Уже понятно, что ставка на создание ограниченного числа многомиллионных агломераций, которые призваны были стать центрами роста, себя не оправдала. Без малых и средних городов, райцентров, посёлков и деревень ни о каких исторических перспективах российских земель говорить не приходится. Реальность «на земле» расходится с установками в программных документах и вынуждает вносить новые правки.
Так, согласно Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, предполагалось, что индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) займёт 40-50% рынка. Однако, по итогам 11 месяцев 2024 года, было введено 60,6 миллиона квадратных метров жилья, что превысило общий показатель 2023 года (50,8 миллиона «квадратов»). Причём доля ИЖС в структуре ввода жилья достигла 60%, что значительно превосходит прогнозы.
Такие показатели вызывают необходимость пересмотра подходов к градостроительству. Земельный вопрос становится первоочередным: площади для ИЖС требуются существенно больше, чем для многоквартирного строительства. При этом градостроительный потенциал страны долгое время рассчитывался, исходя из доминирования высотной застройки. Средняя площадь квартир в многоквартирных домах, построенных за 10 месяцев 2024 года, составила 50 квадратных метров, в то время как средняя площадь индивидуального дома – 136 «квадратов». Это объясняет, почему граждане всё чаще выбирают ИЖС, особенно на фоне увеличения этажности МКД (средняя высота – 18,8 этажа).
Рост этажности многоквартирных домов порождает и дополнительные проблемы: обеспечение безопасности на таких высотах остаётся нерешённым вопросом во многих регионах. Очевидно, что демографическую проблему невозможно решить при ограниченных возможностях многоквартирного строительства, что заставляет переосмыслить существующие урбанистические подходы.
Ещё один важный фактор, влияющий на развитие территорий, – деградация сельской местности. С 1959-го по 2024-й годы число сельских поселений в России сократилось почти на 60%. Более трети оставшихся поселений имеют менее десяти жителей, а 12,7% и вовсе пустуют. Это результат длительной политики сверхконцентрации населения в мегаполисах, которая наносит ущерб национальной безопасности и развитию страны.
В указе Президента России № 400 от 2021 года подчёркивалось недопустимость концентрации населения в крупных агломерациях и важность поддержки малых городов и сельских поселений. Однако выделение бюджетных средств для развития 2.000 опорных пунктов способно лишь временно стабилизировать ситуацию. Долгосрочное развитие возможно только при условии привлечения частных инвестиций и учёта реальных потребностей населения, которое сегодня финансирует ввод жилья на 98%.
ИЖС становится ключевым драйвером развития территорий, так как преимущественно реализуется в малых городах и сельской местности. Чтобы поддержать эту тенденцию, необходимо на системном уровне решать земельные вопросы. Для достижения целей национальной безопасности потребуется расширение площади населённых пунктов с текущих 20,6 миллиона до 24-х миллионов гектаров, что составит 1,4% территории Российской Федерации. Под застройку понадобится подготовить около 6,5 миллиона гектаров, что сопоставимо с существующими застроенными площадями.
Для успешного решения указанных задач необходима модернизация Градостроительного кодекса РФ. Среди ключевых направлений:
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков и входящие в него саморегулируемые организации совместно с Министерство строительства и ЖКХ РФ активно работают над внесением этих изменений. Их деятельность направлена на формирование современной нормативной базы, которая учитывает потребности населения и специфику развития территорий. Так, разработка нормативов для малоэтажной застройки позволяет оптимизировать процессы проектирования и строительства, обеспечивая устойчивое развитие территорий.
Однако законодательные изменения – лишь часть решения. Не менее важно повысить ответственность специалистов строительной отрасли. В 2023 году было выявлено, что 86% документации, представленной на экспертизу, подписывалась неуполномоченными лицами. Из 956-ти проектных организаций с годовым оборотом более 400 миллионов рублей только 254 состояли в СРО, что ставит под сомнение качество значительной части проектной документации.
Для успешного решения этой задачи необходимо в кратчайшие сроки внести ряд изменений и дополнений в Градостроительной кодекс РФ:
Нацобъединение изыскателей и проектировщиков и СРО готовят данные поправки совместно с Минстроем России. Также НОПРИЗ планирует продолжить работу по совершенствованию правового регулирования роли и ответственности специалистов строительной отрасли: по организации инженерных изысканий, по организации архитектурно-строительного проектирования, по организации строительства (ГИП, ГАП, ГИС), а также по организации экспертизы-инжиниринга и государственного строительного надзора.
Строительная индустрия должна получить ключевой документ – Технический регламент ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий», как основы нормирования параметров качественных строительных материалов и изделий. В 2025 году предстоит его доработка и утверждение.
Переход на параметрический метод нормирования остаётся одной из ключевых задач строительной отрасли. Для этого необходима полная цифровизация градостроительных процессов: от территориального планирования до архитектурно-строительного проектирования. Разработка доказательной базы для применения параметрического метода, включая исследования и апробацию инновационных решений, позволит внедрить современные подходы к проектированию.
Это лишь малая часть задач, которые предстоит решить строительному, проектному и изыскательскому сообществу для важного дела – территориального развития российских регионов. Помимо уже названных мер, необходимо введение в Градостроительный кодекс РФ требований к разработчикам рабочей документации (для юридических лиц – состоять в СРО, для специалистов – состоять в НРС), чтобы восстановить баланс ответственности и полномочий, а также повысить качество этих работ. Также рано или поздно придётся вводить требования к эксплуатации зданий и сооружений, требования к эксплуатационной документации в электронном виде и восстанавливать положение о том, что авторский надзор должен вести автор проекта.
Необходимо упомянуть и такую актуальную проблему, как потребность профессионального сообщества в разработке отечественного программного обеспечения для изыскателей, проектировщиков, строителей и эксплуатантов, использующего единую цифровую среду общих данных для обеспечения возможности создания цифровых моделей на всех этапах жизненного цикла ОКС на одной платформе.
В настоящий момент отечественные вендоры не могут предложить такой софт. Поскольку решить эту задачу необходимо участникам строительного рынка, то на окружных конференциях НОПРИЗ и во время Всероссийского съезда членов Национального объединения будет обсуждаться возможность финансирования подобной работы саморегулируемыми организациями на целевой основе.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
13.01.25 в 08:54
Читаю сплошную теорию! В первую очередь люди должны видеть смысл в этом переезде! У них должна быть вся социалка! Иначе это ерунда!
Действительно, одни избитые фразы ... о светлом будущем. Освоение заброшенных территорий, вероятно, следует начинать со строительства хороших долговечных дорог и выпуска недорогих надежных авто. А когда это было на Руси? Смешно, что автор статьи надеется решить вопросы территориального развития ... изменениями в Градкодексе. Откуда эта неадекватность?
Ниже приведена информация к размышлению из готовящейся статьи: " ... недавно вышла книга известных американских нейрофизиологов Гэри Линча и Ричарда Грейнджера "Большой мозг: происхождение и будущее интеллекта человека". В книге много внимания уделено боскопам и авторы заключают, что боскопы обладали высокими умственными способностями. "Они должны были быть разумнее кроманьонцев настолько, насколько мы сейчас разумнее обезьян", — считают авторы книги. Ученые отмечают то, что у боскопов были сильно развиты лобные доли мозга, отвечающие за уровень интеллекта, и своим объемом они в полтора раза превосходили соответствующие отделы мозга современного человека. Мозг боскопов был способен обрабатывать большие потоки информации, анализировать сложившиеся ситуации, устанавливать неочевидные связи между различными вещами и событиями. Линч и Грейнджер предполагают, что если бы боскопы не исчезли с лица Земли, то у Homo sapiens не было бы шансов на выживание...".
"недорогих надежных авто".... Простите, Сергей Кириллович, но это фантастика....
Можно хорошие дороги и транспортное сообщение. Машины не все хотят, дело не в цене у некоторых стоит.
Очень они разумны! Много говорят и зарабатывают себе на карман! А без мозга это невозможно!
Так обидно, что когда-то мы же сами профукали эту жизнь на окраинах, которая "цвела и пахла".... А сейчас надо придумывать как её возродить... Ну блин... Ломать то не строить всё понятно.... Только получается, что мы сами себя заставляем как хомячки колесо крутить по кругу....
Ну. мозгов-то у Хомо Сапиенс не так много. А, если при этом и генов наших великих предков (неандертальцев!?) нет совсем - то просто беда ...
А причем тут этажность? Высоко сидишь - далеко глядишь, не работает? Всех к земле клонит?
А дино когда уже возродят?
Это реальнее!
Неужели Вы считаете заброшенные деревни и поселки, отсутствие нормальных дорог - прогрессом?