Случаи криминальных сводок с южными гостями всё чаще мелькают в лентах новостей. То в столичном метро трое отморозков средь бела дня домогаются до девушки, а потом избивают осмелившегося вмешаться молодого человека. То в Новой Москве толпа гоминидов пытается зарезать мужчину на глазах у его ребёнка. То в Домодедово происходит массовое побоище с участием нескольких десятков загорелых «тожероссиян». То в Севастополе стенка на стенку сошли члены местного бойцовского клуба и лица кавказской национальности. И это только за последние пару недель. На этом фоне и агрессивных мигрантов на повестке дня стало как-то уж сильно много…
Виновата опять пресса?
Достаточно быстро последовала и ответная реакция, пока, правда, только на словах. С одной стороны, активизировались доморощенные электрики и любители солнышка, из тех, что рисуют на куртках двойные молнии, коловраты и разные прочие вольфсангели. Снова мы услышали подзабытые лозунги про «Россию для русских», а в соцсетях, как грибы после дождя стали плодиться группы, где котики на аватарках принялись учить клятых москалей патриотизму. С другой стороны, зазвучали не менее привычные мантры «хватит нагнетать» и «преступники не имеют национальности».
Вот даже глава Чечни Рамзан Кадыров призвал Кремль и Госдуму остановить очернение Кавказа. А журналистам попенял за то, что «позволяют задевать в интернете национальные и религиозные чувства миллионов россиян», упоминая уроженцев Кавказа в негативном контексте. При всём уважении к Рамзану Ахматовичу, с этими словами хочется поспорить.
Можно ли сказать, что россияне сидят по своим домам и прямо-таки злонамеренно очерняют кавказцев? Скорее, наоборот. Среди патриотов России пользуется огромной популярностью Магомед Нурбагандов, не побоявшийся сказать в лицо бандитам своё знаменитое «Работайте, братья». Русские люди помнят и уважают кавказских полководцев, спортсменов, артистов, писателей, политических деятелей.
Но кое-что зависит и от самих кавказцев. Когда, например, непобеждённый чемпион Хабиб Нурмагомедов ломает в октагоне Коннора Макгрегора, россияне радуются, гордятся и поздравляют победителя. Но вот когда тот же Хабиб начинает говорить в СМИ удивительные вещи, что Дагестан снабжает электроэнергией половину России, вчерашние болельщики, мягко говоря, испытывают недоумение. А когда южные гости начинают вести себя во многих российских городах даже не как хозяева, а как захватчики – недоумение сменяют уже более радикальные эмоции.
Не менее странно звучат и обвинения в адрес СМИ. Безусловно, существует полулегальные издания, причём как с российской, так и с кавказской стороны, которые спекулируют на теме национализма и разжигании межнациональной розни. Но в целом крупные федеральные издания и без того находятся в режиме жёсткой внутренней самоцензуры. Пресс-службы силовых ведомств уже давно прекратили предоставлять информацию о национальности участников инцидентов, а сами журналисты как огня избегают темы национальной преступности. Те истории, которые оказываются достоянием общественности, в основном изначально проникают в медийное пространство через соцсети, блоги и частные сайты. Да, мы живём в то время, когда у каждого человека в кармане есть устройство с функцией записи и выходом в интернет, так что прятать шило в мешке становится всё труднее. Скорее, наоборот, это официальные СМИ вынуждены как-то комментировать резонансные темы, потому что замалчивать их было бы совсем глупо.
Не технологиями едиными
Очевидно, что проблема есть, и она очень серьёзная. Поэтому и подход к её решению должен быть серьёзным, а не на уровне предвыборной риторики и искромётных заявлений.
Прежде всего, конечно, стоило бы призадуматься насчёт экономических корней миграционного бума. Начало пандемии выявило неприглядную изнанку всего российского строительного комплекса. Неожиданно оказалось, что секрет успеха наших могучих строительных холдингов состоит в льготной ипотеке и дешёвом, полулегальном труде мигрантов. Гордые топ-менеджеры в стильных костюмчиках, что ещё недавно рапортовали об успехах и рисовали красивые графики на презентациях, дружно заныли, упрашивая государство разрешить ввоз узбеков, таджиков и прочих трудолюбивых жителей среднеазиатских республик.
При этом сами флагманы так и не смогли сгенерировать никаких альтернативных вариантов. Дескать, ленивые и жадные русские ваньки работать за такие деньги не хотят, да и платить больше мы не можем – вы же не хотите получить кратный рост ценников на квадратные метры? Максимум, что смогли выжать ностроевские умы – это приехать в Узбекистан и предложить открыть там свой центр для НОК, чтобы пускать только обученных и мотивированных специалистов.
И поскольку у строительного бизнеса идей не нашлось, их начали выдвигать политики и чиновники. Вот, например, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов призвал к тому, чтобы отказаться от труда мигрантов на стройках Родины:
В Москве осознали, что на стройках можно обойтись без мигрантов, если использовать современную технику и поднять зарплату местным. Мы предлагаем поступать также во всех регионах и отраслях: в сельском хозяйстве, ритейле, логистике и так далее. Это аксиома: чем быстрее растут зарплаты, тем динамичнее развивается отрасль.
А до этого вице-мэр Москвы по строительству Андрей Бочкарёв и вовсе сказал удивительное – что власти столицы готовят план решения кадрового кризиса на стройках, который включает в себя отказ от использования труда мигрантов. По оценкам чиновника, процесс строительства должен требовать в три раза меньше людей, а зарплата у них должна быть в 2-3 раза больше. Понятно, что в отличие от думских златоустов, работающий «на земле» чиновник обязан высказать не только благие пожелания, но и конкретный план действий. И он у господина Бочкарёва есть!
По его словам, сделать стройку высокотехнологичной можно в несколько приёмов. Во-первых, внедрить новые решения процесса возведения объекта. Например, собирать базовые модули на строительных комбинатах. Во-вторых, повысить механизацию процесса. При этом Андрей Юрьевич не поскупился на зарубежные примеры, когда в пятно под монтаж колонны бетонирует один человек вместо десятка, а для штукатурки стен ставят одну станцию, вместо бригады равшанов и джамшутов.
Бизнес отнёсся к этим идеям кисло. Пока вся строительная цифровизация больше крутится в сфере справок и чертежей. Разогнать отдел ПТО и вместо него поставить программу со специалистом на аутсорсе и девочкой-оператором – это для бизнеса понятно и доступно. А вот внедрять загадочный префаб, закупать дорогостоящее оборудование ради того, чтобы отказаться от мигрантов – это уже куда сложнее. Вот, кстати, и за границей до сих пор не смогли полностью решить проблему с импортом дешёвой рабсилы – достаточно вспомнить, как Великобританию совсем недавно накрыл логистический кризис, когда водители из Польши разъехались по домам.
Одна, но обязательная вещь
Так что автоматизация и цифровизация – дело, конечно, нужное, но явно не быстрое. Да и панацеей от национальной преступности она вряд ли станет. А вот что действительно хотелось бы увидеть, так это выполнение российскими правоохранительными и надзорными структурами своих прямых обязанностей. Почему-то пресловутая 282 статья Уголовного кодекса РФ с момента своего появления применяется в основном к малолетним не слишком разумным гражданам, которые лайкают и репостят в интернете неподобающий контент. Но что-то трудно припомнить, чтобы к серьёзной ответственности за разжигание межнациональной розни привлекли самих «лиц кавказской национальности».
Или взять нашу сверхэффективную налоговую инспекцию, которая накануне нового года азартно выворачивает карманы самозанятых, пытаясь заставить организации оформить таковых в штат, чтобы получать с их дохода налогами уже не 6%, а почти 49%. Но почему-то ничего не слышно о том, чтобы налоговики взялись за строительные холдинги, хотя ни для кого не секрет, что зарплата гастарбайтерам, как правило, выплачивается чёрным налом. Никто не таскает на допросы и бойкую кавказскую молодёжь, которая, не имея никакой работы, ходит, обвесившись золотом, и летает по ночным российским городам на спортивных автомобилях, ценой в элитную квартиру.
К сожалению, у коренных жителей российских городов сегодня нет уверенности в том, что силовые структуры действительно приедут и защитят в случае конфликта со сплочёнными и хорошо организованными диаспорами. А последние события в Москве – не гарантируют защиты и от увеличивающегося числа наглеющих на глазах мигрантов из ближнего зарубежья. Что потом нападавшие понесут ответственность, и всё не окончится тем, что им погрозят пальчиком и отпустят. Чтобы вернуть доверие к власти и спецслужбам, не нужно придумывать новые законы. Сначала хорошо бы добиться того, чтобы работали уже принятые.
На самом деле государству, для решения почти всех его проблем нужно сделать только одну, очень простую и в то же время очень сложную вещь.
Нужно донести до каждого из своих граждан (не говоря уж о гостях), вне зависимости от цвета кожи, религии, материального благосостояния и тараканов в голове, что если он станет соблюдать законы, то всё у него в жизни будет хорошо. А если не станет – то ему будет очень, очень плохо.
Этим всё исчерпывается. А автоматизация, цифровизация и новый технологический переход окажутся лишь приятным дополнением.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Впору готовиться к Muscovite Lives Matter.
К сожалению такие простые истины не донести....
стройка без мигрантов не решит проблему. есть такси, доставки, и другие хлебные места :(
А есть ли статистика сколько драк, увечий в потасовках наносят друг другу лица славянской внешности в городе Москве? И сколько из таких стычек заканчивается трупами?
Уверен, что нет, но тема интересная.
Для начала хорошо бы узнать реальную статистику проживающих национальностей на территории Москвы.