На днях состоялась онлайн-встреча на тему «Цифровое ЖКХ и автоматизация зданий». Представители девелоперов, управляющих компаний и провайдеров различных услуг для управляющих компаний обсудили, к каким изменениям им стоит готовиться в связи происходящей цифровизацией услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Цифровизация уже активно происходит. По данным руководителя макрорегиона Северо-Запад Mango Office Алексея Горбунова, рынок цифровизации в Российской Федерации в текущем году вырастет на 81%, по сравнению с предыдущим годом.
Рост рынка обуславливается тем, что цифровизация приносит участникам рынка объективную пользу – позволяет эффективно расходовать ресурсы, предоставлять жителям персонализированные данные, давать управляющим компаниям обоснованные рекомендации по снижению расходов.
Цифровизация активнее всего используется управляющими компаниями при обслуживании клиентов, в прогнозной аналитике и для управления операциями в реальном времени. Однако господин Горбунов справедливо заметил, что «гладко на бумаге, а на местности – овраги». Отметил он также и то, что о серьёзной автоматизации многие УК пока могут только мечтать. Например, по его данным, сегодня уровень проникновения умных устройств составляет в отрасли всего 5%. А «поумнеет» каждый счётчик в стране примерно в течение 15-ти лет. Однако этот процесс неизбежно будет идти.
Уже сегодня, по словам эксперта, можно легко реализовать голосового робота, чтобы он мог отвечать на рутинные вопросы клиентов, автоматизировать вызов мастера и вежливое напоминание жильцам о возникновении задолженности по их лицевым счетам.
Одним из направлений автоматизации являются автоматизированные системы контроля и учета потребляемых ресурсов. Об одном из решений в этой области рассказал руководитель группы технической поддержки ООО «Тепловодохран» Александр Козлов.
Это решение позволяет УК учитывать потребление жильцами энергии без необходимости прямого доступа, что снижает необходимое число контролёров-обходчиков, а значит, и расходы управляющей компании. Предлагаемое компанией ПО способно работать с умными счётчиками электричества, тепла и воды, снимая показания приборов удалённо.
Для управляющих компаний важно не только предоставлять жильцам нужный спектр услуг, но и обладать актуальной информацией о том, насколько жители довольны оказанными им услугами. Директор по цифровой трансформации группы компаний «Кортрос» Дмитрий Лебедев рассказал о разработанном для этого решении под названием «Цифровой омбудсмен жителя».
Приложение аккумулирует показания многих счётчиков, которые работают на территории многоквартирного дома, автоматически выявляет отклонения от нормальных значений, информируя в таком случае управляющую компанию. Также приложение принимает жалобы и пожелания от жильцов в адрес УК.
Сейчас приложение проходит обкатку – и в процессе выяснилось, что в ТОП-3 обращений жителей входят санитарное содержание дома, уход за прилегающей территорией и мелкий текущий ремонт дома (починить фурнитуру окон и дверей, закрасить появившееся граффити, и подобные услуги со стороны управляющей компании).
Про свой очень интересный кейс рассказали братья Ярослав и Никита Лось, которые не являются профессионалами в области строительства либо управления многоквартирным домом. Эта история про ТСЖ, которому пришлось взять управление домом в свои руки, и братья смогли небольшими силами автоматизировать учёт для своего девятиэтажного МКД в интересах всех его жителей.
Дом был на балансе УК, которая работала плохо, а за финансы отвечало ТСЖ. Долги перед контрагентами и износ общего имущества росли. Однажды УК прислала в ТСЖ уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора, оставив дом с долгами 7,2 миллиона рублей, невыплаченной зарплатой и без какой-либо автоматизации учёта потреблённых ресурсов и начисления заработной платы.
Ярослав на основе своего опыта написал необходимый софт, используя как отправную точку платформу 1С. Это решение позволило наладить сквозной учёт потребляемых домом ресурсов, и автоматически готовить коммунальные платежки для жителей.
Ясное понимание всеми членами ТСЖ алгоритма начислений повысило платёжную дисциплину жителей. В результате дом смог за несколько лет погасить имеющиеся долги, и сейчас жители намерены за счёт накопленных средств установить в доме систему видеонаблюдения.
Если говорить в целом о цифровизации отрасли ЖКХ, то важные слова сказал Дмитрий Лебедев в завершении встречи. По его мнению, комфорт жителей дома обеспечивают совместные усилия строителей и управляющих компаний:
Мы не кирпичи складываем, а среду создаём
И чтобы эта среда была действительно комфортной – цифровизация в бизнес-процессах застройщиков и управляющих компаний будет играть всё большую роль.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
30.11.22 в 12:23
Цифровизация в ЖКХ зациклена на получении показаний учёта, чтобы забыть о пользователях, которым вменено только своевременно оплачивать счета!