Евгений Карант, ведущий инженер НИИСФ РААСН по направлению цифровизации технического регулирования и внедрения искусственного интеллекта
Для начала скажу, что стало поводом для того, чтобы отправиться в путешествие, обозначенное в заголовке этого материала. А поводом послужило недавнее заседание президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию, где обсуждали плановые задачи, стоящие перед строительным сектором страны, а также ход реализации нацпроектов и федеральных программ. Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, проводивший данное заседание, обратил внимание губернаторов на важность ведения учёта продолжительности инвестиционно-строительного цикла:
Мы продолжаем активную работу по его сокращению. Благодарю все регионы, которые преуспевают в этом вопросе. Со следующего года будет запущена информационная система «Стройкомплекс.РФ», куда будут интегрированы все регионы с их системами. Это позволит сформировать в ней цифровые двойники объектов капитального строительства. У нас остаётся вектор на цифровизацию отрасли, что также позволит усовершенствовать процесс строительства.
Из общения со своими коллегами мне стало понятно, что мало кто из них понял, что здесь имел в виду Марат Шакирзянович. Попробуем разобраться.
Итак, в далёком 2018 году в Градостроительном кодексе РФ появилась статья 56, которая ввела в гражданский оборот понятие Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации (далее – ГИСОГД). С недавних пор, то есть с 1 сентября этого года под такими системами стали пониматься информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.
Как следует из указанной статьи, целью создания и ведения ГИСОГД является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, которые необходимы для осуществления градостроительной деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
Для достижения этой благой цели каждая ГИСОГД должна консолидировать внутри себя огромный пласт информации, включая региональные и местные нормативы градостроительного проектирования, правила землепользования и застройки, правила благоустройства территории и так далее.
Согласно ГрК РФ, каждая ГИСОГД должна включать в себя, в том числе дела обо всех застроенных или подлежащих застройке земельных участках соответствующего региона. В состав каждого такого дела также должен входить огромный объём информации, приведённый в части 5 статьи 56.
Разумеется, не обошлось тут и без информационного моделирования. Часть 5.1 всё той же статьи гласит о том, что в случае, если Правительством РФ установлена необходимость формирования и ведения информационной модели при выполнении инженерных изысканий, осуществлении архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объекта капитального строительства, в дело о застроенном или подлежащем застройке земельном участке также включается информационная модель. Напомню, что случаи, при которых застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, установлены постановлением Правительства РФ от 5 марта 2021 года № 331.
В случае необходимости формирования и ведения информационной модели, органом государственной власти, уполномоченным на создание и эксплуатацию государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, может быть принято решение о включении в состав дела о застроенном или подлежащем застройке земельном участке исключительно информационной модели.
Здесь уместно напомнить о том, что постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1431 «Об утверждении Правил формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства, состава сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов, и требований к форматам указанных электронных документов» утратило силу 1 марта 2023-го. Судя по всему, в отношении новых правил, которые Правительство РФ не может утвердить в течение 6-ти месяцев, идут серьёзные закулисные войны лоббистов.
С 1 декабря 2022 года и по настоящее время действуют Правила ведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2020 года № 1558. Однако, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 августа 2023 года № 1389, эти Правила утратят силу со дня ввода Единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ», о которой на заседании президиума Правительственной комиссии по региональному развитию и сказал господин Хуснуллин.
Постановление Правительства РФ № 1389 так и называется: «Об утверждении Правил создания, развития, эксплуатации и ведения Единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства РФ от 28 сентября 2020 года № 1558».
Информационная система, получившая в постановлении № 1389 имя «Стройкомплекс.РФ», обязана своим когда-нибудь возможным появлением на свет вступлению в силу с 1 сентября 2023-го статье 56.1 ГрК РФ, озаглавленной как Единая информационная система. Согласно части 1 указанной статьи, она призвана обеспечить сбор, обработку, хранение, предоставление размещение и использование информации, сведений, документов и материалов о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектов капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Она, в частности, должна включать в себя классификатор строительной информации, предусмотренный статьёй 57.5 ГрК РФ, а также реестр требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса, сформированном в соответствии с Правилами, утверждёнными, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2023 года № 1417.
Дополнительно Единая информационная система «Стройкомплекс.РФ» должна включать в себя реестр документов по стандартизации в сфере проектирования и строительства (на сегодняшний день – более 3.000 документов), подлежащих переводу в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы, в соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года (далее – Стратегия).
Наконец, Единая информационная система «Стройкомплекс.РФ» должна быть интегрирована с региональными ГИСОГД, о которых говорилось выше, с иными государственными информационными системами, предусмотренными ГрК РФ, а также с ещё 18-ю информационными системами от Единой информационной системы в сфере закупок до Информационно-аналитической системы управления инвестиционно-строительными проектами (ИСУП). Как известно, последняя разработана подведомственным Минстрою России ФАУ «Роскапстрой» на базе информационной системы «Мосгорзаказ».
По мнению Марата Хуснуллина, ввод в эксплуатацию Единой информационной системы «Стройкомплекс.РФ» позволит сформировать в ней цифровые двойники объектов капитального строительства. Согласно определению, приведённому в Стратегии:
Цифровой двойник объекта капитального строительства – синхронизированная цифровая копия объекта капитального строительства, представляющая собой виртуальную модель, воспроизводящую форму оригинального объекта и все характерные для такого оригинала процессы, что позволяет однозначно идентифицировать все исторические изменения, выполненные для объекта-оригинала, а также прогнозировать жизненный цикл копируемого объекта.
Сразу хочется обратиться к уважаемым читателям сайта За-Строй.РФ с вопросом. Всем ли, прочитавшим данное определение, стало понятно, что же такое указанный в нём цифровой двойник? Признаюсь, что мне это определение не понятно до сих пор.
В заключение нашего путешествия хочется напомнить известную пословицу: «Глаза боятся, а руки делают». Конечно же, придуманная где-то наверху архитектура информационного обеспечения градостроительной деятельности интересна и, может быть, даже полезна. И если она когда-нибудь будет реализована, то, возможно, она действительно, будет способствовать сокращению инвестиционно-строительного цикла. Однако дождутся ли в своей жизни творцы этой архитектуры, а также те, для кого они её придумали, того светлого дня, когда можно будет посмотреть, как она работает на практике?
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
02.10.23 в 10:22
Евгений Давидович, спасибо за материал и за Вашу неустанную просветительскую деятельность.
Вы один, делаете больше чем НОТИМ! От всей души желаю Вам терпения, по-хорошему правильного упрямства и ясности мысли!
Что такое национальная информационная система по строительству? И какую форму она имеет?