Теперь компании, которые вдруг решат выполнять американские, европейские и прочие санкции, смогут забыть о возможности участия в конкурсах и аукционах на господряды.
Такие нормы предусмотрены в постановлении Правительства РФ от 23 мая 2022 года № 937. Согласно этому документу, в госзакупках не смогут участвовать компании, включённые в реестр недобросовестных поставщиков из-за отказа от исполнения контракта по причине того, что заказчик попал под санкции иностранных государств. Постановление об этом подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Предполагается, что «фильтр» будет устанавливаться на этапе размещения госконтракта. В перечне обязательных требований к потенциальным поставщикам будет пункт об отсутствии информации о них в реестре недобросовестных по причине отказа от исполнения обязательств из-за санкций, введённых в отношении заказчика. Таким образом, претендовать на госконтракты смогут только компании, которые в сложившихся условиях гарантированно готовы выполнить условия госконтракта.
Новые правила начнут действовать с 1 июля 2022 года. Что, в общем-то, и логично – если для фирмы окрики из США важнее, чем возможность работать на российском рынке, то пусть американский бюджет и заключает с такой фирмой контракты.
Отметим, что эта мера является одним из множества действий, предпринятых федеральной властью, чтобы снизить влияние санкционных рисов на госзакупки. Ещё в марте 2022-го Правительство РФ приняло Федеральный закон № 46-ФЗ, который вносит поправки в 44-ФЗ – известный закон о контрактной системе, и несколько постановлений.
Согласно документу, заказчикам и поставщикам разрешено менять существенные условия по контрактам, заключённым до 1 января 2023 года – статья 112 Федерального закона № 44-ФЗ дополнена частью 65.1 (пункт 4 статьи 8 из 46-ФЗ). При этом должны соблюдаться следующие условия: возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, из-за которых невозможно исполнить контракт, а также выполнить условия частей 1.3-1.6 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, есть решение властей – Правительства РФ, губернатора или главы муниципалитета.
Предполагается, что право менять существенные условия контрактов позволяет и заказчикам, и поставщикам реагировать на риски и изменения рынков без штрафов, угрозы попадания в РНП или судебных разбирательств. Эта мера призвана предотвратить отток компаний из сферы госзаказа и снизить нагрузку на бюджет, которая может возникнуть из-за срыва сделок или снижения конкуренции в торгах.
Также 10 марта этого года Кабмин внёс изменения в своё постановление № 783 от 4 июля 2018-го и сделало бессрочным порядок списания штрафов и пеней с поставщиков, которые нарушили обязательства по контракту из-за внешних санкций. Данный нормативный акт распространяется на все контракты, независимо от года, когда произошли нарушения (постановление Правительства РФ № 340).
Были согласованы возможности для закупки у единственного поставщика. Помимо случаев, указанных в части 1 статьи 93 (44-ФЗ), заказчики могут закупать товары, работы и услуги для федеральных и муниципальных нужд, а также нужд субъекта Российской Федерации у единственного поставщика, определённого актом соответствующих властей – пункт 1 постановления Правительства РФ № 339 от 10 марта 2022 года. Срок действия документа – до 31 декабря 2022-го включительно.
Понемногу началась интеграция в российское экономическое пространство и новых регионов, которые пока имеют статус суверенных государственных образований. Речь идёт о Луганской и Донецкой народных республиках. Товары из этих областей приравняли к отечественным (постановление Правительства РФ № 201 от 17 февраля 2022). Преимущества распространяются теперь и на товары из этих регионов. Приказом Минфина России № 30н от 5 марта 2022-го утверждены изменения в приказ № 126н.
Заказчикам по Федеральному закону № 223-ФЗ, попавшим под санкции, позволили не размещать в ЕИС сведения о победителях закупки. Такая норма оговорена в постановлении Правительства РФ № 301 от 6 марта 2022 года. Согласно ему, если недружественные страны ввели санкции или ограничения против заказчика по 223-ФЗ, то он вправе при проведении закупки не размещать в ЕИС сведения о победителе. Это касается и кредитных организаций, если санкции и ограничительные меры применены к лицам, которые контролируют эту кредитную организацию.
Для строительного комплекса предложен свой ряд мер. Федеральный закон № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» дополнили статьёй 10.18, в соответствие с которой в 2022 году особенности градостроительной деятельности будут определять отдельные федеральные законы. Такой режим вводили и в период пандемии, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию.
Санкции усилили рост цен на стройресурсы, материалы и оборудование, и участники закупок столкнулись с необходимостью пересмотра цен контрактов, объектами которых являются строительство или реконструкция. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме № 7797-ИФ/09 от 1 марта 2022 детально разъясняет правила такого пересмотра. Документ определяет, в каких случаях и на основании какого нормативного акта можно увеличить стоимость контракта. Кроме того, при пересмотре цен договоров по 223-ФЗ нужно учитывать положения постановление Правительства РФ № 1315 от 9 августа 2021-го.
Были разрешены закупки «под ключ», когда одна компания может выполнять весь комплекс работ по строительству, проектированию и изыскательской деятельности. В число мер поддержки можно также отнести пролонгацию программы выдачи займов подрядным организациям за счёт средств компфондов СРО.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
09.06.22 в 15:41
А займы за счет КФ еще выдаются кем-то?
И даже семинары проводят.
Значит кому-то это всё ещё нужно, вынимать деньги из КФ за счёт займов.
Железный занавес закрывается.
И слава Богу! А то уже гей парады проводить собирались! Заработанные всей страной деньги эшелонами отправляли в Америку на поддержку бакса и развитие ВПК страны которая официально нас объявляла противником и целью для уничтожения!!!!!!!
В производстве арбитражных судов уже находятся дела о взыскании с членов СРО займов, которые они почему-то не хотят возвращать.
Как правило "невозвращенцы" тесно связаны с руководством СРО или национального объединения.
Продолжаем следить за развитием событий.
Не почему-то, а потому что не собирались возвращать.