Член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков, председатель комитета НОПРИЗ по инженерным изысканиям, президент Ассоциации СРО «Центризыскания»
Сборники базовых цен (СБЦ) в изысканиях требуют серьёзной актуализации с учётом современных технологий и техники. Кроме того, в них необходимо включить расценки на мониторинг, обмерные работы и обследование зданий, а базовые цены, указанные в СБЦ, считать за минимально, а не максимально возможные цены за выполнение изыскательских работ. Но обо всём по порядку.
Поскольку сборники базовых цен на выполнение инженерных изысканий были разработаны и утверждены более 15-ти лет назад, существуют несоответствия между методами производства изыскательских работ, заложенными в СБЦ, и новыми технологиями, которые в настоящее время могут применяться при выполнении инженерных изысканий.
Так, например, в СБЦ не предусмотрена возможность выполнения работ с использованием беспилотных летательных аппаратов, цифровая фотограмметрия, лазерное 3D-сканирование объекта и иные современные методы производства работ. Вследствие этого, многие организации отказываются от внедрения в свою деятельность новых технологий производства инженерных изысканий.
В связи с этим предлагается разработать и внести изменения в существующие СБЦ на выполнение инженерных изысканий по отсутствующим технологиям. Данные изменения должны учитывать возможность применения новых технологий при выполнении работ с тем, чтобы стоимость выполнения изыскательских работ обеспечивала возможность закупки, обслуживания и ремонта необходимого оборудования, обучения сотрудников новым технологиям выполнения работ и тому подобное.
Вторая проблема заключается в том, что наряду с СБЦ на инженерные изыскания отсутствуют официальные нормативные документы о величине процентов нормы накладных расходов (HP) и сметной прибыли (СП) для инженерных изысканий. Аналогичные расходы отражены только в примере расчёта сметы по форме ЗП в Методическом пособии по определению стоимости инженерных изысканий для строительства (выпуск 1) 2004 года, а именно: зарплата АУП – 12,33%, технического руководства – 15,2%, вспомогательного персонала – 6,25%, рентабельность – 18%.
В связи с этим, есть предложение разработать конкретные нормативы в процентах HP и СП на федеральном уровне и включить их в Общую часть (пп 3.3.3 – 3.3.5) каждого сборника сметных нормативов по инженерным изысканиям для строительства (СНИИ) или оформить отдельным документом, как в строительстве.
В-третьих, отсутствует СБЦ с прямыми расценками на мониторинг реконструируемых (реставрируемых) зданий и сооружений, а также на мониторинг зданий окружающей застройки, попадающих в зону влияния строительных работ.
Для этого справочника за основу можно взять Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролётных, высотных и уникальных МРДС 02-08, разработанных Росстроем и Правительством Москвы в 2008 году, а также использовать СБЦ на инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений 2006 года, СБЦ на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства, а также СБЦП 81-2001-25 Справочник базовых цен на обмерные работы и обследования зданий и сооружений 2016 года.
Следующий вопрос состоит в том, что в СБЦ на обмерные работы и обследования зданий и сооружений СБЦП 812001-25 нет прямых расценок на вскрытия и зондирования конструкций. Согласно пункту 1.4 Общих указаний СБЦП 81-2001-25, базовыми ценами не учтена стоимость выполнения вскрытий и их заделка, которые должны выполняться силами заказчика, но фактически она выполняется силами исполнителя. Эта работа необходима для выявления состава и размеров обследуемых конструкций. Необходимо разработать прямые расценки на вскрытия и зондирования конструкций.
В понятии «территорий со специальным режимом» в СБЦ на инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания для строительства 1999 года, предлагается применить поправки из текста СБЦ на инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений 2006 года, как более актуальные. Территории со специальным режимом:
1. Зафиксировать индексы к сборникам цен на изыскательские и проектные работы и привести все к уровню цен по состоянию на первый квартал 2001 года.
а) СБЦ-2001 – 1,00;
б) СБЦ-1991 – 11,37 (приведённая на первый квартал 2001 года);
в) СЦиР-82 – 1,35x11,37 = 15,34 (приведённая на первый квартал 2001 года);
г) СБЦП-2001 – 1,00.
2. Рассчитывать единый коэффициент на инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительно-монтажные работы, в соответствии с инфляцией в текущем времени.
На геофизические работы существует один сборник базовых цен СЦиР-82. Письмом Госстроя СССР от 25 декабря 1990 года № 21-Д «О поправочных коэффициентах к ценам на изыскательские работы для строительства» устанавливался переходной коэффициент 1,21 к ценам на 1 января 1991 года.
В соответствии с приказом Минстроя России от 29 апреля 2020 года № 242/пр, указанное письмо Госстроя СССР утратило силу. Все сметы и оплату геофизических работ при выполнении инженерных изысканий уменьшились на 20%.
Необходимо законодательно вернуть повышенный коэффициент на геофизические работы в прежнем размере.
Правила и процедуры проведения государственных и муниципальных торгов в сфере инженерных изысканий, прописанные в действующем ФЗ № 44, не позволяют на равном уровне конкурировать реальному малому и среднему бизнесу в регионах, иногда тормозят и развитие крупного регионального строительного бизнеса, в связи с тем, что допускает «любому участнику» из любого региона нашей огромной страны участвовать в торгах, не имея представления о местных социальных, экономических, геологических, сейсмических, климатических и географических условиях работы, и как следствие – соответствующего опыта.
Как правило, такие победители торгов не собираются мобилизовать в другой регион свои материальные и человеческие ресурсы. Иногда их просто нет или крайне недостаточно по причине наличия в ряде регионов суровых климатических условий для работы, сложных транспортных схем поставок конструкций и материалов, более высокой цены на материалы, надбавок к зарплатам работающих, иной продолжительности отпусков, иной продолжительности работы женского персонала, иных компенсаций и прочих государственных социальных гарантий работникам в соответствии со статьёй 50 Трудового кодекса РФ. Эти государственные гарантии, которые включаются в затраты (себестоимость) изыскательских работ, заранее ставят организации этих регионов в неравные конкурентные условия с участниками торгов из центральных регионов России.
Особенно страдают от этой несправедливой системы торгов изыскательские организации, у которых в себестоимости работ зарплата и компенсации работникам занимают максимальную часть. Зачастую, результатом таких торгов становится глубокий демпинг с последующим поиском победителем торгов местного исполнителя контракта за 10-20% «откупных». Отсутствие постоянной загрузки вынуждает местные изыскательские организации покупать такие «контракты», чтобы хотя бы сохранить коллектив и имущество предприятия.
Предлагается законодательно закрепить при формировании условий торгов установление преимуществ (повышенных балов оценки) для участников, имеющих соответствующий опыт работы в конкретном регионе.
При организации торгов на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий технические заказчики включают требование прохождения государственной экспертизы и получения положительного заключения на проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.
Изыскатели на скорость этой процедуры и независимость экспертизы проекта от экспертизы результатов инженерных изысканий повлиять не могут, из-за чего сроки оплаты работ по инженерным изысканиям существенно задерживаются.
Также стоимость и сроки проведения государственной экспертизы государственное учреждение определяет самостоятельно после передачи ему проектной документации и результатов инженерных изысканий. Выявленные замечания зачастую касаются технического заказчика. Это могут быть замечания к техническому заданию и к исходным данным для проектирования и выполнения инженерных изысканий. Ответить на эти замечания подрядчик не в состоянии и не вправе.
Предложение состоит в том, чтобы направить в Минстрой России предложение о внесении поправок в нормативные документы, запрещающие включение в конкурсную документацию требований к подрядчику о прохождении государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также зависимость срока окончательной оплаты работ от результатов такой экспертизы.
В случае получения отрицательного заключения соответствующей экспертизы подрядчик должен исправить самостоятельно имеющиеся замечания за свой счёт. Эти условия должны регулироваться контрактом (договором), что и будет достаточным условием в конкурсной документации качества и гарантии результатов работ.
И всё же основным фактором, влияющим на качество выполнения инженерных изысканий и уровень оплаты соответствующего труда, является возможность существенного демпингования недобросовестными участниками торгов, в целях дальнейшей перепродажи контракта по бросовой цене для получения пассивного дохода или самостоятельного «бурения скважин карандашом на бумаге» с построением отчётов, основанных на устаревших результатах инженерных изысканий многолетней давности, без фактического проведения соответствующих работ.
По данному вопросу есть предложение: законодательно запретить снижение предложения о цене на торгах более 15% по сравнению с НМЦК, и в случае понижения цены до такого уровня двумя и более участниками – осуществлять дальнейшую оценку заявок на основании критериев опыта, штата работников и наличия оборудования.
Также у крупных заказчиков изыскательских работ имеет место быть для заключения контракта условие снижения цены работ, рассчитанной по СБЦ, на определённый коэффициент. Такая постановка вопроса приводит опять-таки либо к некачественным работам, либо к работе изыскателей без какой-либо прибыли.
Понятно, что вмешательство в рыночные отношения независимых хозяйствующих субъектов при сложившейся экономической системе может прямо влиять на здоровую конкуренцию, но в некоторых случаях целесообразно регулировать возможность снижения до определённого уровня рассчитанной по СБЦ цены контракта в целях недопущения падения качества результатов инженерных изысканий, ущемления добросовестных изыскательских компаний в достойной оплате труда в сложных полевых условиях, содействия компенсации своевременного обновления парка техники и оборудования, умеренного развития своих компаний.
В данной проблеме нет другого выхода, кроме как законодательно ввести соответствующий запрет.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
11.10.21 в 09:32