Юрист
Частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ (далее – Кодекс) определены основные функции Национального объединения саморегулируемых организаций. Для осуществления своих функций Нацобъединения, в соответствии с частью 8.1 статьи 55.20 Кодекса, вправе направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления.
Национальные объединения не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом (часть 9 статьи 55.20 Кодекса).
***
Направление Национальным объединением обязательных для исполнения саморегулируемой организацией уведомлений, включая их содержание, определено частью 10 статьи 55.20 Кодекса, устанавливающей, что в случае выявления Нацобъединением нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2 Кодекса, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией, Национальное объединение направляет в такую саморегулируемую организацию обязательное к исполнению уведомление о выявленных нарушениях, содержащее предложение об их устранении (части 8, 8.1 и 10 статьи 55.20 Кодекса).
При этом сроки, в течение которых должны быть устранены нарушения, указываются в уведомлении.
Следует учитывать, что, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В этой связи сроки, указанные в таких уведомлениях для СРО, устанавливаются (продлеваются) Национальными объединениями в каждом конкретном случае, исходя из принципов разумности, справедливости и возможности их добросовестного соблюдения саморегулируемой организацией.
В Кодексе не содержится запрета на взаимодействие саморегулируемой организации с Национальным объединением, в том числе в части направления просьбы о продлении указанного в уведомлении срока устранения выявленных нарушений.
Просьба о продлении указанного в уведомлении срока устранения выявленных нарушений должна быть направлена саморегулируемой организацией в разумные сроки до истечения срока, указанного в уведомлении об устранения выявленных нарушений.
Национальное объединение, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в обязательном порядке должно направить ответ на просьбу саморегулируемой организации о продлении указанного в уведомлении срока устранения выявленных нарушений, а в случае отказа, подробно обосновать его, который должен быть направлен до истечения срока, указанного в уведомлении об устранения выявленных нарушений.
Согласно части 11 статьи 55.20 Кодекса, в случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 статьи 55.20 Кодекса уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного частью 5 статьи 55.2 Кодекса, соответствующее Национальное объединение утверждает заключение о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций и направляет указанное заключение на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного Нацобъединением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в орган надзора за саморегулируемыми организациями не позднее, чем через пять рабочих дней со дня утверждения указанного заключения.
Иные уведомления, которые Национальные объединения имеют право направлять в саморегулируемые организации, Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрены, следовательно, не являются обязательными к исполнению, их неисполнение не влечёт наступление последствий, установленных частью 11 статьи 55.20 Кодекса.
Уведомление о выявленных нарушениях должно содержать описание выявленного нарушения, а также указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким федеральным законом и его структурной единицей оно установлено.
Кодексом установлено, что уведомление о выявленных нарушениях формируется только в случае выявления Национальным объединением нарушения, предусмотренного частью 5 статьи 55.2 Кодекса, другими федеральными законами и допущенного саморегулируемой организацией.
Нарушения иных нормативных правовых актов, а не федеральных законов, например, постановлений Правительства РФ, Минстроя России и тому подобное, не являются основанием для подготовки уведомлений о выявленных нарушениях.
Нарушения, допущенные не саморегулируемой организацией, например, её членами в части смены адреса (места нахождения) (касается саморегулируемой организации в области строительства) на иной субъект Российской Федерации и сохранения членства, направление денежных средств в уплату взноса в компенсационный фонд частями или на «не тот счёт», не может служить основанием для подготовки уведомлений о выявленных нарушениях.
Немаловажным также является то, что нарушение, указанное в уведомление о выявленном нарушении, должно быть устранимым, зависеть от действий (воли) саморегулируемой организации, а не третьих лиц, а срок, установленный в уведомлении, должен быть разумным, то есть позволяющим устранить нарушение без нарушения процедур, установленных Уставом СРО, её внутренними документами, действующим законодательством.
Следует учитывать, что, согласно части 10 статьи 55.20 Кодекса, уведомление о выявленных нарушениях, а также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение, могут быть направлены на бумажном носителе или в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных Национальным объединением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, в СРО и в орган надзора за саморегулируемыми организациями, что подразумевает обязательное направление Нацобъединением в саморегулируемую организацию вместе с уведомлением о выявленных нарушениях также копии документов, подтверждающих допущенное нарушение.
Следовательно, уведомление о выявленных нарушениях, направленное в СРО без копий документов, подтверждающих допущенное нарушение, является ничтожным, то есть не подлежащим исполнению.
Градостроительный кодекс РФ чётко ограничил право Национальных объединений по направлению обязательных для исполнения уведомлений о выявленных нарушениях вместе с копиями документов, подтверждающих допущенное нарушение, установив для СРО ответственность в случае неисполнения саморегулируемой организацией содержащегося в предусмотренном частью 10 статьи 55.20 Кодекса уведомлении предложения об устранении нарушения, установленного только частью 5 статьи 55.2 Кодекса (иные федеральные законы исключены), соответствующее Национальное объединение утверждает заключение о возможности исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
08.09.22 в 11:51
консультант по законным действиям есть, а по обходу законных действий есть? Алексей, из нострой предложений по трудоустройству не поступало? ;)
Анфиса - он уже там был. Я думаю Алексей не имеет большого желания туда возвращаться. Во всяком случае не сейчас - это точно.
Сроница, не был, а бывал. НОСТРОЙ - это женский скелет.
К сожалению, как Доктор, я точно знаю, что любого пациента интересует не столько процесс лечения (как и чем лечить), а его результат.
Всем подавай гарантии и заверения, что твои советы, консультации и действия, как юриста, приведут исключительно и неизбежно только к положительному результату. А ни один разумный и порядочный юрист не может обещать этого своему клиенту.
Посему пока что не знаю ни одного случая признания судом Уведомления НОПРИЗ или НОСТРОЙ незаконным и недействительным.
По какой-то причине СРО категорически не желают даже слушать о попытках оспорить Уведомление о выявленных нарушениях как незаконное решение органов управления некоммерческой корпорации в судебном порядке. Между тем такое Уведомление всегда порождает за собой негативные последствия для СРО и накладывает на СРО зачастую необоснованные обязательства. Необоснованные, а иногда и неисполнимые.
По предписаниям Ростехнадзора наработана судебная практика. Почему не наработать по Уведомлениям???
Молчат СРО-страусы. Уткнули головы в песок.
По простой причине. Последствия попытки оспорить уведомление всем известны.
Известны - да, но они не правовые. Потому и СРО-страусы.
Стыдно признаться, но порой юристы, как и доктора, бессильны. Если противник играет не по правилам, а ты не можешь так играть, то и результат соответствующий как гарантировать?
Согласна. Иногда уже думаешь лучше бы прецедентное право было бы у нас...
По этой причине любая СРО скорее будет сотрудничать, чем ходить в суд и получать отрицательный результат, который в дальнейшем поставит под угрозу существование СРО и своих членов под удар.
Часто стала встречаться фраза про разумные сроки. Но нигде не читал расшифровку этой фразы. Разумный срок это сколько может кто-нибудь подсказать?
ГК РФ:
Статья 314. Срок исполнения обязательства
2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.
Разумный срок исполнения обязательства
Категория разумного срока исполнения обязательства применительно к положениям ст. 314 ГК РФ, которые являются общими для всех видов обязательств, использовалась до вступления в силу Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Так, положение п. 2 ст. 314 ГК РФ в прежней редакции предусматривало, что обязательство, не содержащее условий, позволяющих определить срок его исполнения, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. Обязательство, не исполненное в разумный срок, подлежало исполнению в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении. В новой редакции п. 2 ст. 314 ГК РФ устанавливает, что соответствующее обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, не упоминая о необходимости ожидания истечения разумного срока для предъявления кредитором такого требования.
Прежнее положение п. 2 ст. 314 ГК РФ продолжает применяться к правоотношениям, возникшим до 1 июня 2015 года (п. 2 ст. 4 ГК РФ, чч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ). Кроме того, упоминание о разумном сроке исполнения обязательств в ряде случаев содержат нормы особенной части ГК РФ (к примеру, п. 3 ст. 611, п. 1 ст. 616 ГК РФ), которые в результате реформы гражданского законодательства остались неизменными, и следовательно, как нормы специальные продолжают применяться и после 1 июня 2015 года.
Определение разумности срока относится к усмотрению суда. Разумность срока - категория оценочная и определяется с учетом различных факторов: вида обязательства, параметров предмета исполнения, условий исполнения, удаленности предмета исполнения от кредитора и пр. В общем виде понятие разумного срока применительно к исполнению обязательства может быть сформулировано следующим образом: разумный срок предполагает период времени, необходимый для совершения действия, предусмотренного обязательством (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 27.03.2019 N 17АП-2363/19).
Например, в одном из дел суд признал, что срок продолжительностью 11 дней с даты внесения покупателем предоплаты является разумным сроком для поставки товара (специальной техники) со склада, расположенного в Хабаровске, в г. Владивосток (постановление Пятого ААС от 24.01.2011 N 05АП-7580/2010).
В постановлении ФАС Уральского округа от 28.01.2013 N Ф09-13775/12 суд учел сложившуюся практику во взаимоотношениях сторон и счел разумным для поставки бетона срок пять дней с момента оплаты.
В другом деле суд посчитал разумным срок поставки оборудования для изготовления рентгеновских аппаратов, равный пяти дням с момента выпуска его в свободное обращение с таможни (постановление ФАС Московского округа от 22.12.2010 N КА-А40/16265-10).
Еще в одном из дел суд принял во внимание такие обстоятельства, как специфический ассортимент товара (двери с большим количеством товарных позиций), отсутствие его на складе поставщика, необходимость заказа изготовления продукции у иногороднего изготовителя, срок, необходимый для такого изготовления, доставку товара железнодорожным транспортом (с согласия покупателя) из г. Новочебоксарск, Чувашская Республика, в г. Красноярск, и признал разумным срок исполнения обязательства по поставке товара, равный 50 календарным дням (постановление Третьего ААС от 25.12.2014 N 03АП-6461/14).
Разумность срока может быть связана и с внешними (не зависящими от воли сторон) обстоятельствами, например, погодно-климатическими условиями. Так, разумный срок исполнения обязанности по перевозке котельного топлива для нужд заказчика по временной зимней ледовой автодороге (автозимнику) в условиях Севера ограничен зимним навигационным периодом (постановление Шестого ААС от 14.05.2015 N 06АП-1381/15).
Разумным сроком исполнения обязанности по оплате товара является срок на осуществление банковского перевода, исчисляемый со дня, следующего за днем получения товара покупателем (п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18).
В некоторых случаях характер обязательства и условия его исполнения позволяют прийти к выводу о явной неразумности срока, в течение которого обязательство было исполнено. Так, в одной из спорных ситуаций, связанной с оплатой товара, который был поставлен по товарным накладным (в порядке совершения разовых сделок купли-продажи), суды посчитали, что критерию разумности соответствует срок оплаты товара 10 - 14 дней, но никак не срок два года, в течение которого ответчиком фактически производилась оплата поставленного товара (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2011 N Ф07-13009/2010).
Неисполнение обязательства в разумный срок может повлечь за собой негативные последствия для нарушителя обязательства, предусмотренные законом или договором, например, расторжение договора по инициативе другой стороны в обязательстве путем заявления соответствующего требования в суд или путем одностороннего отказа от договора, возмещение убытков, начисление неустойки и т. д. (ст. 330, ст. 464, 480, п. 3 ст. 611, п. 3 ст. 620 ГК РФ).
Короче говоря, спор о разумности или неразумности срока может однозначно разрешить только суд с его обязательностью судебного акта для всех. Но иногда это происходит уже слишком поздно для одной из сторон такого спора.
:)
Задам риторический вопрос: зачем в таком случае писать такую формулировку, которая ещё больше запутывает? Почему не указать конкретные сроки для исключения судебных тяжб? Мне глубоко непонятны мотивы и цели.
не только Вам это не понятно.
Допустим, в уведомлении указано, что необходимо предоставить оригинал выписки по банковскому счету СРО, выданной банком, который проходит процедуру банкротства, за период с даты открытия такого счета по 01.09.2022.
Какой разумный срок должно содержать уведомление?
Согласен.
Поэтому предлагаю вместе понятия "разумный срок" ввести понятие "явно неразумный срок".
- Кто "за"? (Бендер)
- Я против! (Паниковский)
- Принято единогласно! (Бендер)
:-)