Жабогадюкинг начинается…
Российские банкиры предлагают привлекать операторов сотовой связи к ответственности за действия онлайн-преступников
Как известно, киберпреступность в стране растёт и крепнет, в немалой степени благодаря усилиям чиновников из Минцифры России, запустивших лавину тотальной цифровизации. И оцифровавших даже те услуги, которые переводить в онлайн точно не следовало бы. Прямыми выгодополучателями от этого процесса, помимо самих преступников, остаются банки, которые бойко выдают кредиты без ведома клиентов, а также операторы связи, богатеющие за счёт мошеннического трафика (зачастую международного).
В последнее время власти вняли доводам силовых структур и были вынуждены принять ряд мер, ограничивших банковскую братию. Получив удар по карману (или хотя бы риск такового), банкиры внезапно, впервые за многие годы тоже обеспокоились защитой своих клиентов. И предложили Правительству РФ взяться-таки за операторов!
Представители банковского сообщества вместе с Национальным советом финансового рынка (НСФР) направили во всё то же Минцифры письмо со своими предложениями относительно совершенствования взаимодействия кредитных организаций с операторами связи для борьбы с мошенничеством. В банках считают, что операторы связи должны выявлять телефонные звонки и сообщения от мошенников и направлять информацию банкам, а критерии, по которым их будут определять, выработает Правительство РФ.
Как пояснил глава НСФР Андрей Емелин:
На наш взгляд, основывать систему на договорах, которые должны заключить все банки со всеми операторами связи, это практически нереализуемо. Поэтому банковское сообщество предлагает установление Правительством определённого порядка такого взаимодействия и стадийность запуска этой системы. Сначала эту систему предлагаем запустить на большой четвёрке операторов и СЗКО (системно значимые кредитные организации – ред.), и только после того, как мы её апробируем, оценим реальные технические параметры функционирования и затраты на её масштабирование, можно будет перейти к интеграции данного функционала в создаваемую Минцифры государственную информационную систему антифрода и уже через неё выстраивать информационный обмен всех со всеми.
Операторы связи ожидаемо подняли возмущённый вой, явно не желая нести никакую ответственность за мошеннический трафик. Например, в пресс-службы Мегафона заявили следующее:
Мы не согласны с отражённым в законопроекте подходом. Оператор связи, в отличие от банка, не может контролировать денежные переводы граждан и не извлекает прибыль из денежных средств, размещённых на банковских счетах. Ответственность для оператора, по нашему мнению, возможна, только когда им не выполнены конкретные, предусмотренные законом меры.
Примерно в таком же роде высказались и остальные компании. Что и понятно. Колл-центры мошенников составляют существенную часть трафика для операторов. Это живые денежки, которые капают на счёт, так что добровольно бороться с ними никто не собирается. А уж разделять какую-либо ответственность сотовики тем более не желают.
Минцифры, за которым закрепилась репутация главного лоббиста IT-компаний, пока отвечает уклончиво. Мол, получили письмо НСФР и формируем свою позицию. В ведомстве пообещали, что в рамках закона по борьбе с кибермошенничеством будет создана специальная платформа для взаимодействия госорганов, операторов связи и банков, которая поможет «ещё эффективнее предотвращать и пресекать телефонное и онлайн-мошенничество».
Напомним, что колоссальные потери, которые несут граждане, заставили власти принять ряд мер, ограничивших симбиоз банкиров и онлайн-преступников.
Во-первых, появилась процедура так называемого самозапрета кредитов, который после долгих мытарств всё-таки был принят, вопреки бешеному сопротивлению банковского лобби.
Во-вторых, это Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платёжной системе». В нём был предусмотрен ряд мер против онлайн-мошенников. В частности, банк обязан возместить клиенту средства, если допустил перевод денег на мошеннический счёт, который находится в специальной базе Банка России. Документ предусматривает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счёт. Кроме того, банки обязали отключать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД России.
Наконец, в-третьих, начала складываться судебная практика, когда банкиров, хоть и с большим трудом, удаётся привлечь к ответственности. Как отмечается в практике Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, кредитный договор, заключённый от имени клиента путём его обмана или в результате иных неправомерных действий третьих лиц с использованием мобильного приложения банка, является ничтожным. Подробнее об этом можно прочитать в нашей публикации.
Наконец, директор департамента банковского регулирования и аналитики Центрального Банка РФ Александр Данилов предложил изучить возможность безусловного возмещения банками части средств, похищенных мошенниками у клиентов. Банки, разумеется, выступили против безусловного возмещения даже части похищенных средств.
Все эти меры крайне огорчают банковское сообщество, для которого деятельность мошенников служила и служит по сию пору источником стабильного увеличения кредитных портфелей. Теперь банкиры решили вплотную заняться своими собратьями по бизнесу – мобильными операторами.
Наша редакция продолжает наблюдать за увлекательным «жабогадюкингом».
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
А почему банкиры и себя не предлагают привлекать к ответственности за слив персональных данных и выдачу кредита по явно подложным документам???? Такие странные..... Стрелки переводить мы все горазды....
@Полианна, а что вы им предлагаете? Соглашаться? Нашли дураков.
Объемы жульничества с хищением средств граждан путем кредитов зашкаливают, это вызывает тревогу, заявил Владимир Путин в ходе прямой линии, которая в этом году совмещена с пресс-конференцией.
«Банки научились быстро выдавать кредиты и выдают их, что называется, моментально. Но они обязаны проверять платежеспособность», — заявил президент.
По словам Путина, его знакомые, которым звонили подозрительные люди, как только они слышали незнакомый голос, тут же клали трубки.
Не просто так нас предупреждают, что мошенничество будет только расти?
Все причем , всех покарать.
Интересная позиция, когда пытаясь сделать вид, что проблему пытаются решить начинают придумывать действия в которые никто не верит, а органы к которым эти действия направлены начинают отнекиваться. Получается хаус и ИБД, которая по итогу приносит зарплату исполнителям и ничего не приносит заказчикам.
@Марк Андреевич, массовое стремление к обману простых людей!