С начала года на крупных общественных площадках, таких, как Российский союз промышленников и предпринимателей, «Опора России», Торгово-промышленная палата РФ состоялись встречи во исполнения поручения Президента Российской Федерации № ПР-2549 от 30 декабря 2021 года.
К большому сожалению представителей саморегулируемого сообщества, на этих мероприятиях практически не рассматривался анализ практики применения положений законодательства Российской Федерации, не анализировали причины неисполнения указаний и поручений Президента России и постановлений Конституционного Суда РФ, касающихся деятельности и построения системы саморегулируемых организаций за прошедшие более 12-ти лет.
А при освещении в СМИ выступлений некоторых «знаковых» участников этих совещаний уже прозвучали предложения, например, «о включении в систему саморегулирования субподрядных строительных, проектных и изыскательских организаций, наряду с подрядчиками».
Указанное предложение априори не могло быть так озвучено, если бы его инициаторы, наконец-то, прочли и проанализировали положения главы 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В составе саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков сейчас реально присутствуют до 50% членов, которые не могут и не выявляли желание быть подрядчиками и участвовать в конкурентных процедурах, а готовы работать на субподряде у генподрядчиков.
Таким образом, из более, чем 95.000 членов саморегулируемых организаций в области строительства практически половина являются субподрядчиками (оплатили взносы в КФ ВВ и не изъявили – письменно при вступлении – намерений принимать участие в конкретных процедурах отбора подрядчиков). Более точное количество потенциальных субподрядчиков может озвучить НОСТРОЙ, и Министерство экономического развития Российской Федерации, анализируя ГИС ЕИС по закупкам в строительстве.
Обратимся к нормам Градостроительного кодекса РФ:
Часть 3, статья 55.4. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствии её следующим требованиям:
Пункт 1) наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьёй 55.16 настоящего Кодекса.
Часть 7, статья 55.4. Некоммерческая организация, указанная в части 1 или 3 настоящей статьи, в процессе своей деятельности не утрачивает статус саморегулируемой организации в случае:
Пункт 1) если саморегулируемая организация не сформировала компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, предусмотренный частями 2 и 4 настоящей статьи.
Статья 55.6. Приём в члены саморегулируемой организации. Часть 2. Для приёма в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию следующие документы:
1) заявление о приёме в члены саморегулируемой организации, в котором должны быть указаны, в том числе сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров или об отсутствии таких намерений.
Таким образом, анализируя положения указанных статей главы 6.1 ГрК РФ, можно сделать однозначный вывод, что законодатель предусмотрел возможность нахождения в некоммерческой организации, получившей статус саморегулируемой организации в качестве членов потенциальных подрядчиков (внёсшие взносы в КФ ВВ и в КФ ОДО) и потенциальных субподрядчиков (внёсшие взносы только в КФ ВВ), что саморегулируемая организация обязана отражать в запрашиваемых выписках из реестра СРО.
Исключительно только члены, оплатившие взносы в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций могут выступать в качестве подрядчиков (генеральных подрядчиков) при исполнении договоров.
Члены саморегулируемых организаций, заявившие в своих заявлениях об отсутствии намерений принимать участие в заключении подрядных договоров с использованием конкурентных способов и оплатившие взнос только в компенсационный фонд возмещения вреда, могут, по определению, выполнять строительные работы как, субподрядные организации, у которых, возможно, пока нет опыта, соответствующих специалистов, необходимых финансовых ресурсов для выполнения подрядного договора в целом.
В качестве единственного «рационального зерна» из поступившего предложения о включении в систему саморегулирования субподрядных строительных организаций, можно выделить необходимость саморегулируемых организацияй определить в своих внутренних документах (стандартах) требования к своим членам, которые не имеют намерения быть подрядчиками (не участвовать в конкурентных процедурах на право организации работ по изысканиям, проектированию, строительству).
Исходя из положений ГрК РФ, требования иметь специалистов по организации строительства, включённых в Национальные реестры специалистов для членов СРО, которые выступают в качестве субподрядчиков. незаконны, излишние и сейчас являются огромным административным и финансовым барьером, и дополнительно учитывая, что все эти члены саморегулируемых организаций являются предпринимателями микро- и малого бизнеса.
Член СРО должен принимать квалифицированного, дорогостоящего реестрового специалиста по трудовому договору в должности главного инженера проекта по основному месту работы на определённый период времени, а именно для организации выполнения работ на конкретном проекте строительства объекта капитального строительства.
Заключая трудовой договор с работником, которому надлежит выполнять функции главного инженера проекта по строительству объекта капитального строительства, работодатель принимает на себя обязанность создать условия для выполнения таким работником возложенной на него функции (статьи 21, 22, 56 ТК РФ, статья 55.5-1 ГрК РФ).
При отсутствии у члена СРО строителей договора строительного подряда, эта организация лишена возможности предоставить работнику (главному инженеру проекта) работу по его квалификации, то есть этот член СРО не может создать условия для выполнения им указанных в статье 55.5-1 ГрК РФ трудовых функций по его специальности и квалификации.
Несмотря на очевидное противоречие, действующим положением пункта 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ установлено ничем не обоснованное и противоречащее положениям Трудового кодекса РФ, обязательное требование о наличии у каждого члена СРО строителей не менее 2-х работников по основному месту работы, сведения о которых внесены в Национальный реестр специалистов. Такое обязательное требование почему-то распространяется на всех членов СРО строителей безотносительно к тому, реализуют ли они в данный момент времени проекты по строительству объектов капитального строительства (подрядчик, генеральный подрядчик) или не участвуют в реализации таких проектов (субподрядчики).
Это своеобразная «калька» с картины о положении малого подрядного бизнеса в России. Обязательные требования на них часто возлагаются безосновательно, просто так, на всякий случай.
Указанные обстоятельства провоцируют многих, а как видно, более половины членов СРО, которые не имеют подрядных договоров (субподрядные организации, не участвующие в конкретных процедурах отбора подрядчиков), обращаться к коммерческим посредникам, информация о деятельности которых полон интернет, с целью приобретения, за «хорошие деньги» «пакета документов на неработающего или уже не живущего специалиста» – так называемые «мёртвые души».
Услуга по предоставлению «пакета документов» менее затратна для такого малого бизнеса (субподрядчикам), нежели содержание реального специалиста в должности главного инженера проекта, включая выплату такому специалисту достаточно большую ежемесячную заработную плату, тем более, что реальных специалистов НРС, которые выполняли бы какие-либо другие работы из-за отсутствия подрядов у почти половины членов СРО, просто в России нет.
Для примера: средняя стоимость предоставления «пакета документов на неработающего специалиста» на годовой основе составляет около 250.000 рублей, тогда как затраты на содержание реального специалиста по организации строительства в штате строительной организации при обеспечении им выполнение подрядного договора, составляют минимум 2,5 – 4,5 миллиона рублей в год.
Таким образом, существующие избыточные обязательные требования в ГрК РФ провоцируют и членов СРО, и сами СРО грубейшим образом нарушать федеральное законодательство на грани уголовно-наказуемого деяния. Соответственно процветает бизнес по продаже «пакетов документов на мёртвые души». Годовой оборот от такой деятельности коммерсантов от саморегулирования является убытками малого- и микробизнеса в строительстве и составляет порядка 3-х миллиардов рублей ежегодно, что недопустимо.
Продажей «липовых корочек о повышении квалификации» по любой профессии, «липовых специалистов» и других «липовых услуг» кишит интернет, что в конечном счёте должно рассматриваться как уголовно-наказуемые деяния, которые подрывают технологическую мощь государства и деквалифицируют, снижают потенциал развития саморегулирования и развития «человеческого капитала» России.
Для членов саморегулируемых организаций строителей, которые заключают подрядные договора установлены специальные требования Градостроительным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 52 и часть 4 статьи 55.5-1).
В соответствии положений части 2 статьи 52 ГрК РФ, работы по договорам подряда на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства должны выполняться членами саморегулируемых организаций в области строительства и обеспечиваться специалистами по организации строительства, членами Национального реестра специалистов (главными инженерами проектов). Аналогичные требования ГрК РФ предъявляет и к изыскательским работам (часть 2, статьи 47) и к проектированию (часть 4, статьи 48).
Положениями части 4 статьи 55.5-1 ГрК РФ законодатель установил, что специалисты по организации строительства, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства, привлекаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом по трудовому договору в целях организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства.
Из анализа положений вышеуказанных норм ГрК РФ следует, что реестровые специалисты по организации строительства необходимы члену СРО исключительно для выполнения трудовых функций по организации выполнения договора строительного подряда, заключённого с использованием конкретных процедур в должности главного инженера проекта.
Саморегулируемые организации должны самостоятельно или через Национальные объединения принимать решения о необходимой квалификации, опыте и о минимальном количестве специалистов у своих членов, являющихся субподрядчиками по конкретному виду работ, в этом и есть суть саморегулирования.
На основании изложенного, с учётом проведённого данного анализа практики применения законодательства, касающегося деятельности саморегулируемых организаций в области строительства, проведённого Ассоциацией «Сахалинстрой» и в развитие поручения Владимира Путина по итогам совещания по мерам поддержки экономики о снижении административных барьеров для бизнеса, предоставлении максимальной свободы и поддержки предпринимательской инициативы, предлагаем следующие изменений в действующее законодательство:
В рамках применения механизма «регуляторной гильотины» изъять из ГрК РФ положения касающиеся ничем не обоснованных обязательных требований о постоянном наличии не менее, чем двух специалистов по организации строительства – членов НРС у всех членов СРО, а также аналогичной нормы касающейся обязательности наличия не менее двух специалистов – членов НРС у всех организаций, подающих заявление на вступление в СРО (пункт 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ), так как они в этот момент не имеют права исполнять подрядные договора.
С учётом закреплённой обязанности подрядчика привлекать специалистов по организации строительства в должности главных инженеров проектов по трудовому договору для обеспечения исполнения договоров строительного подряда, считаем целесообразным изложить пункт 2 части 6 статьи 55.5 ГрК в следующей редакции:
2) требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в Национальные реестры специалистов, предусмотренные статьёй 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также – специалисты) – на период выполнения подрядных договоров.
Пункты 4 и 5 части 2 статьи 55.6 ГрК РФ о предоставлении, при вступлении в членство СРО, документов подтверждающих наличие у кандидата специалистов, указанных в части 1 статьи 55.5-1 ГрК РФ и документов подтверждающие наличие у специалистов должностных обязанностей, предусмотренных частью 3 или 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ исключить в соответствии с положениями федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», как являющиеся необоснованными и неисполнимыми требованиями и не соответствующими требованиям части 2 статьи 52 ГрК РФ.
***
Наши предложения будут направлены для обсуждения на общественных площадках и формирования проекта доклада Правительству Российской Федерации о результате анализа практики применения положений законодательства в области строительного саморегулирования
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
18.03.22 в 09:21
Ну, добрый день, приехали... Я не верю, что эту статью написал Валерий Павлович. Это какая-то провокация или подстава...
Автор статьи критикует других, но сам не выдерживает никакой критики. Субподрядчики на сегодня в СРО состоять вообще не обязаны. О чём это автор пишет, заявляя, что про субчиков в СРО на 50%?
С чего автор взял, что тот, у кого есть взнос в КФ ОДО, тот - генеральный подрядчик, а у кого взнос внесен только в КФ ВВ - это субчик?
Полная каша в голове и тексте автора. Или это предсъездовский умысел?
Я думаю, что смельчаков писать от имени Валерия Павловича (и без его согласия) не найдётся)))
Цитата: "...на период выполнения подрядных договоров..."
Кто и как за этим будет следить и как это проверять?
На мой взгляд, необходимо просто сократить количество ГИП до 1 специалиста. Можно также привязать количество НРСников к уровню ответственности члена. Например, 1, 2 уровни - 1 НРСник, а 3 и выше - 2 НРСника (исходя из объемов работ и рисков, их уровня).
В статье - популизм.
Мир не тот и Валера стал другим...
Просто ВПМ поручил другой секретарше написать статью...