Переход на технологии информационного моделирования можно назвать второй технологической революцией в строительном проектировании. Первая произошла в 90-е годы прошлого века, когда инженерное сообщество пересело с кульманов и чертёжных досок за персональные компьютеры. Разница очевидна, и уже многократно обсуждалась.
Предыдущая революция произошла «снизу», поскольку в её основе лежали простые и понятные каждому участнику процесса резоны. Инженеры-проектировщики смогли забыть, как страшный сон рейсфедеры и кульманы, быстро увидев, насколько проще работать с чертежами на экране монитора, где можно без проблем удалять, править и копировать элементы, собирать их в готовые библиотеки и распечатывать в нужном количестве экземпляров. Менеджеры в области проектного инжиниринга увидели очевидную экономию затрат. Заказчики – кратный рост скорости разработки. Поставщики программного обеспечения и компьютеров – огромный рынок с понятными и прогнозируемыми запросами.
И если САПР был понятен и комфортен всем, то в случае с ТИМ непонятно ничего. Что для проектировщиков, что для строителей, что для заказчиков новая парадигма заключается в добавление к прежним проектам информационных моделек. Сами по себе эти модельки рождают лишь дополнительные требования, и, в большинстве случаев, просто непонятно, что делать и куда их пристраивать.
Идеологи ТИМ из профильных ведомств и вузов объясняют, что эффект от новой парадигмы наступит тогда, когда технология станет сквозной, будет применятся на всём этапе жизненного цикла объекта, начиная от требований оценки инвестиций, продолжая изысканиями и проектированием, затем – строительством и кончая эксплуатацией. Однако в том и суть, что сегодня этот процесс разнесён в экономическом пространстве между разными субъектами, зачастую с противоположными целями и задачами. Кстати, не случайно наибольшую благосклонность к ТИМ проявили не классические проектные институты, а именно крупные девелоперские холдинги, имеющие в своей структуре и проектные, и изыскательские, и строительно-подрядные мощности. И заинтересованные в эффективном управлении всем строительным циклом.
Тем не менее, поскольку технологии информационного моделирования объявлены делом государственной важности, развивать их придётся всем участникам – и строителям, и проектировщикам с изыскателями. А значит, и обоим Национальным объединениям вместе с их членами, саморегулируемыми организациями. Руководствуясь при этом максимой, которую озвучил один известный политический деятель, правда, по несколько иному поводу: «Нравится – не нравится, терпи, моя красавица...».
А раз работать всё равно придётся вместе, стоит сравнить, как видят переход на ТИМ в двух главных Национальных объединениях с обязательным членством. НОПРИЗ пока выглядит явным фаворитом, благодаря своим старым наработкам, но и НОСТРОЙ не спит, демонстрируя собственные за счёт более серьёзного бюджета и пула активных саморегулируемых организаций, готовых предложить свои наработки.
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков занималось цифровизацией отрасли уже давно, с тех пор, пока английская аббревиатура BIM не претерпела «импортозамещение» на свой российский аналог, а разговор о введении цифровых моделек как обязательных для применения ещё не начинался.
Нопризовцы выстраивали контакты с научным и образовательным сообществом, искали точки взаимодействия с крупными проектными институтами и активными СРО. В тестовом режиме запускались собственные цифровые проекты, такие, как например, реестры материалов или реестры типовых проектов, к сожалению, в дальнейшем широкого продвижения не получившие.
Стоит напомнить, что ещё 11 августа 2020 года состоялось первое заседание комитета НОПРИЗ по цифровому развитию, на котором была поставлена базовая задача: вовлечь как можно больше специалистов в цифровое проектирование и цифровые изыскания. Что в практической плоскости сводилось к разработке цифровых инструментов для инженеров:
В следующем году комитет добавил к этим работам программу по стандартизации в области цифрового моделирования, согласовав 20 профессиональных стандартов по проекту «Кадры для цифровой экономики». Была начата работа с «Иннополисом» в части организации образовательных программ и подготовки кадрового потенциала. Также согласовали окончательные редакции электронных справочников и цифровых библиотек.
В непростом нынешнем году была продолжена востребованная сообществом работа для подготовки цифровых библиотек:
Было отмечено, что именно это направление получило положительные отзывы от участников крупных архитектурно-строительных форумов и конференций НОПРИЗ в регионах России, нашла поддержку Минстроя России и активно используется проектировщиками. Цифровые библиотеки размещаются на официальном сайте Нацобъединения в разделе «Реестры – Справочники ТИМ».
Помимо работы в рамках комитета, Национальное объединение продолжает выступать соорганизатором и координатором различных совместных проектов с научным сообществом. Например, в прошлом году Советом НОПРИЗ принято решение о финансировании разработки МГСУ типовой программы дополнительного профессионального образования «Технологии информационного моделирования для ГИПов». Программа имеет задачу подготовить специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования к реализации требований постановления Правительства РФ № 331 и будет реализовываться для специалистов, внесённых в Национальный реестр НОПРИЗ, на льготных условиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, каким образом видит работу в части перехода на ТИМ Национальное объединение. Это, во-первых, разработка необходимых для коллективной работы инструментов – цифровых библиотек узлов и модулей. Во-вторых, подготовка кадров. И, в-третьих – техрегулирование и разработка стандартов. При этом практикуется активное привлечение заинтересованных специалистов со стороны научно-образовательного и инженерно-технического сообщества.
Национальное объединение строителей пока не может похвастаться серьёзным вкладом в дело перевода «на цифру» строительной отрасли. Тем не менее, НОСТРОЙ явно планирует этой деятельностью заниматься и её развивать. Что, в общем-то, и логично. И техрегулирование, и создание собственных реестров, и кадровая работа – это те направления, которые в Национальном объединении неплохо освоены, хотя о конечной эффективности можно поспорить.
Во всяком случае, в «Приоритетных направлениях работы» НОСТРОЙ можно найти пункт 4.3. Реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения цифровых технологий в строительстве, их мониторинг, включая формирование единого информационного пространства «НОСТРОЙ – СРО – члены СРО – органы государственной власти». На развитие этого единого информационного пространства в смете 2022 года заложено 13,2 миллиона рублей. В структуре есть департамент информационных технологий и анализа данных, куда, кроме руководителя Валерия Карпова, входит ещё три сотрудника.
Существует и созданный, по аналогии с НОПРИЗ, комитет по цифровой трансформации строительной отрасли, который действует с декабря 2021 года и пока не ещё не слишком заявил о себе. На заседаниях комитета участники всё больше делятся лучшими практиками, привечают представителей софтверного бизнеса, которые презентуют свои наработки и обсуждают приказы Минцифры России в деле «Цифровой трансформации».
Стоит отметить, что одним из наиболее активных членов комитета является глава Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский, который охотно делится с коллегами и практическими наработками своей СРО, и своим видением перспектив цифровизации и проектного управления.
Однако, пожалуй, пока единственный реальный продукт НОСТРОЙ, который был представлен сообществу – это ГОСТ Р70108-2022 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде». Документ был разработан СРО Союз строительных компаний Урала и Сибири, но только ностроевское руководство в своих отчётах то ставит настоящих авторов на второе место, то и вовсе «забывает» их упомянуть, заявляя о себе, как о настоящем авторе нормативно-технического документа…
Разумеется, есть немало и других организаций, которые, каждая по-своему, пытается развивать цифровизацию в строительной отрасли. Это, например, НОТИМ Михаила Викторова (данное Национальное объединение организаций в сфере технологий информационного моделирования фактически сформировалось как представитель интересов крупных разработчиков программного обеспечения, которые заинтересованы в общественной площадке для продвижения своей продукции и лоббирования изменений в законодательство). Это и достаточно активный Совет по развитию информационных технологий и цифровой экономики Торгово-промышленной палаты РФ во главе с Николаем Комлевым. Это и крупные госкорпорации, такие, как «Дом.РФ» и Росатом, у которые есть свои интересы в развитии информационного моделирования.
Однако приходится констатировать, что единой структуры, которая могла бы обеспечить комплексный взгляд на ТИМ, при условии чего эти технологии только и могут быть эффективными, у нас так и не появилось. Даже если принять гипотетическую возможность объединения двух Нацобъединений и некое общее проектно-изыскательско-строительное моделирование, остаётся непонятным, каким образом подключить к процессу всё разношёрстное многообразие эксплуатирующих организаций? Ответы на эти вопросы могли бы дать эксперты Минстроя России или представители высокой строительной науки. Но они не торопятся, заваленные ворохом текущих проблем…
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
06.07.22 в 08:47
Выскажу по существу написанного свое личное мнение. В настоящее время четко прослеживаются два взгляда на ТИМ - сверху (со стороны властей) и снизу (со стороны тех, кто реально проектирует и строит). Если эти взгляды не будут пересекаться, никакому ТИМу случиться не судьба. Ибо восточная мудрость говорит о том, что можно привести верблюда к воде, но нельзя заставить его напиться.
На сегодняшний день сверху раздаются возгласы типа "Даешь ТИМ!", а снизу только и слышишь о том, что наверху в ТИМах ничего не понимают (и это во многом правда).
Самую серьезную проблему сегодняшнего дня я вижу в том, что верхи находятся в искусственно созданном для них "информационном пузыре", прорваться в который представителям низов невозможно.
Добавлю к сказанному то, что единственно кто не находится в "информационном пузыре" - это органы государственной экспертизы. Поскольку только им приходится напрямую контактировать непосредственно с проектировщиками. В этой связи, пользуясь случаем, от себя лично и от лица ассоциаций фасадчиков и оконщиков хочу выразить респект Центру госэкспертизы г.Санкт-Петербурга.
Внизу тоже мало кто понимает веской необходимости в ТИМ.
Самый "сок" во всей этой истории, что хуже всех осведомлен НОСТРОЙ....))))