Очень невесёлые новости культуры приходят к нам из Псковской области. В деревне Любенск Плюсского района сожгли музей-усадьбу известного всему миру русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Под ноль. До уголька. Сожгли не хулиганствующие подростки или члены какой-либо из запрещённых на просторах Российской Федерации террористических организаций, а строители, выполнявшие ремонтные работы.
Сообщают, что Следственное управление СК России по Псковской области проводит проверку. Сотрудники ведомства осмотрели место происшествия и опросили очевидцев. По предварительным данным, пожар произошёл при работах по гидроизоляции мягкой кровли с использованием газовой горелки.
Бывает. Здание деревянное. Это вам не классическое «дворянское гнездо», каких полно в Псковской области, а просто большой одноэтажный деревянный дом, очень старый. Много ли ему нужно, чтобы запылать, как спичка? Да ещё и температура 2 июля, когда случилась беда, стояла соответствующая – на регион обрушилась жара за +30 градусов. В тушении участвовали 22 человека и 12 единиц техник, однако площадь возгорания превысила 600 метров квадратных, от деревянного здания остались только головешки.
Руководство Псковского музея-заповедника, в ведомстве которого находится усадьба, попытались немного подсластить пилюлю. Во-первых, рассказали, что благодаря активным действиям пожарных и добровольных помощников из местных жителей, удалось спасти примерно половину экспонатов – 1.125 предметов:
Из музея эвакуированы следующие материальные ценности: подлинный серебряный стаканчик, подлинное золотое перо, мебель, книги, журналы и стеллажи, что составило, предварительно, 50 процентов всех материальных ценностей, находящихся в музее.
Во-вторых, усадьба-то была «новодельная». Первый раз здание было сожжено гитлеровцами во время войны, и восстановили его в 50-х годах на прежних фундаментах. При этом, как аккуратно пишут в путеводителях, «планировка внутренних помещений условна».
Наконец, губернатор Псковской области Михаил Ведерников утешил любителей старины и классической музыки в своём телеграмм-канале – мол, всё восстановим, будет, как новенький!
Сомневаться в словах главы региона не приходится. Речь всё-таки идёт не о районном краеведческом музее с тремя самоварами и одной прялкой, а про культурный памятник федерального значения, место, в котором жил и работал великий русский композитор с мировым именем.
Остаётся открытым вопрос, кто же виноват в таком вопиющем происшествии? Название организации, которая была подрядчиком нигде не сообщается. Подрядчиков у Псковского музея-заповедника много и периодически возникают конфликты то с одной, то с другой компанией.
Теперь предстоят длительные следственные действия, виновные будут найдены и через пару годиков наказаны по всей строгости закона. Очевидно, что беготня с газовой горелкой при летней жаре за 30 градусов по деревянному зданию едва ли может быть совместима с какими-то требованиями обеспечения безопасности. Государство в последние годы выделяет достаточно средств для того, чтобы, по крайней мере, такие объекты ремонтировались нормально, а не силами условных Равшанов и Джамшутов. Так кто же будет наказан? Парочка гастарбайтеров, с которых всё равно ничего не возьмёшь? Прораб, которого теперь затаскают по инстанциям и доведут до инфаркта? Или, может, сами смотрители музея – за то, что плохо знают ГОСТы и СНиПы?
На местных форумах, где обсуждают событие, уже припомнили множество подобных происшествий за последние годы. Это и пожар купола Троицкого собора в Петербурге во время строительных работ. И пожар в Центре реставрации имени Грабаря. И горевший Манеж в Москве. Не слишком ли часто у нас горят те здания, где ущерб очень сложно оценить в денежных единицах? Возможно, господам чиновникам стоит сделать выводы о том, насколько применимы классические схемы с единственным участником конкурсов, цепочкой субподрядчиков и парочкой гастарбайтеров на низовом уровне для ремонта доставшихся нам в наследство уникальных исторических памятников.
Аргументы «подумаешь, всё равно новодел, восстановим» – это не очень хорошие аргументы. Есть разница, когда культурное наследие гибнет во время войны и когда мы сами уничтожаем его по собственному разгильдяйству.
Немного истории
В имении Любенск Николай Андреевич Римский-Корсаков впервые поселился в 1907 году и в том же году приобрёл его, оформив купчую на своих детей. Усадьба находится на берегу озера Песно, в 15-ти километрах от станции Плюсса и совсем недалеко от Вечаши, которую семья композитора снимала под дачу в течение 6-ти летних сезонов, начиная с 1894 года. В этих краях были написаны оперы «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка». В общем, прекрасную музыку, которую доводилось слышать каждому из нас, хотя бы в виде отдельных фрагментов.
Вот, что писал композитор о Любенске:
Дом стоит на относительно высоком месте, прекрасный вид на озеро, огромный сад, сирени в изобилии, а в данную минуту роскошно цветут жасмины и душистые пионы.
Наши предки вообще ценили красоту и природу. Сады и парки были неотъемлемой частью таких усадеб и, хотя в весьма одичавшем состоянии, дожили и до наших дней. Вокруг Любенского сейчас растут 500 яблонь, аллеи-коридоры лиловой и белой сирени, кусты душистых пионов, ягодные кусты, акация, берёзы и вековые дубы. Есть три живописных пруда – Овальный, Зеркальный и Озерцо.
Здесь же Николай Андреевич и умер 8 июня 1908 года. Семья жила в Любенске до 1919 года, а ещё через два года по инициативе наркома Анатолия Луначарского усадьбу взяли под охрану государства. Большевики, невзирая на весь свой радикализм, прекрасно понимали важность культурного наследия и умели беречь доставшиеся им ценности.
Потом была гитлеровская оккупация, огневые точки в подвалах и выжженная земля после отступающих нацистов. Было послевоенное восстановление и не менее трудное перестроечное время, когда усадьба переходила из рук в руки переживавших не самый благополучный период псковских музейщиков. Мемориальный музей композитора в его нынешнем формате был открыт в марте 1995 года. Первую экскурсию провела приехавшая на праздник внучка композитора Татьяна Римская-Корсакова.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Какой ужас.... Просто кошмар и ужас.... Больше слов нет.
Интересно, откуда вы знаете про единственного участника, цепочку субподрядчиков и гастарбайтеров?
Количество пожаров увеличилось. Где газ, где бычок, где гастарбайтер. Название этому: нарушение техники пожарной безопасности.