О том, что наше высшее образование, мягко говоря, оторвалось не только от запросов экономики, но и вообще от реальности, превратившись в замкнутую систему по торговле корочками, в последнее время не говорил только ленивый. Действительно, классический вариант трудоустройства, через получение высшего образование, сегодня, скорее, стал исключением.
Молодёжь находит себя, в основном, получая работу с помощью родительских связей, и лишь потом, задним числом «докупает» все необходимые бумажки. К числу которых относятся дипломы о вузовском образовании. Это в лучшем случае. А в худшем – обучение, которое со временем становится всё более длительным и оторванным от практики, превращается в самодостаточный процесс, который вообще никак не связан с профессиональной деятельностью. Люди несут в вузы деньги, надеются, что потом смогут с новой специальностью куда-то устроиться, и, разумеется, без практики и опыта так и остаются никем не востребованы. На годы и десятилетия застревая на случайно найденных «временных» работах продавцов, менеджеров, курьеров и консультантов.
Вот и серьёзные социологические исследования подтверждают эту неприглядную картину. Эксперты Института образования ВШЭ провели репрезентативное исследование на тему «Траектория образования и профессии». В выборке представлены данные о судьбах 1.247-ми ребят, которые в 2012 году учились в 9-ом классе и затем пошли получать высшее образование.
В итоге аналитики определили, что для нынешних 25-летних характерны девять типов построения «траектории» образования и трудоустройства, которые были разбиты на три группы.
Тип первый. Быстрое образование и выход на работу
Ребята из этой группы пошли по классическом пути. После окончания 11-ти классов они поступили в бакалавриат, в вузе посвящали себя только учёбе, а окончив его, сразу нашли постоянную работу, а не попали во временную занятость. Таких счастливчиков оказалось только 15% от всей выборки. Большинство из них трудятся в сфере госслужбы и социальных услуг.
Вторая подгруппа характеризуется тем, что ребята начали совмещать работу и учёбу на старших курсах. По мнению авторов исследования, это связано с тем, что те живут в более крупных городах, значит, возможностей для работы у них больше. Хотя, скорее всего, дело в более бедственном положении семей, которое вынудило студентов после лекций мыть тарелки и разгружать фуры.
Ещё одна подгруппа названа «карьерной траекторией». Те, кто пошёл по этому пути, тоже ограничились дипломом бакалавра, но вышли на рынок труда уже на первом курсе. Молодёжь в этом треке преимущественно работает в сфере услуг, 21% имеют детей. На рынок труда они вышли вынужденно – их школьная успеваемость, как и социально-экономический статус семьи, были ниже, чем у сверстников. Опять-таки исследование не говорит о том, что в итоге стало с этими «карьеристами» – сумели они потом устроиться по специальности или так и остались торговать мобильниками в салонах.
Тип второй. Длительное высшее образование
Другая категория включает в себя ребят из более обеспеченных семей, которые получили возможность получить полноценное образование – магистратуру или специалитет. По оценкам авторов, впрочем, по «длинному» пути следуют выпускники вузов с более высокой успеваемостью в школе и математической грамотностью, а также более высоким культурным капиталом (?) семьи. Хотя, очевидно, что сама по себе высокая успеваемость является косвенным признаком семейного достатка – возможностью дать ребёнку в школе более качественное образование, нанять репетиторов, создать комфортные и спокойные условия для учёбы.
Закономерно, что среди выпускников больше тех, кто работает в отраслях, требующих высокой квалификации – промышленность, образование, и меньше тех, кто занят в сфере услуг. Есть и те, кто после окончания бакалавриата и специалитета вышли на рынок труда на пару лет и, не прекращая работать, поступили в магистратуру.
Тип третий. Нетрадиционные маршруты
Также эксперты ВШЭ выделяют нестабильные или прекариальные траектории. У участников этой траектории разный опыт получения образования. Большинство преодолели только одну ступень высшего образования, но часть продолжили обучение в магистратуре. Однако объединяет их специфика положения на рынке труда. Большую часть времени после окончания учёбы выпускники работали на временной работе или неполный день.
В пандемийный 2020 год более половины участников траектории находилось в нестабильном положении. Однако средние заработки тех из них, у кого работа была, лишь немного не дотягивали до средних по выборке. Впрочем, по мнению авторов, среди участников этой траектории могли быть фрилансеры и самозанятые, поэтому нестабильность могла быть отчасти искомым, а не вынужденным состоянием.
Вместо эпилога
Очевидно, что авторов исследования волнуют преимущественно перспективы российского образования в свете отмены болонской системы. Логично, что ВШЭ, крупный и серьёзный вуз, заинтересован в том, чтобы доказать – чем дольше длиться образование, тем лучше в итоге трудоустройство. И результаты анализа в целом к этому выводу ненавязчиво подведены.
Но при этом остаются полностью за скобками два важнейших фактора. Во-первых, это благосостояние семьи. Можно, конечно, ставить вопрос так, что вот, мол, студент молодец, долго учился и получил хорошую работу. А можно посмотреть на это и с другой стороны. Что молодые люди, которые благодаря связям и ресурсам своих семей получают хорошие места, имеют и достаточно возможностей, чтобы долго учиться на престижных специальностях – не важно, очно либо заочно. И в таком случае корреляция между трудоустройством и образованием уже не выглядит настолько принципиальной.
Во-вторых, авторы никак не отразили главный результат обучения – а какой же процент студентов в итоге вообще пошёл работать по специальности? И здесь ситуация не слишком радужная. В 2020 году сервис «Работа.ру» и портал «Рамблер» провели исследование, опросив 4.200 человек, в ходе которого выяснили, что что лишь 36% жителей страны связали свою жизнь с тем направлением, на которое учились в вузе или училище. При этом 40% вообще никогда не работали по полученной специальности.
Ранее свои социометрики приводила компания HeadHunter, уже только среди выпускников вуза. Оказалось, что более 40% людей, получивших высшее образование, не работают по специальности, из них большинство не работало по профилю ни одного дня. Причиной стала либо невозможность устроиться, либо унизительно низкие зарплаты, либо разочарование в выбранной профессии.
Положение дел не внушает оптимизма. Человек учится 4-5-6 лет, платит огромные деньги, тратит свои силы, пишет диплом, выпускается – и идёт работать по совершенно другому направлению. Что это, как не чудовищное расточительство человеческих ресурсов, времени и средств?
Не удивительно, что престижность вузовского образования с каждым годом стремится к нулю. И люди всё чаще смотрят в сторону образования на базе техникумов и профессиональных училищ, которые дают возможность быстро освоить специальность и начать зарабатывать деньги. А диплом воспринимают как сомнительной ценности бумажку, которую можно будет получить и потом, если вдруг понадобиться для карьерного роста.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Что могу сказать, а могу только поделиться опытом, так сказать…. Во времена моей учебы был только специалитет. В России тогда не знали о магистратуре и так далее… И вот, как это было принято, летом после 4 курса я пошла на практику. И….осталась там работать. А позже оттуда и ушла в декрет. Так что не всё так вот уж прям единообразно, вариаций масса….
Что было - не забудется
Что будет - то и сбудется
Да и весна уж минула давно
Так как же это вышло-то
Что всё шелками вышито
Судьбы моей простое полотно...;))
Образование и трудоустройство в престижную компанию с хорошим окладом не связаны друг с другом. ВУЗам необходимо искать юридические лица и сотрудничать с ними по вопросам трудоустройства выпускников. Это может изменить устоявшуюся систему.
Homo homini lupus est!
Т.е. капитализм. Коммерсы хотят большего спеца за меньшие деньги. Такова жизнь бизнеса. Так формируются капиталы: больше взять - меньше отдать.
А ВУЗы и пр. УЗ в большинстве своём сидят на бюджете и им до лампочки востребованность их выпускников. Многие учебные заведения по своему менталитету остались в социализме. Это касается даже новых коммерческих ВУЗов, так как возглавляют их, как правило, всё те же "миллеры, тауберты и шумахеры".
Увы, к социалистической системе распределения молодых кадров уже не вернуться. Это факт. Но профессуре на это плевать.
Что касается трудоустройства. Таланты пробиваются сейчас в какой-то степени даже более свободно (как ни странно) и зарабатывают более, чем им бы позволили при социализме. Вопрос только в том, что талантов, как водится, мало. Остальные вынуждены вести себя и искать работу, как "среднестатистическая серость".
К коей я тоже себя отношу, так что не надо обвинений в тщеславии.
Итак, далеко не каждый, кто считает себя талантом и недооцененным гением, им является объективно.
Если ты недоволен своей жизнью, то:
Вариант 1. Ты бездарность. Ну, прими это и либо смирись, либо работай над собой.
Вариант 2. Ты - талант, но твои запросы и потребности ещё более "талантливы". Умерь аппетит. И открой глаза: может быть ты уже живешь гораздо лучше "среднестатистической серости"?
В настоящее время лучшее образование - это САМОобразование. И главное - не ныть, а работать над собой!!!
А как же идти к своей цели??? Такое не рассматривается???
Идите. Просто не нойте и работайте над собой. Что не так?
Успех - это идти от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.
Уинстон Черчилль