Русская Арктика

Обсуждение: 6
39851
Аркадий Апумчик

Наша страна начала непростой путь возвращения в северные высокие широты

Недавно увидел свет очередной номер журнала «Вестник НОПРИЗ». Главная тема выпуска посвящена комплексному развитию Арктической зоны нашей страны. Давайте попробуем разобраться, чем так заинтересовала эта тема Национальное объединение изыскателей и проектировщиков.

***

В словосочетании «Русская Арктика» содержится надежда и вызов. Надежда – потому что после долгих лет восстановления российской экономики в целом и строительного комплекса в частности, наша страна начала непростой путь возвращения в высокие широты. Вызов – потому что этот регион предъявляет высочайшие требования к каждому, кто посягает на его тайны. Требования к воле, навыкам и профессионализму.

Арктика, как один из наименее освоенных мировых регионов, лежит сегодня на перекрестье интересов сразу нескольких мировых держав. Это и уникальная природная кладовая, содержащая запасы углеводородов, руд, иного необходимого для промышленности сырья. Это и крайне перспективный транспортный маршрут, который может надёжно связать Азиатско-тихоокеанский регион со странами Евросоюза.

Наконец, это и важнейшая территория с точки зрения обеспечения интересов безопасности всех сопредельных государств. Поэтому, отмечу, именно вооружённые силы России, США, Канады, Норвегии в первую очередь выступают в качестве стороны-заказчика для объектов арктического строительства. Следом за ними идут крупные государственные и транснациональные корпорации, способные реализовать требующие колоссальных расходов арктические проекты.

Сегодня Россия является одной из немногих стран, кто не только имеет серьёзные амбиции, связанные с освоением Арктики и Заполярья, но и достаточные ресурсы, чтобы воплотить эти планы в жизнь. У нашей державы есть огромный опыт, накопленный российскими и советскими специалистами, современные технологии для проведения инженерных изысканий, проектирования, строительства, достойные проектные и строительные мощности. Наконец, мы можем использовать уникальное географическое положение, которое позволяет решать вопросы логистики, обеспечения доставки грузов, специалистов, строительной техники.

 

Нам есть, чем гордиться

Арктикой (от древнегреческого «северный», «находящийся под созвездием Большой Медведицы») называется географический район, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины Евразии и Северной Америки, Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных норвежских), а также прилегающие части Атлантики и Тихого океана.

Многие объекты арктического строительства хорошо известны широкой общественности. Среди них есть и те, которые были созданы советскими специалистами, и построенные уже в условиях современной России.

1.

Главная военно-морская база Северного флота ВМФ России находится в городе Североморск Мурманской области. Является местом базирования кораблей и судов 43-й дивизии ракетных кораблей.

2.

Аэродром «Рогачёво» на архипелаге Новая Земля – один из пунктов базирования сил Объединённого стратегического командования «Север». Здесь находится военный аэродром, на котором с сентября 1972 года дислоцировался 63-й гвардейский истребительный авиационный полк. Ранее на архипелаге Новая Земля проводились ядерные испытания. В настоящее время также создано радиолокационное отделение с РЛС.

3.

«Арктический трилистник» – военная база ПВО на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа, рядом с посёлком Нагурское. В состав базы входит самое северное в мире капитальное здание – административно-жилой комплекс.

4.

На острове Средний в Красноярском крае расположен единственный на архипелаге Северная Земля аэродром, а также при нём склады горючего, хозяйственные постройки и действующая погранзастава.

5.

«Северный клевер» – это военная база острове Котельный архипелага Новосибирские острова в Республике Саха (Якутия) – первый в Вооружённых Силах России военный городок замкнутого цикла жизнеобеспечения, который позволяет личному составу 99-й тактической группы не выходить во внешнюю среду без особой необходимости.

6.

«Полярная звезда» на острове Врангеля (Чукотский автономный округ). В 2010 году здесь была возобновлена деятельность метеостанции. А в 2014 году построен военный городок, обслуживающий радиолокационный пост и пункт наведения авиации. База состоит из двух 34-модульных комплексов, позволяющим свободно перемещаться внутри, максимально ограничив нахождение в условиях низких температуры. В 20-ти метрах от военного городка построена часовня. Она установлена на сваях и возвышается на 1,5 метра над поверхностью земли (конструкция фундамента выбрана в связи с особенностями строительства в зоне вечной мерзлоты).

7.

Аэропорт на мысе Шмидта полуострова Чукотка. В 2014 году здесь заступили на учебно-боевое дежурство по охране воздушных границ Российской Федерации подразделения Восточного военного округа, был введён в эксплуатацию модульный жилой блок для военнослужащих.

Это далеко не полный перечень важнейших объектов военной арктической инфраструктуры, которая была построена российскими строителями.

Из гражданского сектора необходимо назвать морской порт Сабетта, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал. Строительство порта, предназначенного для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства России от 13 июля 2012 года № 1259-р. За срок менее 10-ти лет с нуля были построены портовые сооружения, жилые дома, предприятия нефтегазового комплекса, коммуникации, объекты технологической и социальной инфраструктуры.

Каждый из этих объектов дал уникальный опыт работы для отечественного строительного комплекса и позволил накопить широкий спектр технических решений, которые будет востребованы в дальнейшем.

 

Перспективы и задачи

Однако впереди российских строителей ждёт ещё более интенсивная работа, связанная с наращиванием присутствия нашей страны в арктическом регионе. Об этом, в частности, шла речь в ходе круглого стола «Высокоэффективные российские строительные технологии, материалы и конструкции для работы и эксплуатации в условиях Арктики», который состоялся 27 августа 2021 года в рамках деловой программы международного форума «Армия-2021».

В России всегда придавалось большое значение проблематике развития северных территорий, и эти вопросы необходимо рассматривать масштабно, с привлечением широкого круга профессионалов, в том числе в рамках подобных масштабных конференций.

Огромное внимание теме освоения Арктики, защите экологии, поддержке предпринимательской деятельности уделяется лично Президентом России Владимиром Путиным. Начата сквозная технологическая модернизация экономики, дан старт «зелёному строительству», разработаны критерии результативности экологических проектов, идёт модернизации тепловой энергетики, газотранспортной инфраструктуры, проводится работа по повышению энергоэффективности в секторе ЖКХ, активизирована защита лесного хозяйства, развивается деревообрабатывающая отрасль, получает значительную поддержку деревянное домостроение, идёт создание экосистем на основе низкоуглеродной энергетики, проводится мониторинг состояния вечной мерзлоты.

И как строителям приходится брать на себя роль первопроходцев, создавая плацдармы для современных покорителей Арктики, так инженеры-изыскатели и проектировщики становятся передовым отрядом строителей.

Отдельное внимание следует уделить именно изыскательским исследованиям – основе всего предстоящего глобального строительства в регионе.

В связи с изменением климата и глобальным потеплением необходимо разрабатывать новые технические регламенты, вносить изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу адаптации к изменениям климата. На основании новых регламентов, норм и правил нужно создавать инфраструктуру Арктики. Это и строительство портов для морского арктического пути, дорог и транспортных объектов, промышленного и жилищного строительства, создание инфраструктуры для обслуживания месторождений нефти и газа, а также сохранения безопасности арктического региона и страны в целом.

Около двух тысяч изысканий необходимо провести для разработки новых месторождений природных ресурсов таких, как золото. С учётом того, что арктическая территория, вечная мерзлота занимают почти 1/3 всей территории России, необходимо понимать, что это особые условия строительства, которое невозможно без научных исследовательских данных, без критериев, утверждённых на основе изыскательских работ. Для выполнения обозначенных задач необходимы не только материальные, но и интеллектуальные ресурсы. Также необходимо помнить о сохранении экологии при проведении всех работ. Цена ошибки, особенно при разработке нормативно-технической документации, может оказаться слишком высока. Эти вопросы решаются в рамках работы Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

 

Проекты повышенной сложности

Для советских и российских архитекторов задачи арктического строительства также оказывались серьёзным вызовом. Одна из главных проблем архитекторов и инженеров в Арктике фундамент, рассчитанный на вечную мерзлоту. При этом зачастую грунт тает, под землёй образуются реки, вода разрушает постройки. Также негативно на них влияют сильные метели, которые со временем выбивают и истончают стены.

В восточной части Арктики есть ещё и другая проблема – высокая сейсмичность. Всё это, не говоря уже о том, что средняя зимняя температура в некоторых районах достигает -70 °C, вместо почвы приходится иметь дело с замёрзшим илом и болотами, обживать территорию мешают сильные метели.

К городам российской Арктики относятся: Мурманск, Норильск, Воркута, Апатиты, Салехард. Основная часть населения в Арктике живёт в моногородах. Такие города существуют в основном за счёт градообразующих предприятий, где работает большинство горожан. Следующий тип поселения – поселковый, где распространены двух- и трёхэтажные здания с коммунальной инфраструктурой,

Чтобы отыскать решение проблемы, инженеры-проектировщики ездили в экспедиции на Крайний Север, составляли планы застройки. Появлялось немало интересных и перспективных решений от советских специалистов. Так, архитектор Константин Агафонов предлагал проект посёлка из круглых пятиэтажных зданий, соединённых между собой крытыми переходами, чтобы было удобно ходить в сильный холод. Во внутреннем дворе, укрытом от ветра, располагались бы площадки для прогулок и сады. По мнению зодчего, форма зданий позволяла бы сохранять тепло и избегать сильных снежных заносов у стен.

Другой нестандартный подход был применён в работах Станислава Одновалова и Майи Цимбал, которые разрабатывали жилой комплекс из нескольких многоэтажных башен цилиндрической формы, поднятых на три метра над землёй. Так архитекторы предлагали сэкономить на установке свай и решить проблему скопления снега у стен и отдачи тепла в грунт. Здания соединялись между собой и с общественным центром галереями с искусственным микроклиматом. В них можно было бы гулять, ходить по магазинам и кафе.

Идеи комплексов для арктических городов в СССР перекликались с замыслами иностранных коллег. К примеру, американский инженер Ричард Фуллер в 1951 году разработал и запатентовал геодезический купол. Его идея стала популярной, в том числе в застройке Севера.

А уже в наши дни, в 2011 году архитектор Валерий Ржевский представил куполообразный город «Умка», который был разработал на основе модульной схемы МКС. Размеры арктического города составляет 1.500 на 800 метров. По мнению инженера, «Умка» может стать автономным городом с искусственным микроклиматом, детскими садами, школами, больницами, рыбной и птицеводческой фермами, пшеничным заводом и пекарней. В проекте предусмотрены две фабрики для переработки мусора в тепло. Город под куполом рассчитан на 5.000 жителей. В 2011 году стоимость проекта оценивалась в $6,5 миллиарда.

Разумеется, многие из предложенных разработок являются не более, чем оригинальными концептами. Их экономическое и практическое применение требует серьёзных обоснований. Но, главным образом, они показывают то направление, на котором необходимо сосредоточиться российского проектно-изыскательскому сообществу в важной задаче арктического строительства. Перед нами стоят вопросы, решить которые возможно только совместив точный расчёт и профессиональные навыки со свободным мышлением и смелым поиском новых путей.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

06.12.21 в 09:31
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 2 оценках пользователей
САМ - АВТОР
АЭС тысячелетия тому назад – 3
Сергей Яковлев
19.04, 15:04 1 194
Акторы и спойлеры
Салават Истамбаев
16.04, 15:11 5 948
Несерьёзный удар по спамеру
Владимир Авденин
15.04, 07:16 3 1266
АЭС тысячелетия тому назад – 2
Сергей Яковлев
12.04, 15:38 7 1882
ФКРы открыли личико – 2
Добрило Мастеровой
09.04, 15:57 4 2599
Преодолевая барьеры на пути ИИ
Евгений Карант
09.04, 12:37 1 2605
Защита от новой схемы
Владимир Авденин
08.04, 10:29 4 2601
АЭС тысячелетия тому назад
Сергей Яковлев
05.04, 13:36 2 3140
Гром уже грянул
Аркадий Апумчик
04.04, 12:10 15 4015
Последний шанс Минстроя
Изумлённый Чиновник
03.04, 12:07 0 3650
ФКРы открыли личико
Добрило Мастеровой
02.04, 15:09 9 4019
Ударим малоэтажкой по демографии?
Рассерженный Строитель
02.04, 13:34 2 3773
Невозможное возможно?
Евгений Карант
01.04, 10:40 33 5203
Для кого оно, окно в Азию?
Виктор Правдин
29.03, 16:05 8 4539