Добрило Мастеровой
Комментарии - 1
Публикации - 118
image

Доверяй, но проверяй!

При заключении контракта заказчик обязан проверить подрядчика на соответствие внесённого взноса в КФ ОДО фактическому совокупному размеру обязательств

325
2
Время чтения 4 минуты
09.06.2025

Комитет по конкурентной политике, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для региональных заказчиков, 10 марта 2023 года в Единой информационной системе вв сфере закупок разместил извещение № 101500000323000102 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, поставку оборудования, неразрывно связанного с производством работ по объекту «Строительство общеобразовательной школы на 120 мест, совмещённой с детским садом на 60 мест, в деревне Кубиязы муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан» с начальной (максимальной) ценой контракта 316.447.940 рублей 28 копеек.

К дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке было подано две заявки:

  • заявка с идентификационным номером 1 – ООО «Главспецстрой»;
  • заявка с идентификационным номером 2 – ООО «Строитель».

Победителем конкурентной закупки было признано ООО «Главспецстрой».

Однако Министерство финансов Республики Башкортостан провело в отношении комитета внеплановую проверку и решением от 12 апреля 2023 года № 23-03/Р-4 комиссия Минфина отказала Государственному казённому учреждению Управления капитального строительства Республики Башкортостан (ГКУ УКС РБ) в заключении контракта с указанным обществом по причине признания его заявки не соответствующей Федеральному закону № 44-ФЗ, мотивировав тем, что «Главспецстрой» имеет обязательства по 5-ти контрактам на общую сумму 1.140.063.436 рублей 92 копейки. При том, что уровень ответственности «Главспецстроя» по обязательствам по договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает 500.000.000 рублей (то есть второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

Данная ситуация вызвала несогласие ГКУ УКС РБ с решением, в связи с чем казённое учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с административным иском о признании решения незаконным (дело № А07-22878/2023).

Дело прошло все возможные инстанции, которыми была признана правомерность решения регионального Минфина в нарушении требований законодательства при заключении контракта в случае несоответствия размера обязательств подрядчика внесённому взносу в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО, и было отказано в передаче на рассмотрение Верховный Суд РФ.

И вот что сказали арбитражные суды. Они верно заключили, что ООО «Главспецстрой», являясь членом СРО, не обладало необходимым уровнем ответственности применительно к спорным торгам. В силу положений статьи 55.6, частей 5, 6, 8 статьи 55.8, части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, член СРО, не уплативший взнос (дополнительный взнос) в КФ ОДО, не вправе заключать договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда (новые договоры) с использованием конкурентных процедур.

Республиканский Минфин и суды пришли к обоснованному выводу, что участник закупки – ООО «Главспецстрой» не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0101500000323000102 и пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», так как совокупный размер обязательств ООО «Главспецстрой» по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, превышает предельный размер обеспечения договорных обязательств, исходя из которого таким лицом был внесён взнос в КФ ОДО.

При этом даже в отсутствие соответствующего уровня ответственности у участника закупки (члена СРО) на момент подачи заявок, а также их рассмотрения ООО «Главспецстрой» было вправе внести взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств к моменту заключения договора, однако общество соответствующим правом не воспользовалось, факт внесения взноса в КФ ОДО до необходимого уровня судами не установлен.

Суды правомерно отклонили доводы ГКУ УКС РБ об отсутствии у комитета при рассмотрении и оценке заявок на участие в конкурентной процедуре обязанности проверять совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, а также отклонять заявку участника закупки на основании каких-либо сведений о таких обязательствах и размерах взносов, что соответствующий контроль осуществляет саморегулируемая организация, поскольку СРО осуществляет контроль за деятельностью своих членов в силу статьи 55.13 ГрК РФ, такая обязанность на комитет никем не была возложена.

Арбитражный суд Уральского округа согласился с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что в силу требований законодательства комитет должен был проверить заявку участника закупки на предмет его соответствия требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК РФ, соответствующим требованиям извещения о проведении закупки.

Помимо этого, отмечено, что с 28 января 2023 года утратил силу приказ Ростехнадзора от 4 марта 2019 года № 86 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации», которым ранее предусматривалась форма выписки из реестра членов СРО, являвшееся документальным подтверждением членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в саморегулируемой организации соответствующего вида. Иного нормативного акта вместо него не принято.

С учётом данного обстоятельства сведения о членстве индивидуального предпринимателя или юридического лица в СРО, в том числе о размере взносов в компенсационный фонд, являются публичными и могут быть проверены заказчиком в Едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, на сведения из которого обоснованно сослалось Министерство финансов Республики Башкортостан в своём решении.

С уважением,

Добрило Мастеровой

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • image

    Получается, что суды вынуждены разъяснять очевидные вещи. Никто не хочет пользоваться открытыми данными, но потом очень хотят ходить в суд взыскивать.

    • image
      отвечает пользователю

      @СРОшник, а это просто многим не нужно.... Но не всем.... Кто-то ведь реально проверяет и членство и всё прочее.... А кто-то (видимо не просто так) забивает на все логичные ходы, и потом сдирает три шкуры со СРО....