Ассоциация «Сахалинстрой», как сторона комиссии по коллективным переговорам, по разработке и изменению, заключению Регионального отраслевого соглашения по строительству и промышленности строительных материалов Сахалинской области на новый период 2023-2026 годы, сегодня направила для рассмотрения проект Соглашения (с ним можно ознакомиться по ссылке внизу – В. М.) в Российский Союз строителей, Профсоюз строителей России, Министерство труда и социальной защиты РФ и Национальное объединение строителей.
Постоянно повторяющиеся по форме и содержанию Федеральные и Региональные отраслевые соглашения по строительству и промышленности строительных материалов, по мнению отраслевых объединений работодателей строителей Сахалинской области и областного профсоюза строителей, безнадёжно устарели, не отвечают организации проектного управления реализацией проектов строительства объектов капитального строительства и стремительно проходящей цифровой трансформации строительной отрасли.
Действующие отраслевые Соглашения превратились в формальные неработающие документы, даже не отвечающие основным признакам Соглашений. Нет обязательного предоставления информации от работодателей, от заказчиков (застройщиков) – органов государственной власти, муниципалитетов и самостоятельных заказчиков, профсоюзов для формирования анализа исполнения Соглашения. И нет даже графика проведения плановых совещаний, собраний по реализации Соглашения – нет Регламента реализации Соглашения.
Действующие отраслевые Соглашения за прошедшее время не способствовали реальному повышению привлекательности строительных профессий, особенно рабочих и механизаторов. Не в поле деятельности подписантов прошлых Соглашений такие важнейшие вопросы, как рост производительности труда строителей и реальное улучшение условий труда и социально-бытовых условий работников на строительных площадках, в том числе и особо, организация строительства и капитального ремонта объектов в отдалённых районах с использованием вахтового метода организации труда строителей.
Действующие отраслевые Соглашения абсолютно формально описывали вопросы оплаты труда строителей при определении размера заработной платы рабочего и механизатора первого разряда. Не рассматривались вопросы, связанные с тем, что сметные нормы учитывают технологические и организационные схемы производства работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложнённых внешними факторами и условиями производства работ, когда необходимо заказчику применять соответствующие коэффициенты, учитывающие это.
Опрос работодателей о составе затрат организации на рабочую силу часто вводит в заблуждение. Нет контроля исчисления продолжительности рабочего дня работника, зачастую работающего по 10-11 часов в день, а также в выходные и праздничные дни, без применения повышенной оплаты труда. В сметах контракта не учтён максимальный размер выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но при этом работодатели должны предусматривать в фонде оплаты труда финансовые средства с учётом того, что все её работники будут получать процентную надбавку в полном размере.
Действующие отраслевые Соглашения не учитывали и не рассматривали ситуации и риски, которые в настоящее время влияют на возможность зависимого работодателя (подрядчика) обеспечить выполнение социально-трудовых обязательств перед работниками из-за некачественной проектной и сметной документации, из-за неучёта покрытия затрат по организации строительства, особенно в отдалённых местностях (дополнительные транспортные расходы по перевозке строительных материалов, оборудования и конструкций, машин и механизмов, перевозки рабочих, размещение рабочих и их обслуживание в отдалённых местностях), а также из-за передачи многих функций технического заказчика подрядчику в подрядном договоре без возмещения затрат на эти услуги.
Зачастую, единственным источником покрытия отмеченных и других затрат подрядчика является фонд оплаты труда рабочих в сметах. Всё это сказывается на неполном исполнении социально-трудовых обязательств этих работодателей перед рабочими на строительной площадке, что недопустимо.
Действующие отраслевые Соглашения не были направлены на развитие влияния профсоюзных организаций на решение социальных и трудовых гарантий рабочих и механизаторов, на организацию профсоюзных ячеек в строительных организациях.
В настоящее время мы предлагаем нашим членам Ассоциаций организовывать профсоюзные организации, которые должны тесно работать с членами саморегулируемых организаций (зависимыми работодателями) по вопросам защиты законных интересов и прав членов Ассоциаций – зависимых работодателей перед заказчиками – контролирующими работодателями, особенно на этапе проведения закупок на заключение подрядных договоров. Необходимо совместно добиваться включения всех необходимых затрат на этапе проведения закупок и во время исполнения контракта. Необходимо понимать, что любая неоплата затрат подрядчика ведёт к уменьшению фонда оплаты труда в смете, так как другого источника покрытия дополнительных расходов у подрядчика нет.
После заключения подрядных договоров, профсоюзные организации подключаются к защите работников подрядчика – к контролю соблюдения правил охраны труда, созданию соответствующих бытовых условий на строительной площадке, организации соответствующих конкурсов, обеспечению достойной оплаты труда рабочих и специалистов.
Действующие отраслевые Соглашения оторваны от реальности взаимоотношений в процессах организации реализации инвестиционных проектов строительства объектов. Не были учтены особенности организации инвестиционного процесса, а именно:
Мы считаем, что отраслевое Соглашение должно быть правовым Актом, документом отраслевой системы гражданско-правового и социально-трудового партнёрства и быть основой регулирования коллективно – договорного процесса в отраслевой системе партнёрства, которое принимается для выработки региональной политики в гражданско-правовых, социальных и трудовых отношениях между всеми участниками этого Соглашения, в том числе, для обеспечения гарантий и устойчивости при выработке и реализации региональной политики и нормативно-правового регулирования (подготовки локальных нормативных актов работодателей всех уровней) в сфере проектного управления строительством, а также в сфере закупок подрядов по изысканиям, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитального ремонта, сносу объектов капитального строительства, в том числе и для подготовки коллективных и трудовых договоров у зависимых работодателей
Участники Соглашения должны осознавать, что как подрядный строительный бизнес области (зависимые работодатели), не могут существовать и выполнять подрядные договора без необходимого количества рабочих и специалистов разных квалификаций и разных строительных профессий, так и контролирующие работодатели (Правительство области, муниципалитеты и отдельные иные самостоятельные застройщики) не могут выполнять своевременно, полно и качественно программы развития области, муниципалитетов, отдельных застройщиков (инвесторов) без наличия в Сахалинской области и в муниципалитетах достаточного количества разного вида изыскательских, проектных и строительных организаций – зависимых работодателей.
До настоящего времени в отраслевую систему партнёрства не включены изыскательские и проектные организации, их работники, которые являются неотъемлемой частью проектного управления инвестиционным процессом. Эту проблему необходимо разрешить.
Учитывая изложенное, мы считаем, что сторонами (подписантами) Соглашения должны являться:
Также мы, члены комиссии, достаточно подробно и чётко описали следующие разделы Соглашения:
От имени специально организованной комиссии по подготовке текста Соглашения на 2023-2026 годы представляем для рассмотрения данный текст Соглашения.
В настоящее время приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 1 июля 2022 года № 534/пр «Об утверждении Методики определения сметных цен на затраты труда работников в строительстве», определён расчёт среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли. Но, к сожалению, не совсем понятны некоторые расчёты и размеры средневзвешенных значений, носящих систематический характер.
В связи с тем, что действующая тарифная система в строительстве, устанавливающая тарифные ставки с учётом утраты силы постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР от 17 августа 1986 года № 1115 наряду с отменёнными начислениями стимулирующего и компенсирующего характера, утверждёнными постановлениями Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 6 июня 1978 года № 185/16-161, от 6 июля 1979 года № 304/15-70, от 1 июня 1989 года № 169/10-87, постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 24 января 1986 года № 87, в настоящее время требуется разработка новых подобных нормативов или рекомендаций Правительством Российской Федерации или иными государственными органами.
Необходимо понятно и доступно разъяснить новый порядок расчёта среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительной отрасли с учётом совершенно другого подхода определения минимального размера оплаты труда строителя или механизатора первого разряда. Особенно это актуально для разработки новой редакции раздела Соглашения «Оплата труда».
Для этого предлагаем создать рабочую группу из активных и неравнодушных членов объединений работодателей, заинтересованных в модернизации и развитии строительной отрасли в целом и на местах, с включением в её состав представителей нашей Ассоциации.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
19.06.23 в 10:24
Интересно, сколько соглашений в год или за все существование СРО было подписано? Сколько из них рабочих?
Кто-то сидит ничего не делает, кто-то зарабатывает деньги (страхуя себя, например), кто-то пытается победить систему… Валерий Павлович молодец. Идейный, «париийный», горит своим делом…
До тех пор, пока не будет возвращена система обучения безопасному труду в ССУЗах, не введена обязанность ГИТ проверять доведение оплаты труда до исполнителей и ИТР, а также не учтены прозрачными расценками услуги по составлению и исполнению разрешительных и организационно-технологических документов (ПОДД, ППР, ТК и проч.) - ни охрана труда, ни оплата труда не будут работать. Если не учить работников безопасному труду на фундаментальной основе и не включать оплату мероприятий по охране труда в систему ГЭСН/ФЕР (хотя бы оплачивая 100% одноразовых СИЗ или полную оплату СВСиУ/систем ТБ/временных ЗиС и проч. с возвратными суммами), а также не расценивать работу на основе почасовых расценок со всеми нормативами по охране труда и ТБ на основе хронометрических наблюдений - любые предложения будут системой саботированы. Круговой поруке Минстроя-Минфина-Минтранса-Минтруда проще писать приказы и накручивать НР и СП на неадекватные ГЭСН, чем менять систему оплаты и подход. Остаётся только пожелать автору крепкого здоровья и долгих лет жизни для борьбы с этим идиотизмом, который сейчас творится.
Мечты, мечты, где ваша сладость.. Валерий Палыч, очередной раз вернулся из страны розовых пони и привез проект очередного, многостраничного, многостороннего соглашения... Для пяра конечно сойдет... А вот для реальной работы, только если его будут раскладывать в кабинках биотуалетов для использования по назначению... Как работают такие соглашения, мы все знаем, даже если его кроме Палыча и СРО ССР подпишет муниципальный орган и РОИВы...
В этой связи, хочется выразить благодарность автору текста соглашения, за скрупулёзно скомпилированный с сайтов отраслевых министерств их функционал.. Хорошая попытка, но не реализуемая через предложенный механизм...
Пишу это не для того, чтобы Палыча позлить, а как лицо, искренне заинтересованное в поисках реально работающих механизмов взаимодействия связки ИОВ-СРО-строителей. И справедливости ради, у Валерия Палыча на Сахалине есть чему поучиться.. он пожалуй прошел самый длинный путь... Но соглашение конечно того-этого...