Нечего тут контролировать?!

Обсуждение: 12
5036
Рассерженный Строитель

Минстрой предлагает полностью отказаться от стройконтроля, чтобы «не создавать админбарьеров» при освоении триллионов, выделяемых на дорожное строительство

На прошлой неделе Правительство РФ порадовало нас новым пятилетним планом дорожно-строительных работ. Суммы, которые планируется выделить на дорожную пятилетку, действительно впечатляют – речь идёт о расходах порядка 13,2 триллиона рублей, которые будут вложены в строительство, реконструкцию и ремонт путей сообщения в 2023-2027 годах.

Речь идёт не просто о плановом латании дыр и улучшении существующей сети, а о формировании новых транспортных коридоров. Деньги пойдут на крупные проекты на опорной сети автомобильных дорог России – главных федеральных и региональных, на которые приходится львиная доля трафика и транспортной нагрузки. Будут не просто реконструированы существующие маршруты, а сформированы новые транспортные коридоры.

Возникает важный вопрос – а каким образом планируется проконтролировать эффективность использования этих колоссальных бюджетных средств? Как-никак, а будут потрачены денежки из федерального бюджета, и регионов, а заодно вскроют и кубышку ФНБ. И вот здесь из главного строительного ведомства страны доносятся предложения, которые, мягко говоря, звучат весьма неожиданно.

А именно – Минстрой России предложил... взять и отменить строительный контроль при дорожном строительстве! Инициативу уже оформили отдельным законопроектом, который внесён в Государственную Думу на рассмотрение под номером 02/04/06-22/00128789. Проект Федерального закона предполагает внесение поправок в статью 54 Градостроительного кодекса РФ. Текст документа предельно краток, занимает всего половину странички машинописного текста и сводится к фразе:

Государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве или реконструкции автомобильных дорог, за исключением являющихся технологической частью автомобильных дорог искусственных дорожных сооружений.

Пояснительной записки к законопроекту нет (действительно, чего тут пояснять-то?). Однако в сводном отчёте можно прочесть аргументы минстроевских экспертов. Они пишут, что наращивание объёмов строительных работ невозможно без сокращения избыточных требований, процедур и административных барьеров, внедрения инновационных технологий и цифровизации процессов. Сокращение сроков и снижение издержек инвестиционного-строительного цикла объектов капитального строительства позволят обеспечить переход на более качественный уровень, снизить технологическое отставание и повысить эффективность и производительность труда.

Далее чиновники министерства пишут:

…Около 50% времени инвестиционно-строительного цикла занимает прохождение «бюрократических» процедур, в том числе связанных с проведением различных контрольно-надзорных мероприятий. Необходимо снижение административной нагрузки на застройщиков при сохранении уровня безопасности строительства.

И приводят статистику. По данным Минтранса России, в период с 2015-го по 2020-й заказчиками работ (подведомственные учреждения Федерального дорожного агентства и Государственная компания «Автодор») введён в эксплуатацию 301 объект строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения общей протяжённостью 2,9 тысячи километров. В период производства работ зафиксировано две аварии, причиной одной из них стало нарушение технологии разборки железобетонных плит проезжей части при демонтаже пролётного строения моста, вторая авария произошла вследствие повреждения грузовым автомобилем с поднятым кузовом балки пролётного строения строящегося путепровода. Аварии после ввода объектов в эксплуатацию, вызванные нарушением технологии производства работ, не зафиксированы.

Затем следует чудесный аргумент, что государственный строительный надзор и так не применяется при капитальном ремонте объектов капитального строительства. И ничего, ездят. Таким образом, делает вывод Минстрой, учитывая, что объёмы работ по капитальному ремонту значительно превышают объёмы строительства и реконструкции, а виды выполняемых работ сопоставимы, отсутствие государственного строительного надзора при капитальном ремонте не приводит к снижению уровня безопасности.

Короче говоря, и так нормально строят, чего у людей над душой стоять. Дайте 13 триллионов и не мешайте работать! В документе гениально всё. И то, что строительный контроль вдруг попал у Минстроя в число «административных барьеров» и «бюрократических процедур», и что отказ от него позволит повысить эффективность и качество. И то, что на одну доску оказался поставлен ремонт существующих объектов и новое строительство. И то, что раз аварии возникают редко, значит и контроль стройки не нужен.

Блестящая логика, демонстрирующая прямо-таки государственный уровень мышления. Может, сказавши «А», не тянуть, а вообще упразднить Ростехнадзор, Госстройнадзор и Главгос, чтобы не создавали админбарьеры и не мешали «эффективному переходу на более качественный уровень»?

В каком-то весьма нетривиальном направлении развивается наша строительная отрасль в последние дни. Для начала «гильотинировали» строительные нормативы, оставив всего пять обязательных, потом ввели закупки без конкурса у единственного поставщика, теперь вот дошли и до отмены строительного контроля. И всё это прекрасно совмещается с разговорами про цифровизацию и проектное управление, рисованием красивых презентаций и круглые столы с обсуждением передового опыта.

Профильные ведомства объясняют принимаемые меры необходимостью «ускорять темпы работ». Но неужели у нас, действительно, весь жилой фонд и транспортная инфраструктура в таком ужасном состоянии, что нужно ускорять темпы подобными методами? Что думаете на этот счёт Вы, коллеги и уважаемые читатели?

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

28.06.22 в 08:47
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 4 оценках пользователей
  • Сроница
    Сроница 28.06.2022 в 09:44 пишет:

    Если честно, то сегодня создается парадоксальная ситуация. Строительный контроль является обязанностью, но те кто его осуществляют ни за что и ничем не отвечают. Если авторы законопроекта исходят из этих соображений, то мне их логика понятна с одной стороны. С другой стороны, получается убрав полностью строительный контроль ответственность за некачественное строительство всегда будут нести СРО, страховые организации (если конечно они будут вообще страховать) и банки, выдавшие банковские гарантии (если конечно будут их выдавать). Все скатится к тому, что СРО будет отвечать за все.

    Но для того, чтобы СРО могло полноценно отвечать. пусть и средствами КФ-ов, то им надо дать достаточно механизмов. чтобы пресекать некачественное строительство, проектирование и инженерные изыскания. Одним из таких механизмов как раз и является строительный контроль. А почему бы не передать строительный контроль в СРО тогда?

    Не отвечайте сразу нет, мотивируя это дополнительным штатом и отсутствием финансирования. Посмотрите на приложение в Постановлении Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", в котором закрепляется норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля в процентах от стоимости контрактов (договоров). Эти бы деньги, как мне кажется позволили бы СРО сформировать профессиональные штаты из специалистов, что в свою очередь позволило бы, как минимум, существенно сократить долю некачественного строительства.

    Ответить
    • Илья
      Илья 28.06.2022 в 10:49 отвечает пользователю: @Сроница

      Спустя столько лет пора уже и отвечать? Создали структуру, которая только выкачивает деньги из строителей и не за что не отвечает. Пора наделить её функциями.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 28.06.2022 в 13:26 отвечает пользователю: @Сроница

      Чет не очень поняла как эти деньги СРО забрать? Или не знаю как правильно.... Увеличить взносы? Ну так это такую волну негатива вызовет, что я даже не знаю...

      Ответить
      Сроница
      Сроница 28.06.2022 в 13:49 отвечает пользователю: @Полианна

      Полианна, механизм мне видится такой.

      1. Заключается договор (контракт) на изыскания, проектирование или строительство между застройщиком заказчиком) и подрядчиком. Но заключен он может быть только в том случае если подрядчик в СРО состоит. Заключенный договор застройщиком (заказчиком) вносится в базу и направляется в СРО.

      2. Учитывая, что строительный контроль полностью нормативно передан в СРО, СРО получив договор от застройщика (заказчика) рассчитывает согласно ПП № 468 размер вноса члена СРО, порядок его оплаты и определяет порядок и периодичность строительного контроля. Все это высылается члену.

      3. Член СРО получив от СРО, указанное в пункте 3 производит оплату взноса (части взноса) в 3-х дневный срок. В случае, если член СРО не оплатит - СРО применяет санкции вплоть до приостановления права выполнять договор (контракт) с обязательным оповещением застройщика (заказчика) и установкой кратчайшего срока на исправление. В случае если не исправлено - СРО направляет заказчику информацию о том что членом СРО не внесен взнос на строительный контроль и тогда заказчик расторгает договор (контракт) и заключает с другим подрядчиком. 2-3 случая и нерадивый подрядчик исключается из СРО с запретом вступить снова в любое СРО на 3 года.

      4. Что касается застройщика (заказчика), если он не направил в СРО договор (контракт) то все риски и ответственность по неисполнению или некачественному исполнению контракта лежат на застройщике (заказчике). Т.е он не может обратится к взысканию из КФ СРО.

      Ответить
      Полианна
      Полианна 28.06.2022 в 15:59 отвечает пользователю: @Сроница

      Очень идеалистично.... Вам не кажется?

      Ответить
      Сроница
      Сроница 28.06.2022 в 16:29 отвечает пользователю: @Полианна

      вот даже не знаю, что вам и ответить. Наверно Вы правильно подметили, коррупция сократится в разы. А если и дальше развивать идеи как должно быть саморегулирование, то и зарабатывать некоторым товарищам не останется, но зато система будет устойчивой и полезной.

      P/S: Мечтать не вредно! Вредно не мечтать!

      Ответить
    Влад Надеждин
    Влад Надеждин 28.06.2022 в 09:59 пишет:

    без контроля ни как: В одной губернии сынок Губера командовал фирмой по строительству дорог и когда Губера решили взять за мягкое место, то поехали мерить дороги что построил и отремонтировал сынок. И оказалось что все они на 10 см уже. Сынку дали ( ирония судьбы) 10 лет. Папу уже со всех сторон щемили! Нет, без контроля у нас ни как...

    Ответить
    Полианна
    Полианна 28.06.2022 в 13:24 пишет:

    Что-то у нас так рьяно стали бороться с админ барьерами, что скоро уже явно перестараются... Давайте всем дадим полную свободу. Будем строить без слушаний, без контроля, и всё у нас будет даже хуже, чем через букву Ж.... Ну а почему нет, когда да...

    Ответить
    • Сроница
      Сроница 28.06.2022 в 13:51 отвечает пользователю: @Полианна

      Я вам больше скажу. Уже сейчас есть самострой, который не сносится даже по решению суда. Система не работает. А если как вы говорите, так будут строить не только как и что хотят, но и где хотят. На сколько у кого наглости хватит ....

      Ответить
      Полианна
      Полианна 28.06.2022 в 16:02 отвечает пользователю: @Сроница

      Вот даже боюсь представить....

      Ответить
    Musyako
    Musyako 28.06.2022 в 22:01 пишет:
САМ - АВТОР
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 4
Сергей Яковлев
08.11, 13:46 7 3339
Не умеешь? Научим!
Аркадий Апумчик
07.11, 12:16 6 3652
Попробуй тут поспи спокойно…
Владимир Авденин
06.11, 10:41 6 3868
Запомни это, юрист СРО!
Добрило Мастеровой
05.11, 09:06 6 4095
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 3
Сергей Яковлев
01.11, 14:00 21 4692
Дабы обойтись без стрессов
Евгений Карант
31.10, 11:59 4 4725
Замороженных не избежать
Владимир Авденин
31.10, 07:11 2 4546
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 2
Сергей Яковлев
25.10, 13:43 5 4589
Не самострой, а самостроище!
Инженер-строитель
24.10, 12:04 5 4733
Быть готовым к «Дрожи Земли»
Сергей Яковлев
18.10, 13:21 2 4619
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 3
Салават Истамбаев
17.10, 10:44 2 4657
Доходные МКД
Владимир Авденин
15.10, 12:17 2 6333
Об ограничении права члена СРО
Валерий Мозолевский
09.10, 10:39 8 4819
2 1