом.
Но как только потенциальные застройщики заговорили о необходимости снести или значительно перестроить старинное здание, в градозащитных кругах поднялась настоящая буря. Активисты раструбили об этом во всех местных СМИ, устраивали флешмобы, подавали иски в суды и обращались в администрацию города. К слову, представители Смольного совместно с коллегами из комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры провели свою оценку и отказались включать постройку в перечень охраняемых объектов, посчитав её слишком рядовой.
При этом в детали предлагаемого проекта реконструкции, который, кстати, составила авторитетная архитектурная мастерская «Проектная культура», никто толком не углублялся. Здание действительно предлагали полностью разобрать и перестроить внутренние объёмы, сохранив лишь внешние фасады. Но причина таких радикальных действий крылась не в пренебрежительном желании новых собственников переделать всё «под себя», а в банальной невозможности восстановить дом в его первозданном виде.
Старая планировка объекта совершенно не отвечает современным строительным и санитарным нормам жилой постройки – проверку на требования пожарной безопасности, вентиляции и инсоляции объект попросту не прошёл бы. К тому же, в дореволюционных домах существует проблема с наличием санузлов и ванных комнат, вписать их необходимое количество в новый проект было бы крайне затруднительно. Деревянные перекрытия, повреждённые пожарами, грибком и погодными условиями также нереально было привести в порядок.
Осведомлённость об этих нюансах несколько меняет взгляд на спорную ситуацию со сносом исторического здания. По сути, «к смерти» его приговорили не нынешние инициаторы глобальной перестройки, а городские власти, упустившие момент, когда дом ещё можно было спасти надлежащим уходом и реставрацией. Более того, какой-либо здравой альтернативы для данного объекта на сегодняшний момент не существует. Перед горожанами стоит выбор – уже через пару лет увидеть новый дом, внешний вид которого будет вписываться в общий архитектурный стиль района, либо продолжать соседствовать с небезопасными, уродливыми развалинами, ремонт которых город в ближайшее время финансировать не собирается.
Но рьяных городских «защитников», кажется, это не вразумляет. Уже не первый день они заявляются на площадку и саботируют демонтаж – баррикадируются в здании, залезают на строительную технику, ругаются с рабочими, оказывают сопротивление ЧОПу и сотрудникам полиции, даже начали собирать подписи за лишение балетмейстера Бориса Эйфмана звания почётного гражданина Санкт-Петербурга. Иными словами, по полной программе отстаивают принцип «мой дом – моя крепость». Вот только не хотят признать очевидный факт, что крепость давно превратилась в руины…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
"...со сдержанным, ничем не примечательным фасадом..."
Вы серьезно? Вы посмотрите, что сейчас строят... И сравните.
Да, вкус у граждан упал "ниже плинтуса". На грани с безвкусицей. Царствует новый стиль - примитивизм.
Руки прочь от старого Питера и старой Москвы!!!
Конечно, сейчас строят прямо скажем фу-фу-фу, тут не поспоришь, но и дом на фото к сожалению давно утратил свою красоту, а что самое главное...безопасность... Никто не будет заниматься его реставрацией, тогда делать то что???....
Я считаю так. Если сносить, то новое здание внешне должно повторять фасад. Внутри - пожалуйста, что хотите, но внешне должна быть 99% копия. Тогда сохранится очарование любого старого города.
Да, Храм Христа Спасителя, например, так восстанавливали... Ну, да, а что делать, если утрачено или почти утрачено? Только так.
Люди в админе олени, отдадут с аукциона и все дела.
Люди хотят чтобы было так как они хотят...и имеют права... Но вопрос в том, что спонсором быть не хочет никто...
А публичные слушания нельзя устроить?
Уникальное здание, ничего не жалеют деспоты.