Пилотные проекты для беспилотников

Обсуждение: 0
5090

Новый рынок может коренным образом преобразовать многие процессы. В том числе те, за которые отвечает СРО-система – обеспечение безопасности и качества на стройобъектах

Беспилотные летательные аппараты, которые стали одним из ключевых факторов современной войны, находят активное применение и в мирной жизни. Так, в последнее время Минстрой Росси всё энергичнее заявляет о необходимости более широкого применения дронов в строительстве и ЖКХ. Спектр возможного применения весьма обширен – начиная от геодезических изысканий в удалённых районах и кончая оперативным мониторингом, особенно актуальным для линейных объектов.

Как недавно рассказал заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Константин Михайлик на страницах «Российской газеты», на данный момент разрабатываются пилотные проекты федеральных и региональных заказчиков на 2023 год, реализация которых позволит поддержать потенциал применения беспилотных летательных аппаратов. При этом, подчеркнул чиновник, практику применения БПЛА нужно синхронизировать с уже запущенными процессами цифровизации отрасли строительства и ЖКХ.

Все преимущества использования аппаратов, включая повышение качества и скорости выполняемых работ и процессов, снижение издержек нужно будет обосновать с точки зрения экономических эффектов. Довольно нетипичная позиция для российского строительного руководства, которое про введение различных инноваций, например, таких как цифровизация в саморегулировании, не очень-то переживает о затратах строительных компаний и какой-либо экономической выгоде.

Тем не менее, строительный комплекс уже и сам постепенно начинает осваивать беспилотники. Достоинства дронов очевидны – аппараты сравнительно недорогие, служат долго (в отличие от свои одноразовых военных собратьев), позволяют эффективно контролировать объекты в труднодоступных и разбросанных участках. Первым новую технологию начал внедрять нефтегазовый комплекс, где беспилотники показали свою эффективность при облётах трубопроводных систем и отдалённых площадок. Потом начал подтягиваться и строительный сектор.

Самым очевидным применением беспилотников стали инженерные изыскания. От малобюджетной аэрофотосъёмки и фотограмметрии российские инженеры перешли к более технологичным решениям. Например, измерению объёмов земляных масс, построению модели существующего сооружения через создание облака точек и разработки на его основе 3D модели. Особенно популярным стало применение трёхмерного сканирования с использованием коптера, чтобы смоделировать существующие объекты в промышленности.

Следом подтянулись и строительные холдинги. Для них использование дронов означает, в первую очередь, мониторинг на стройках, инспекцию, контроль качества, замеры объектов.

Интересуются дронами и госструктуры. Например, Главгосэкспертиза России, которая уже в полной мере оценила открывающиеся возможности. Через облачную систему полученная с помощью беспилотников 3D-копия объекта соединяется с проектной документацией – то есть применение беспилотников уже сейчас позволяет говорить об интеграции данных в единое цифровое пространство. В итоге все участники процесса – например, архитекторы и проектировщики – имеют доступ к актуальной информации, могут вносить в проект оперативные правки. А контрольно-надзорные органы – присматривать за ходом работ, начиная со стадии котлована и плавно переходя к режиму эксплуатации.

Из плюсов технологии отмечают большую точность замеров, сокращение количества ошибок. Мониторинг строительства и управления строительной техникой ускоряет возведение зданий и снижает затраты на рабочую силу. Дроны могут использоваться для контроля безопасности на строительной площадке, что предотвращает происшествия и помогает сократить моральные и материальные потери.

Минусы тоже очевидны. Оборудование, которое вполне приемлемо по цене для нефтегазовых корпораций или крупных строительных холдингов, может стать неподъёмным по стоимости для небольших компаний. Да и навыки управления современными промышленными дронами, а также программная обработка поступающей с них информации требует достаточно высокой квалификации, однако специалистов такого рода на рынке не так много. А до идеи обучать кадры самостоятельно российский бизнес пока ещё в своём развитии не дорос.

Кстати, одним из пропагандистов «дронофикации» строительной отрасли в последнее время становится президент НОТИМ Михаил Викторов. А уж Михаилу Юрьевичу в чём-чём, а в деловой чуйке не откажешь. При этом глава самого цифрового Национального объединения стал одним из немногих, кто взглянул на дело с неожиданной стороны и повёл разговор не только о презренной выгоде, но о материях куда более благородных, а именно о безопасности и качестве:

Помимо существенной экономии времени, это возможность сохранить людям жизнь. Когда подобная техника применяется на стройке, дисциплина резко повышается.

И добавил, что использование оператора и одного комплекта оборудования стоимостью в 40.000-100.000 рублей позволяет сократить время в три-четыре раза, уменьшить количество персонала, задействованного в процессах контроля. Дроны позволяют усилить контроль за техникой безопасности, программа фиксирует отсутствие ограждения, страховочных механизмов. Сегодня каски, механизмы, техника снабжены QR-кодами, что позволяет видеть объективную ситуацию.

Словом, на наших глазах формируется новый, масштабный рынок, который может коренным образом преобразовать многие привычные процессы. В том числе те, за которые напрямую отвечает система строительного саморегулирования – обеспечение безопасности и качества.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

11.04.23 в 07:19
Комментарии отсутствуют.
1