Саморегулируемое сообщество уже не один год спорит, какой должна быть система подготовки и проверки квалифицированных кадров для отрасли. Мало-помалу все сошлись во мнении, что выращивать грамотных специалистов нужно начинать как можно раньше. Правда, примеры практической реализации такого подхода можно посчитать на пальцах.
Пожалуй, можно припомнить добрым словом Ассоциацию «Сахалинстрой», где неунывающий Валерий Мозолевский пытается наводить мосты между местными профильными учебными заведениями и строительными компаниями, внедряя свои программы по волонтёрству и наставничеству. А между тем, в стране в полный рост идут разговоры о необходимости системы профориентации на совершенно новом уровне – начиная даже не с вузов и техникумов, а буквально со школьной скамьи.
За последние 10 лет профориентация школьников стала одним из приоритетов в образовательной политике государства. Стратегию её развития определил ещё в 2012 году Президент Росси Владимир Путин, издав указ № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», дорожной картой которого фактически стала правительственная концепция развития дополнительного образования.
Согласно указу, в 2020 году не менее 75% детей в возрасте от 5-ти до 18-ти лет должны заниматься во внешкольных кружках и секциях. И недаром: стремительно меняющиеся социальные и экономические отношения в стране демонстрируют острую нехватку организованной системы профориентации, а вместе с ней и целого ряда специалистов в таких жизненно важных сферах, как здравоохранение, строительство и образование.
«В современном мире профессии строительной отрасли очень востребованы, однако высококлассных кадров катастрофически не хватает. Низкая квалификация, необразованность и незнание приводят к чудовищным последствиям, а сфера строительства не прощает грубых просчетов, так как мы создаем условия для жизни и за качество этих условий несем ответственность», – говорит Сергей Степашин, председатель Общественного совета при Минстрое России.
«Свои условия диктует и технологический прогресс: активная компьютеризация породила целые новые отрасли профессий, и спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растёт; возникают и совсем новые профессии, такие как генетический консультант. В этих условиях каждому будущему работнику необходимо иметь максимально полное представление как о мире профессий, так и о своих склонностях и способностях», – отмечает психолог Федор Булатов, профконсультант Центра «Гуманитарные технологии».
Первым, кто уловил кардинальные изменения в сфере образования, стал частный бизнес. Настоящий тренд последнего десятилетия в российских мегаполисах – детские игровые города. По сути это копии взрослого мира, только азы профессий здесь постигают самые маленькие горожане – дети от 4-х до 14-ти лет. Первый «Кидбург» появился в Санкт-Петербурге в 2011 году. За девять лет существования проект вырос в сеть, а его филиалы появились в 10-ти крупнейших городах: Ярославле, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Владивостоке и другие. «Кидзания» и «Мастерславль» открылись в Москве чуть позже, а вслед за столицей детские города профессий и другие подобные центры, совмещающие обучение и развлечения, стали появляться в регионах. В 2014 году в Уфе был открыт «Чадоград» (инвестор – ГК «Мегаполис»), в Казани пользуется успехом «Кидспейс». Краснодарский «Джоуль-парк» имеет немного другой формат – здесь акцент сделан на обучении определённым предметам (физика и химия) и проведении научного шоу.
Большинство детских городов – это социально-предпринимательские проекты, которые планировались не только как развлекательные, но и как обучающие, профориентационные центры. И поэтому в тех городах, где инвесторов поддержали местные власти, такие проекты развиваются продуктивнее. «Изначально проект задумывался как формат дополнительного школьного образования, который проходит в игровой форме. После Уфы в 2015 году «Чадоград» был открыт в Челябинске.
Ожидалось, что на его базе педагоги городских и областных школ будут осуществлять внеклассную работу. Но проект не получил той доли внимания со стороны образовательных учреждений, на которую рассчитывали создатели, и был закрыт. Сейчас упор сделан на развитии аналогичных центров в Уфе, Самаре и Омске, – рассказал Александр Одольский, генеральный директор ГК «Мегаполис». – Мы планируем всё же придерживаться изначальной концепции и направлений работы города профессий. Там, где формат коллективных посещений школьников полюбился жителям, наши центры стали отличной площадкой для проведения внеклассных занятий».
Города профессий чрезвычайно популярны. Подразделения «Кидбурга» ежегодно посещают около 2,5 миллиона детей. В белгородском «Мастерславле» за вторую половину 2018 года – 2019 год побывало более 150-ти тысяч ребятишек. Понимая, насколько эффективен данный формат, заинтересовать школьников техническими профессиями всерьёз хотят не только организаторы-инвесторы, но и ряд других крупнейших компаний, в том числе государственных, испытывающих серьёзный дефицит квалифицированных кадров. К примеру, в московской «Кидзании» действует центр подготовки космонавтов, созданный совместно с госкорпорацией «Роскосмос».
Во многих городах профессий представлены не только традиционные профессии – врач, банкир или строитель, но и профессии будущего. Так, в «Кидбурге» ребята узнают, кто такой биоинженер, хирург-лапароскопист, проектировщик 3D-печати и систем энергосбережения. Белгородцев в этом году также ждёт сюрприз: готовится к открытию новая необычная мастерская, где дети смогут услышать о том, какие специальности будут востребованы через 10, 20 и даже 50 лет. Благодаря этому современная молодёжь может в раннем возрасте отдать предпочтение той или иной профессии будущего. Это актуально с точки зрения профориентации, которая должна проходить, начиная уже со 2-го класса, уверены сотрудники Центра «Гуманитарные технологии».
Кстати, это направление активно продвигает и столь популярная сегодня программа Ворлдскиллс. В 2014 году Фонд Олега Дерипаски «Вольное Дело» в партнёрстве с АСИ и Ворлдскиллс-Россия уже запустил программу ранней профориентации Джуниор Скиллс. Идея в том, чтобы на площадках WS соревновались также и школьники и посредством этого получали профориентацию. Программа получила международное развитие как глобальная инициатива России. В рамках мирового чемпионата Ворлдскиллс 2017 в Абу-Даби прошли первые международные презентационные соревнования Джуниор Скиллс.
Так что тема перспективная и интересная, к которой стоило бы присмотреться строительным саморегуляторам. Понятно, что в прямые функции СРО развитие детской профориентации не входит. Однако если уж говорить про повышение престижа профессии, профподготовку, работу с кадрами, то обойти «детский вопрос» не получится. Кстати, и с точки зрения монетизации это может быть более чем перспективно – какой бы трудной ни была ситуация в экономике, но деньги на то, чтобы помочь ребёнку получить достойное образование и нужные навыки, родители найдут всегда.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из «Строительного вестника»)
16.07.20 в 10:02
СРО хоть и хитро-юркие, но такое провести не смогут. Это учебная деятельность.
Из текста законопроекта, подготовленном руководством НОСТРОЙ совместно с высокопоставленными чиновниками Минстроя России следует, что строительное образование в нашей стране не нужно никому. Войти в Национальный реестр специалистов в области строительство и, тем самым, получить право выполнять функции главного инженера любого проекта может любой несостоявшийся в прошлой жизни гуманитарий с принципиально не поддающимся проверке каким-то трехлетним стажем.
Ах, сорри, для этого еще нужно сдать профессиональный экзамен. Но никто из вменяемых людей не представляет, как за пару часов экзамена даже самые честные и уважаемые экзаменаторы смогут проверить умение экзаменуемого мыслить строительными категориями и понимание им принципов работы строительных конструкций.
Подробнее обо всем этом читайте здесь.
Вот и вся профориентация! Ребенку так и надо сказать: поступай, куда хочешь, а, если уж нигде ничего не получится, то стать большим строительным генералом успеешь всегда. Для этого специальных знаний не потребуется. И при нынешнем руководстве НОСТРОЙ и Минстроя России это, к сожалению, будет горькой правдой.
Так думают Минстрой и НОСТРОЙ, но мы ЗНАЕМ, что образование и опыт ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
Задача СРО собрать членские взносы и чуть-чуть потратить на деятельность для видимости деятельности.
В ТОЧКУ! И то возникают сомнения уходит ли чуть-чуть на деятельность для видимости деятельности!
А остальные куда???
А это уже уровень фантазии, образованности, воспитания и т.д...
А это ВЫ должны поведать всем, как работник СРО!