Директор Некоммерческой организации Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ»
Некоммерческая организация «СОЮЗЦЕМЕНТ» снова поднимает вопрос о необходимости восстановления государственного контроля за оборотом цемента на рынке для повышения безопасности строительства зданий. И особенно это стало важным на фоне сильных разрушений от землетрясений в Турции и Сирии.
Все мы знаем о трагедии 6 февраля этого года в турецкой провинции Кахраманмараш, где было землетрясение силой 7,7 балла. После чего подземные толчки и сотни афтершоков ощущались в 10-ти провинциях страны, а также в Сирии. В дальнейшем подземные толчки были замечены повторно. Мир обошли кадры, как во время этого землетрясения в некоторых частях Турции многоэтажные здания складывались, словно карточные домики. После землетрясений в Турции пострадали почти 42 тысячи зданий – они сильно повреждены или вовсе подлежат сносу, заявил министр окружающей среды, урбанизма и изменения климата Мурат Курум. 14 февраля Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что число погибших в результате мощного землетрясения составило 35.418 человек, ещё 105.505 получили ранения. Позже, по уточнённом данным, стало известно, что количество погибших достигло 44.374, а в Сирии – 5.914…
Как сообщил телеканал Al Jazeera, большинство рухнувших в Турции зданий были построены до 2000 года. Al Jazeera также напомнил, что в 1999 году в западном городе Измит произошло землетрясение магнитудой 7,4 балла, когда погибло более 17-ти тысяч человек. Телеканал приводит слова эксперта по структурной геологии Криса Элдерса с объяснениями, почему землетрясение магнитудой 7,8 на юго-востоке Турции и севере Сирии вызвало такие разрушения. После землетрясения 1999 года турецкие учреждения осознали настоятельную необходимость снижения рисков в стране, подверженной землетрясениям, и в следующем году был принят закон, предусматривающий обязательные проверки проектов и строительных инспекций всех зданий.
Однако здания, построенные в соответствии с проектными нормами сейсмостойкости, по-прежнему составляют меньшинство. По словам господина Элдерса, «те, которые рухнули, относятся к 2000 году».
Многие дома в Турции, которые разрушились в результате мощного землетрясения, произошедшего в ночь на 6 февраля, были построены в обход стандартов безопасности. Об этом пишет Би-би-си, журналисты которой изучили снимки разрушенных зданий и поговорили с экспертами.
По словам эксперта по планированию и управлению чрезвычайными ситуациями в Университетском колледже Лондона Дэвида Александера, землетрясение, прошедшее в Турции, было сильным, но недостаточным для того, «чтобы разрушить хорошо построенные здания»:
В большинстве мест уровень сотрясения был меньше максимального, поэтому мы можем сделать вывод, что почти все из тысяч обрушившихся зданий не выдерживают никаких разумно ожидаемых строительных норм.
Эксперт также отметил, что законы, принятые в 2018 году, плохо соблюдаются, а старые здания редко модернизируются.
В Турецкой Республике предусмотрен государственный контроль качества в строительной отрасли, который осуществляет инспекция под названием Yapi denetim. Деятельность органа строго регламентируется на законодательном уровне и прописана в законе № 4708 «О строительном надзоре». Таким образом, законодательством Турции предусмотрен контроль за строительством со стороны государства, на бумаге нормы сейсмического проектирования республики соответствуют мировым стандартам, они даже лучше, чем у большинства стран, но на практике ситуация оказалась совершенно иная.
Каким бы сильным ни было землетрясение, оно не причинило бы такой ущерб, если бы все здания соответствовали нормам безопасности. От этого землетрясения рухнули даже относительно новые здания. Кроме того, как сообщала BBC, Правительство Турции периодически выдаёт так называемые строительные амнистии. То есть, по сути, легальное освобождение от штрафов за неправильное строительство. Последняя амнистия прошла в 2018 году. Тогда турецкий Президент высоко оценил это решение – оно принесло в казну около $3,1 миллиарда налогов на имущество и регистрационных сборов. В рамках строительной амнистии свидетельства о регистрации получили, в том числе 294.166 зданий в 10-ти пострадавших от землетрясения провинциях.
Тяжёлые последствия землетрясения в Турции ещё раз подтверждают необходимость усиления государственного контроля за оборотом строительных материалов, в том числе цемента, бетона, железобетона и других стройматериалов. Цементу, как основному составляющему любой стройки, – особое внимание. Использование качественных строительных материалов, недопущение фальсификата на стройку – главная составляющая безопасности зданий и сооружений, в том числе с точки зрения сейсмостойкости.
Вступление в силу Федерального закона от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» привело к тому, что сегодня не определены органы госконтроля и надзора, обеспечивающие выполнение требований тринадцати технических регламентов (ТР) Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В результате отменены проверки бизнеса и прекращены полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов, том числе цемента.
Отсутствие госконтроля приводит к росту объёма фальсифицированного цемента, что увеличивает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан; потерям государственного бюджета от деятельности недобросовестных производителей продукции; утрате доли рынка добросовестными производителями.
При обеспечении должного контроля и надзора решалась задача защиты российского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции. Так, например, введение обязательной сертификации в цементной промышленности позволило за 5 лет снизить оборот фальсификата на 8,54 миллиона тонн и за счёт увеличения производства на российских заводах увеличить налоговые отчисления в бюджет на 5,34 миллиарда рублей.
В настоящее время договором ЕАЭС установлены принципы технического регулирования по осуществлению государственного контроля, КоАП РФ определено наказание за нарушение технических регламентов или обязательных требований к продукции. При всем при этом не определён государственный орган, уполномоченный привлечь к ответственности за нарушения обязательных требований.
Необходимость наделения госоргана полномочиями по контролю и надзору за оборотом отдельных видов стройматериалов поддерживают Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Минпромторг России, Минстрой России, Росстандарт. Однако возражает Минэкономразвития России. В ответ на подготовленный Минпромторгом проект изменений в федеральный закон «О техническом регулировании» ведомство отвечает: «Указанные ограничения позволяют снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты».
При этом цементный бизнес уже в течение двух с половиной лет просит сохранить госконтроль. Такова позиция компаний, входящих в НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», их совокупная доля на рынке ЕАЭС составляет 80%. Это более 50-ти цементных заводов. Снижение нагрузки на бизнес в цементной отрасли может быть выгодно только мошенникам, которые выпускают фальсификат и реализуют его на рынке.
Позицию цементной отрасли о необходимости восстановления государственного контроля и надзора на рынке цемента и последствиях его отсутствия была представлена мною на совместном заседании комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию и комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции.
По итогам обсуждения комитеты РСПП И ТПП от имени участников заседания планируют направить письмо в Правительство России. В обращение будет включена рекомендация к российскому Кабмину с целью недопущения оборота в Российской Федерации контрафактной и некачественной продукции, для восстановления госконтроля и надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов и за обращением продукции, включённой в перечни подлежащей обязательной сертификации и декларированию, поручить федеральным органам исполнительной власти внести соответствующие изменения в законодательство страны, в том числе в федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Для противодействия распространению фальсификата Союз производителей цемента также считает важным включить в проект технического регламента ЕАЭС «О безопасности строительных материалов и изделий» схему подтверждения соответствия цементов с проведением инспекционного контроля на границе.
Союз производителей цемента (НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»), созданный для представления и защиты интересов, достижения общих целей предприятий цементной отрасли, учреждён в 2002 году. За прошедшее время в его состав вошли ведущие производители цемента Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сегодня суммарная доля его участников на рынке ЕАЭС составляет 80%. В состав Союза входят 50 цементных заводов, мощность которых превышает 100 миллионов тонн строительного материала в год.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
28.02.23 в 16:06
Нет ничего лучше госконтроля, но государство у нас одно, а бизнесов много. Поэтому всё разворовывается и саморегулируется тоже.
Государство одно, но большое. Зачем нам столько ведомств, если следить некому?
Молодец девочка. Воспользовалась темой, заметили тебя.
Эта вера в непогрешимое, справедливое, все замечающее государство, конечно, умиляет. "Верните госконтроль и все будет отлично!" Да нет, не будет. По многим мелким причинам и по одной большой.
Стакан наполовину пуст или наполовину полон?