Добро пожаловать в Мосбург!

Обсуждение: 3
4995

Возможно ли слияние двух самых крупнейших городов-миллионников в единый «мегасити»?

И Москва, и Санкт-Петербург давно превратились в обособленные от всех остальных областей центры. Они являются крупнейшими населённым пунктами в стране и ключевыми точками притяжения для большинства людей из регионов. Оба города всерьёз называют столицами, а в шутку – отдельными государствами. Кроме того, до недавнего времени только эти два мегаполиса имели уникальный статус «городов федерального значения» (в 2014 году к ним присоединился ещё и Севастополь).

Поскольку расстояние между двумя мегаполисами по меркам нашей страны небольшое – всего 600 с лишним километров – их экономические, политические и социальные связи оказываются очень тесными и с каждым годом лишь крепчают. В связи с этим возникает вопрос – может ли в обозримом будущем случится слияние Москвы и Санкт-Петербурга в один огромный «мегасити»? На удивление, подтверждение тому, что реализация такого сценария вполне вероятна, обнаруживается не только во внутренних процессах, но и в глобальных тенденциях мирового градостроительства.

Ещё в 2007 году учёные из Университета Северной Каролины совместно с исследователями из Университета Джорджии в США отметили переломный момент в истории мировой демографии: впервые число жителей городов превысило число жителей сельской местности (3.303.992.253 – горожан против 3.303.866.404 – людей в деревнях). Таким образом, Земля окончательно превратилась в планету городского типа, и никаких предпосылок для отката назад в настоящее время не наблюдается. Напротив, эксперты ожидают, что уже к 2030 году в городах будет проживать более 5-ти миллиардов человек.

Безусловно, пандемия коронавируса немного спутала карты, поскольку заставила многих переосмыслить плюсы и минусы проживания в городе, однако на глобальном тренде это пока не сказалось. Количество тех, кто стремится перебраться в город, по-прежнему превышает число тех, кто стремится из него уехать.

Наглядной иллюстрацией данного процесса также становится стремительный рост мегаполисов, под которыми принято подразумевать крупные городские агломерации с населением свыше 10-ти миллионов жителей. Сегодня такие города занимают более 0,2% площади Земли, а каждый десятый человек на планете проживает в мегаполисе. Согласно докладу Demographia World Urban Ares, в 2018 году во всём мире насчитывалось уже 37 мегаполисов, численность каждого из которых превышала 10 миллионов человек. Тройку лидеров этого списка возглавляли Токио-Иокогама (38 миллионов), Джакарта (32,3 миллиона) и Дели (27,3 миллионов). Москва и её 17 миллионов жителей обосновались в том рейтинге на 16-й позиции.

В таких показателях наиболее прозорливые урбанисты и усматривают зарождение, так называемых, «мегасити», многие из которых должны образоваться путём слияния соседствующих мегаполисов. Так, американский географ Ричард Флорида на современной карте мира выделяет 40 ключевых макрорегионов, на долю которых приходится 70% всего производства, и в которых появляются 9 из 10-ти научных открытий и инноваций. Москва и Петербург, по мнению учёного, как раз представляют собой подобный регион. Если в ход урбанизации и глобализации не вмешаются какие-либо непредвиденные обстоятельства, весьма вероятно, что в перспективе большая часть населения планеты будет сконцентрирована именно вокруг таких агломераций.

В России намёки на объединение двух крупнейших городов страны обнаружить тоже нетрудно. Например, одной из предпосылок можно считать развитие транспортного сообщения между двумя российскими столицами и запуск высокоскоростных поездов типа «Сапсан». Пока что скорость их движения не превышает 250 километров в час, а вся дорога занимает около 4-х часов.

Поскольку, по мнению некоторых специалистов, одним из признаков хорошего мегаполиса считается возможность добраться из одной его точки в другую за один час, можно сказать, что с запуском «Сапсанов» Москва и Петербург сделали шаг в этом направлении. Ведь как только скорость российских поездов увеличится и достигнет, к примеру, показателей японских поездов (самый быстрый из которых развивает скорость 581 километр в час), мы сможем говорить о формировании единого транспортного кластера.

Немаловажным фактором станет и доступность подобного передвижения. Если большая часть жителей Москвы и Петербурга будут не в состоянии позволить себе покупку билета на высокоскоростной поезд, то интенсивность процесса слияния, очевидно, будет снижена.

Любопытно, что зарождение «мегасити», который некоторые уже окрестили Мосбургом, ещё в XIX веке описывал в своей футуристической повести «4338 год. Петербургские письма» русский писатель Владимир Одоевский. Главный герой его произведения (между прочим, китаец по национальности) совершает путешествие на аэростате из Пекина в Санкт-Петербург и рассказывает об увиденном в письмах, в одном из которых есть следующие строчки:

Что за город, любезный товарищ! Что за великолепие! Что за огромность! Пролетая через него, я верил баснословному преданию, что здесь некогда были два города, из которых один назывался Москвою, а другой собственно Петербургом, и они были отделены друг от друга едва ли не степью. Действительно, в той части города, которая называется Московскою и где находятся величественные остатки древнего Кремля, есть в характере что‑то особенное

В этом же тексте Одоевский «предсказал» и появление интернета, и создание пластмассы, и современную организацию системы защиты Петербурга от наводнений. Кто знает, возможно, его прогноз о появлении Мосбурга тоже воплотиться в реальность…

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

01.02.23 в 15:37