На прошлой неделе в Санкт-Петербурге заочно арестовали и объявили в розыск экс-владельца холдинга «Адамант», предпринимателя Бориса Берсона. Он обвиняется в ненадлежащем обращении со старинным особняком князя Черкасского, повлекшем разрушение здания. Конечно, халатным отношением к памятникам культурного наследия в нашей стране сегодня никого не удивишь, но детали этой истории выводят пренебрежение историческим достоянием на новый уровень.
Особняк князя Алексея Черкасского – не какое-то очередное старинное здание в центре Северной столицы, коих там не счесть. Это дом-ровесник Петербурга, построенный в 1720-е годы, то есть спустя всего 15-17 лет после основания города. Поразительно, что особняк вообще дожил до наших дней, минуя все исторические невзгоды, которые претерпел город на Неве за последние 300 лет. Будучи расположенным в самом центре города, на одной из красивейших набережных, напротив Исаакиевского собора и вблизи Императорской Академии художеств, он мог бы быть жемчужиной архитектурного облика культурной столицы. Если бы в 2005 году не попал в руки бизнесмена Берсона.
Информации о Борисе Иосифовиче в открытом доступе очень мало. Известно, что бизнесмен долгое время являлся совладельцем компании «Адамант», которой принадлежит огромный портфель коммерческой недвижимости в Петербурге, в том числе 22 торгово-развлекательных комплекса, офисы, склады и заведения общепита. Когда в 2021 году господин Берсон покинул холдинг, эксперты оценивали стоимость его доли в 15-20 миллиардов рублей.
Во времена своего основания, которые пришлись на лихие 90-е, «Адамант», как и многие похожие фирмы, по всей видимости, ловко прибирал к рукам всё, что плохо лежит, а вернее, стоит на улицах Петербурга. В результате на имена акционеров холдинга оказались записаны не только большие коммерческие помещения, но и огромное количество старинных зданий, признанных ныне объектами культурного наследия.
Практика продолжилась и в начале нулевых, когда компания фактически стала монополистом на рынке коммерческой недвижимости Северной столицы. Тогда-то Борис Берсон и выкупил особняк Черкасского, который был расселён в 2005 году. Подробности этой сделки, разумеется, канули в Лету, однако сегодня было бы крайне любопытно ознакомиться с её деталями и узнать, на каких условиях бизнесмену удалось заполучить архитектурный памятник в самом центре города.
Заполучив ключи от дома, Борис Иосифович поначалу был полон энтузиазма и даже планировал сделать из особняка роскошный отель. Это было выгодно не только с коммерческой точки зрения, но и с репутационной – ведь ближайшим соседом господин Берсона по улице был Евгений Пригожин. Фирме знаменитого ресторатора, известного в народе как «повар Путина», в 2003 году в аренду на 49 лет было передано стоящее рядом здание. Однако, строительство отеля предполагало масштабную реконструкцию, проекты которой не пришлись по душе муниципальным градостроительным инстанциям, а потому от этой идеи Берсон отказался.
Поскольку кусочек городского архитектурного наследия был уж слишком лакомым, бросать его без дела тоже не хотелось, и в 2010-х годах бизнесмен задумал переделать особняк в элитный дом всего на 3 квартиры. Сказать, что проект ошеломлял своей роскошью и размахом – не сказать ничего. В просторных апартаментах планировали обустроить сауны, хамамы и персональные бассейны. Кроме того, к особняку должны были пристроить флигели с комфортабельными номерами для гостей, зелёную террасу и подземную парковку. Площадь предполагаемых квартир исчислялась сотнями метров, а стоимость уже тогда доходила до 500-800 тысяч рублей за один «квадрат».
Но и этому проекту не суждено было дойти до стадии реализации. В конечном счёте, особняк просто забросили, и на протяжении последнего десятилетия без надлежащего ухода он стремительно ветшал и разваливался, став приютом для петербургских бомжей. За них, кстати, можно и порадоваться – ну в каком ещё городе мира маргиналам посчастливится годами проживать в старинном поместье в одном из центральных районов мегаполиса? Немногим коренным петербуржцам доступна такая привилегия…
Итогом преступного бездействия собственника стало повреждения здания на сумму более 39-ти миллионов рублей. Именно это и вменяет сегодня Следственный комитет РФ господину Берсону. Дело тянется еще с 2021 года – уже тогда расследование было завершено, а вина Бориса Иосифовича доказана. Но представители судебных инстанций не торопятся привлекать недобросовестного бизнесмена к ответственности по полной программе и из года в год лишь вяло избирают виновнику меры пресечения. Он, в свою очередь, ловко уклоняется от явки на процесс, предоставляя больничные листы из частных клиник. Информацию о болезни и продолжительном домашнем лечении, из-за которого гражданин Берсон не может явиться в суд, как попугаи, повторяют и его адвокаты.
Но, кажется, теперь представителям СК и местным судьям это, наконец, надоело, а потому на прошлой неделе предпринимателя заочно арестовали и объявили в розыск. Кроме того, сообщается, что на его имущество наложен арест на сумму более 180-ти миллионов рублей, а самому Борису Берсону грозит до… двух лет лишения свободы. Да только, как говорится, кто ж его посадит! Даже за разрушение памятника…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Небось никто даже искать не будет! Всем уже заплачено!
Всем заплатить не получится.
Вот и надо вопрос ставить: кто и на каких основаниях передал исторический объект бизнесмену?????
"Если бы в 2005 году не попал в руки бизнесмена Берсона"
Всегда веселит подобный оборот. Виноваты мигранты, живущие по купленным паспортам. Виноваты берсоны, захватывающие особняки в центре Петербурга. Виноваты все, но только не чинуши, все это оформляющие и позволяющие.