ОТ РЕДАКЦИИ. Давно не радовал своими произведениями наш внештатный автор, просто подписывающийся Инженер-строитель. Произведениями, которые, казалось бы, не очень вписываются в формат сайта За-Строй.РФ. Но потом, после публикации, судя по комментариям наших читателей, невольно приходишь к выводу: вписываются и даже очень! Впрочем, слово – автору.
***
Последние дни, в связи с очевидными ударами по экономике, в текстах у нынешних властителей дум – блогеров, журналистов, аналитиков, всё чаще мелькает термин «антихрупкость». Слово придумал современный мыслитель Нассим Талеб, написавший одноимённую книжку.
Книги его представляют собой типичный для современного Запада жанр, когда простую мысль, для которой достаточно короткой статьи, растягивают на 500-страничный том. При чтении современных концептуальных авторов приходится продираться через тонны словесного мусора, хвастовства, не относящихся к делу анекдотов и откровенной воды, налитой, чтобы увеличить гонорар. Если взять сухую выжимку из философии Талеба, то она сводится к двум тезисам: во-первых, в мире могут происходить глобальные общественно-политические катастрофы, которые никто не может спрогнозировать. И, во-вторых, простые системы более живучи, чем сложные.
С первым тезисом никто спорить не будет, а вот второй выглядит крайне сомнительно. К сожалению, никаких теоретических построений, которые можно было бы проанализировать, у Талеба нет, всё ограничивается исключительно умозрительными примерами. Например, он сравнивает топ-менеджера и таксиста. Мол, в случае кризиса топ-менеджер крупной компании не сможет найти новую работу по своему профилю, а таксисту – ему что, он как таксовал, так и будет таксовать.
Тут даже очень наивному человеку понятно, что на практике всё будет совсем не так. Топ-менеджер – это человек с серьёзными социальными и деловыми связями. После увольнения он недельку побегает по знакомым и найдёт новое место, пусть и не такое прибыльное. А таксиста в кризис ждёт: сокращение спроса, так как больше народа будет ходить пешком или использовать общественный транспорт, рост цен на бензин, рост числа конкурентов, растущие проблемы с ремонтом убитой машинки… И кто там более «антихрупок» – это большой вопрос.
В конце 80-х «хрупкие» райкомовские и обкомовские секретари, с истфаком за плечами, открывали кооперативы, а потом энергично участвовали в приватизации. Потому что они имели навыки выстраивания партнёрских отношений и связи. А «антихрупкие» работяги тащили с заводов последний цветмет и опивались спирт-ройялем. Мои родственники из небольшого райцентра постоянно переживали, что останутся без работы, а были они сотрудниками местной микроскопической газеты. В реальности позакрывались могучие цеха и комбинаты, развалилась инфраструктура, а рептильная газетка до сих в какой-то форме влачит своё существование.
На днях на пока ещё не заблокированном Ютубе вышел ролик некоего блогера, который вообще-то бодибилдер, но, как и вся эта публика, любит порассуждать о жизни. И вот он на серьёзных щах учит, что в кризис нужно освоить простую рабочую профессию, потому что тогда не останешься без куска хлеба. Становись, мол, электриком, сантехником – и ты всегда себя сможешь прокормиться руками. Ну и ссылался на вышеупомянутого Талеба.
Хочется спросить: родной, как ты это себе представляешь – «стать сантехником»? Месячные курсы в местном учебном центре не сделают тебя сантехником – такие курсы они не про образование, а про торговлю допусками. Чтобы стать сантехником (надо убить сантехника – зачёркнуто), надо найти опытного сантехника и полгода-год побегать за ним хвостиком, подавая ключи и набираясь опыта. Потом надо очень хорошо вложиться, чтобы приобрести весь необходимый инструмент и оснастку. Потом уйдут годы, чтобы наработать лояльную клиентскую базу, если вдруг захочешь работать на себя. Зайти в кризис с нуля в этой сверхконкурентную нишу – это равнозначно экономическому самоубийству. Хотя бы потому, что объём заказов резко упадёт, а конкуренция со стороны опытных специалистов только усилится. Максимум, чего можно достичь на этом пути – сможешь сам себе поменять кран при необходимости. Овчинка не стоит выделки.
Все эти рукастые мужички, рабочие на стройках, простые таксисты как раз и есть наиболее подверженная риску социальная категория. Даже в условиях растущей экономики они не процветают, а кое-как выкручиваются, занимаясь халтурами и временными подработками. А при коллапсе их услуги оказываются и вовсе никому не нужными.
«Антихрупкость» – это иллюзия, абстрактное построение, не имеющее отражений в реальности. Некое свойство индивидуума, которое, якобы, помогает ему выжить. Если под антихрупкостью понимать простые вещи, вроде, «не бухай и не набирай кредиты», то это обычный здравый смысл, с которым спорить никто не будет. Но если речь идёт о сознательном упрощении поведенческих механизмов, что, якобы, сделает Вас более эффективными – то это уже крайне сомнительная идея.
Скорее, тут налицо психологический феномен, умозрительное построение городского интеллигента, который рассуждает, что вот, мол, простой-то работяга или деревенский мужик никакого кризиса и не заметит, у него там всё есть, что надо для жизни. Ещё как заметит. Именно этот простолюдин, к сожалению, чаще всего и оказывается в положении того тощего из пословицы, который помирает, пока толстый сохнет.
Тогда остаётся открытым вопрос – что же действительно необходимо для выживания в кризис?
Это та самая концепция, которая во времена Российской Империи называлась соборностью, а во времена СССР – коллективизмом. Экономическая война, кризис, глобальные потрясения безжалостны к отдельно взятому человечку. Землетрясению или извержению плевать, хрупкий ты или антихрупкий. Войне тоже. Такая страшная сила ломает всех. Здесь победят не герои-индивидуалисты, а, прежде всего, люди сплочённые. Готовые поддержать друг друга, помогать, вместе решать задачки по выживанию.
Даже само по себе государство, если вдуматься, это ни что иное, как коллектив людей, которые объединены в единое целое, чтобы выжить. «Князь козёл, конечно, но пусть мы лучше будем платить ему дань и содержать войско, чем придут половцы и всех нас вырежут». Чем ближе к государству – тем больше шансов. Самые надёжные ценные бумаги – это ОФЗ, самые стабильно работающие предприятия – бюджетные, самый лучшей бизнес – который имеет выход на госзаказ. Государство никому не обещает процветания и роскоши. Но оно постарается выполнить свои обязательства и не дать своим подопечным умирать от голода.
Следующий уровень соборности – это деловые, рабочие связи. Не секрет, что любой крупный руководитель со временем обрастает доверенными лицами, формирует собственный коллектив, с которым он работает. И который может увести с собой, если, например, по какой-то причине уйдёт из прежней компании. Внутри общества формируются устойчивые доверительные «клановые» связи, которые обыкновенно критикуют, как коррупционный фактор, но они же делают систему более устойчивой.
Наконец, ещё один уровень соборности – семья и близкие друзья. Максимально близкие к Вам люди. С которыми общаешься уже не по принципу взаимной материальной выгоды, а искреннее поддерживая и обмениваясь душевными силами.
Пройдитесь по всем разобранным выше примерам. Как нетрудно увидеть, наиболее жизнеспособными оказались именно люди и организации, которые отличались не мнимой «антихрупкостью», а имели вполне определённую соборность или коллективизм – были близки к государству, имели разветвлённые социальные связи, оказывали друг другу корпоративную поддержку.
Поэтому в наше непростое (и это мягко говоря) время, можно только посоветовать всем – прокачивайте соборность, как бы странно это не звучало. Возлюбите уже, наконец, ближнего своего! Очистите социальные связи от ржавчины. Постройте максимально комфортную атмосферу в семье. Позвоните родителям. Вспомните друзей и пообщайтесь с ними. Улыбнитесь соседям. Найдите хорошие черты в коллегах на работе. Напишите доброе слово незнакомым людям на форуме, вместо того, чтобы им грубиянить. Поддерживайте старые контакты и заводите новые.
Мы все сейчас находимся в условиях осаждённой крепости. А это уникальное состояние. Здесь не важно, кто хрупкий, кто антихрупкий. А вот наличие доброжелательно атмосферы вокруг, друзей, к которым можно обратиться за помощью, умных людей, с которыми можно посоветоваться – очень важно. Но работает это только в две стороны. Когда Вы готовы не только брать, но и давать. Это, собственно, говоря, и есть соборность. Залог выживания в современном мире такой же, как хорошее здоровье или критическое мышление.
ОТ РЕДАКЦИИ. Мы с нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших мнений, дорогие читатели!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ой, блин, ну каждый первый у нас теперь и политик, и эксперт, и первый советчик… Похоже пора привыкнуть, но что-то не можется…
Я считаю, что автор прав, и нам необходимо наличие доброжелательной атмосферы вокруг, друзей, к которым можно обратиться за помощью, умных людей, с которыми можно посоветоваться.
Согласен. Умный плодит друзей, а дурак - врагов.
Уважаемый доктор, вот что нашел в Интернете в развитие Вашей темы:
Фальшивый друг опаснее открытого врага. Японские пословицы и поговорки (1000+)Друг наполовину - это всегда наполовину враг.
Братья Стругацкие (50+)Фальшивых людей опаснее иметь друзьями, чем врагами.
Жан-Жак Руссо (100+)Умный любит учиться, а дурак — учить.
Антон Чехов (100+)Дурак спорит с каждым, умный - с равным, а мудрый - лишь с самим собой.
Неизвестный автор (1000+)Обязательно дружите с теми, кто лучше вас. Будете мучиться, но расти.
Вера Николаевна Полозкова (100+)Никто тебе не друг. Никто тебе не враг. Каждый человек великий учитель.
Две жизни (Конкордия Антарова) (10+)Не всегда враг является врагом, а друг – другом.
Неизвестный автор (1000+)Умный человек счастлив, лишь когда удостаивается собственной похвалы; дурак же довольствуется аплодисментами окружающих.
Джозеф Аддисон (50+)Самая лучшая дружба - это дружба с собственной головой. Дружите, не стесняйтесь!
Неизвестный автор (1000+)
Что за от +50 до +1000? «+100500» в новом формате?
Рейтинг, возможно.
мир раскололся на правых и неправых. и их в ближайшее время не примирить.