Доктор юридических наук, профессор, Руководитель Центра перспективных правовых и финансовых технологий Южного Университета "ИУБиП", член правления РООО КУАП Авторский Союз "Бона Фидэс", член коллегии СРО "ГПО ЮО"
Изменения в действующем законодательстве Российской Федерации по учёту и обороту интеллектуальной собственности существенно влияют на ВВП страны, предпринимательскую активность, конкурентоспособность и капитализацию предприятий всех форм собственности.
***
Мы видим, что повышается готовность власти и общества, экономики страны к реагированию на вызовы, ярко проявившиеся в последние полгода. Это же мы видим из совокупности изменений законодательства Российской Федерации, касающихся, в том числе, сферы бизнеса и налогообложения.
Российское Правительство прорабатывает сценарий «экономической мобилизации» в макроэкономическом прогнозе, при этом, мобилизация в экономике подразумевает усиление роли государства, специфичный рынок труда, институционализацию индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса.
Также речь идёт о том, что роль государственных инвестиций будет значительно выше, чем раньше. Нынешняя ситуация кардинально отличается от конца 1990-х и 2000-х годов. Тогда наблюдалось вытеснение частных инвестиций, а сейчас же частный сектор просто не готов вкладываться ввиду высокой неопределенности. Период ведения бизнеса в пандемию, по сути, стал репетицией в отношении перехода к мобилизационной экономике.
Какова же ситуация в российской экономике на сегодняшний день? 4 октября 2022 года Всемирный банк выпустил новый прогноз состояния экономики Европы и Центральной Азии на ближайшие три года. Аналитики улучшили прогноз по ВВП России на 2022 год: спад будет, но на 4,5%, а не на 8,9%, как предсказывали ранее. В 2024 году российская экономика должна перейти к росту.
В конце сентября свой прогноз состояния российской экономики выпустило Минэкономразвития России. В ведомстве полагают, что ВВП страны в 2022 году снизится на 2,9%, хотя ранее в ведомстве говорили о 4,2%. При этом отмечается, что нижняя точка спада экономики будет пройдена в четвёртом квартале, после чего последует плавное восстановление темпов роста.
Министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил:
В 2024-2025 годах ВВП будет расти средним темпом в 2,6 процента в год за счёт роста внутреннего спроса – потребительского и инвестиционного.
Учитывая, что ВВП (внутренний валовый продукт) – это стоимость всех произведённых товаров и услуг исключительно для потребления, то, соответственно, показатель валового продукта отражает «стоимость» экономики, а при сравнении за разные периоды – и характер её динамики. Анализируя изменения в законодательстве страны за период последних двух лет, нельзя не заметить, что государство, наконец-то, обратило пристальное внимание на существенную составляющую валового продукта – интеллектуальную собственность.
Согласно положениям статьи 128 Гражданского кодекса России, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) являются объектами гражданских прав, и, согласно статье 1226 Кодекса, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом.
Согласно пункту 4 статьи 129 ГК РФ (Оборотоспособность объектов гражданских прав) права на такие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены Кодексом. Соответственно, законодательной базой и подзаконными нормативными актами предусмотрен оборот, учёт и активное участие интеллектуальной собственности в российской экономике.
Однако нельзя не отметить, что качество управления интеллектуальными правами и нематериальными активами, за редким исключением (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург) находится на очень низком уровне.
Неутешительные выводы по этому поводу были озвучены на пленарном заседании комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, где презентовали доклад «Управление интеллектуальной собственностью в России: оценки вероятных потерь, риски, драйверы развития». Исследование провели эксперты Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по заказу Федеральной службы по интеллектуальной собственности.
Доклад стал результатом работы комитета РСПП по выявлению основных барьеров, тормозящих развитие креативных индустрий и рынка интеллектуальной собственности, а также оценки потенциала его роста. Сегодня, к сожалению, Россия занимает 31-е место из 53-х стран в международном рейтинге International IP Index. Нас особенно ощутимо тянет назад показатель низкой системной эффективности, разобщённость законодательных, технологических, частных и государственных инструментов. По этому параметру мы находимся на 45-м месте. Такое положение дел негативно влияет на бизнес: от 20% до 40% компаний, в зависимости от сферы деятельности, считают неэффективность системы интеллектуальной собственности одним из решающих факторов, препятствующих инновациям.
Ежегодный убыток производственных секторов российской экономики из-за недостаточного внимания к охране, защите и монетизации интеллектуальной собственности исследователи оценили в 3,52 триллиона рублей. Упущенные доходы экспорта – в 2,23 триллиона. Слабое использование института интеллектуальной собственности характерно и для творческого сегмента экономики – ущерб в этой сфере оценивается примерно в 300 миллиардов рублей. В общей сложности из-за низкого качества управления интеллектуальными правами наша страна, по самым скромным подсчётам, теряет от неэффективного использования интеллектуальной собственности, примерно, 5% ВВП ежегодно, то есть около 5-ти триллионов рублей.
Так, например, согласно официальной статистике, в 2021 году наша страна вложила в исследования и разработки более 2,4 триллиона рублей, в культуру, средства массовой информации и кинематографию – более 1,3 триллиона только бюджетных средств. Россия входит в десятку мировых лидеров по расходам на науку, а затраты государства на творческий сектор соответствуют, в частности, уровню Германии. При этом Россия демонстрирует более чем скромный уровень патентной активности: на миллион долларов, затраченный на исследования и разработки, приходится 0,7 патентных заявок, причём большая часть этих заявок направляется только в российский патентный офис.
Отечественные изобретения патентуются преимущественно для локального рынка, а патентные споры составляют ничтожную долю от всех разбирательств по вопросам интеллектуального права. Вопреки мировым трендам на рост значимости «капитала знаний», нематериальные активы составляют менее 1% стоимости основных фондов российских организаций.
Роль эффективной системы управления интеллектуальной собственностью для успешного развития современной инновационной экономики не отрицает никто. Существует исследовательский и экспертный консенсус, подкреплённый статистикой, о том, что уровень развития института интеллектуальной собственности напрямую коррелирует с уровнем конкурентоспособности экономики и устойчивостью экономического роста. Развитая система интеллектуальной собственности является важнейшим условием успешной интеграции в международные цепочки создания стоимости и знания, определяет возможности реализации инновационного потенциала страны.
Но, в отсутствие системного подхода к работе с интеллектуальной собственностью, государственная поддержка науки и культуры оказывается неэффективной, а частные инвесторы не видят в таком продукте ликвидный актив. Исследования показывают наличие прямой связи между более сильной защитой интеллектуальной собственности и инвестициями. Исследователи сходятся во мнении, что уровень защиты интеллектуальной собственности повышается с ростом реального ВВП на душу населения. С увеличением дохода увеличивается спрос на высококачественную продукцию, что стимулирует производство и рождает спрос на защиту результатов интеллектуальной деятельности.
В условиях текущей экономической ситуации меры по стимулированию экономического роста приобретают особое значение. Важнейшим вопросом является то, насколько развитие сферы интеллектуальной собственности может являться ключевым драйвером экономического развития страны. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы исполнения норм действующего законодательства об интеллектуальной собственности со стороны всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовой формы, а также компетентности специалистов (менеджеров, бухгалтеров, юристов, госслужащих), обязанных обеспечивать исполнение этих норм.
То, что государство решило «всерьёз» заняться проблемой учёта оборота интеллектуальной собственности, видно из анализа изменений, внесённых в законодательство Российской Федерации за последние 3 года. Федеральным законом от 22 декабря 2020 введена статья 1240.1 Гражданского кодекса РФ – результат интеллектуальной деятельности, созданный при выполнении государственного или муниципального контракта.
23 апреля 2021 года Совет по интеллектуальной собственности при Совете Федерации был преобразован в Совет по интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации, который возглавила председатель верхней палаты парламента Валентина Матвиенко.
В течение 2020-2022 годах в Налоговый кодекс РФ внесены существенные изменения, связанные с интеллектуальной собственностью, в частности, в статьи 284 (Налоговые ставки), 251 (Доходы, не учитываемые при определении налоговой
базы), 257 (Порядок определения стоимости амортизируемого имущества), 259 (Методы и порядок расчета сумм амортизации), 262 (Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки), 268 (Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав).
14 сентября 2022года Правительством России принято постановление № 1606 «Об утверждении Положения о порядке действий государственных или муниципальных заказчиков при оформлении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в случае, установленном подпунктом 2 пункта 4 статьи 1240.1 Гражданского кодекса Российской Федерации».
25 октября 2022 года сенаторы Валентина Матвиенко, Лилия Гумерова, Андрей Клишас и депутат Государственной Думы Павел Крашенинников внесли в Госдуму проект федерального закона «О внесении дополнения в Федеральный закон «О введении в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации» об интеграции ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в систему охраны интеллектуальной собственности Российской Федерации.
С 2018 года по настоящее время, к уже существующим или изменяющим ранее существовавшие, принято 14 (четырнадцать!) ГОСТов по интеллектуальной собственности, включая ГОСТ Р 58591-2019 «Интеллектуальная собственность Бухгалтерский учёт и нематериальные активы». Предметная область регулирования в рамках указанного стандарта определяется в пересечении общественных отношений, связанных с интеллектуальной собственностью, бухгалтерским учетом и нематериальными активами. Стандарт разработан в целях обеспечения единства системы требований:
В условиях правовых коллизий роль стандартизации, как регулятора «мягкой силы», возрастает. Стандарты, в соответствии со статьёй 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте», относятся к документам, регулирующим правила бухгалтерского учета. Стандарт «Интеллектуальная собственность Бухгалтерский учёт и нематериальные активы» призван определить единый порядок бухгалтерского учёта в сфере интеллектуальной собственности и НМА для организаций всех форм собственности, что позволит должным образом решать комплекс вопросов по бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций, достичь оптимального уровня финансирования разработок (с учетом финансирования из собственных средств) с целью повышения уровня коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности и реализации экономического потенциала интеллектуальной собственности для повышения конкурентоспособности организаций и их инновационной продукции.
Исторически, хотя, в большинстве случаев, – от «правового нигилизма», так сложилось, что результаты интеллектуальной деятельности (РИД) в России не воспринимались как эффективный инструмент для извлечения прибыли. В СССР коммерциализация интеллектуальной собственности вообще отрицалась, а изобретения и другие достижения считались народным достоянием. В связи с этим на многих предприятиях даже в наше время интеллектуальная собственность не учитывалась в бухгалтерском учёте.
Поэтому на период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года по Федеральному закону №1 66-ФЗ при определении налоговой базы не учитывались доходы в виде РИД, обнаруженные при инвентаризации, то есть они не облагались доходом на имущество. Эта норма появилась для того, чтобы предприниматели успели выявить и оформить объекты интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов. В настоящий момент эта льгота уже не действует.
С 1 января 2020 года все нематериальные активы должны быть отражены в системе финансовой отчётности, в противном случае нарушитель будет привлечен к финансово правовой ответственности в рамках КоАП РФ (статья 15.11 – Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учёту, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчётности) за неправильное ведение бухгалтерской отчётности, если сумма налогов занижена не менее, чем на 10%.
Санкции за данное правонарушение довольно небольшие – штраф для должностных лиц составляет до 10 тысяч рублей, поэтому многие предприниматели до сих пор не торопятся с постановкой РИД на бухгалтерский учёт. Для руководителей и бухгалтеров – государственных служащих предусмотрена административная ответственность по статье 15.15.6. – Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учёту, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчётности. При повторном нарушении санкции уже серьёзнее – может последовать дисквалификация на срок до 2-х лет, а размер штрафа увеличивается до 20-ти тысяч рублей. Если долги по налогам выражаются в крупном размере, то к нарушителю применяются нормы уголовно-правовой ответственности.
В то же время, согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, нематериальными активами для исчисления налога на прибыль (амортизируемое имущество для извлечения прибыли) признаются только те РИД, стоимость которых превышает 100 тысяч рублей, а срок полезного использования – более 1-ГО года. Например, стоимость товарного знака при постановке на бухгалтерский учёт чаще всего определяется как сумма расходов на его регистрацию (или приобретение по договору). Поэтому для малого бизнеса, при
стоимости РИД менее 100 тысяч рублей достаточно списать затраты единовременно. Если же эта сумма превысит порог в 100 тысяч рублей, то РИД нужно признать в качестве нематериального актива для налогового учета и ежемесячно начислять на него амортизацию.
В российской системе налогообложения применяется несколько способов государственного стимулирования инновационной деятельности:
Таким образом, можно оптимизировать налоговые платежи, используя интеллектуальную собственность (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ, базы данных, топологии микросхем, товарные знаки), как для крупных предприятий, занимающихся НИОКР, так и для малого бизнеса.
Обязательным условием для снижения налогооблагаемой базы является регистрация результатов интеллектуальной деятельности (РИД), что позволит отразить их в бухгалтерском отчёте. За рубежом ценность нематериальных активов компании может в несколько раз превышать стоимость другого имущества. Постановка РИД на бухгалтерский учет дает следующие финансовые преимущества:
Основной, но не единственной нормативной базой для бухгалтерского учёта интеллектуальной собственности организации (до 1 января 2024 года) являются Правила Бухгалтерского Учёта (или – ПБУ) 14/2007 «Учёт нематериальных активов» (утверждены приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н).
На сегодняшний день всем нам известна база данных всех российских предприятий,
находящаяся на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Прозрачный бизнес». Введя ИНН любой организации, мы можем получить не только выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, но и увидеть бухгалтерскую отчётность за несколько лет. Выборочный осмотр отчётности предприятий полиграфии (например, для создания упаковочной продукции), сувенирной, рекламной и издательской сфер показал, что в подавляющем большинстве случаев нематериальные активы этих предприятий или отсутствуют, или ничтожно малы, никак не коррелируясь с суммами оборотов и доходов от основного вида деятельности.
Анализируя ситуацию с использованием объектов авторского права, включая собственную многолетнюю судебную практику, с момента начала действия Части 4 ГК РФ в 2008 году и по настоящее время, можно «невооружённым глазом» увидеть ряд, не устранённых до сих пор, проблем.
Авторы (правообладатели) произведений литературы, науки и искусства, в подавляющем большинстве, игнорируют (не знают, считают не нужными, не догадываются о существовании – субъективно в каждом случае) вопросы регистрации (депонирования) авторских прав на создаваемые ими произведения. Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное.
В законодательстве России презумпция авторства закреплена в статье 1257 ГК РФ. Международным документом, содержащим принцип презумпции авторства, —документом, действующим по настоящее время, —является Бернская конвенция 1886 года, которая ввела этот принцип в качестве общеобязательной правовой нормы. В те годы, задолго до появления цифровых технологий, с принятием Конвенции в мировую юридическую практику вошло то, что при отсутствии доказательств обратного, автором считался тот, чьё имя или псевдоним были указаны на обложке книги (для произведений литературы и научных трудов) или на обороте полотна (для произведений изобразительного искусства).
С другой стороны, без документа о регистрации (депонировании) авторских прав на произведение, тем более, если оно не было обнародовано самим автором, но каким-либо незаконным образом стало доступно третьим лицам, достаточно сложно доказывать своё авторство в суде и, практически, невозможно оценить и капитализировать авторские права. Соответственно, в век, когда капитализация авторских прав стала не менее выгодной, чем инвестиции в ценные бумаги, авторам произведений литературы, науки и искусства уже давным-давно пора использовать преимущества механизмов регистрации (депонирования) своих прав, как для финансового благополучия «сегодня», так и для обеспечения активами своих наследников.
Вопросы оценки стоимости авторских прав на произведения литературы и искусства до сих пор находятся в «зачаточном» состоянии, в отличие от оценки стоимости прав на товарные знаки и промышленную собственность.
Вопросы квалифицированной судебной экспертизы контрафакта и плагиата в сфере искусства, вкупе с проблемами сбора и предоставления доказательств незаконного использования объектов авторского права, также находятся на достаточно низком уровне.
Подавляющее большинство предпринимателей (в таких сферах, как, например, полиграфия для создания упаковочной продукции, сувенирная, рекламная сферы), осуществляющих свою деятельность с использованием объектов авторского права в сфере искусства, включая и многие издательства, не знают, игнорируют (нужное подчеркнуть) огромный «нормативный пласт», регулирующий оборот авторских прав.
Эти же предприниматели не знают о возможности или считают довольно сложными и ненужными вопросы постановки на бухгалтерский учёт объектов авторского права и возможности дальнейшей капитализации их – увеличение уставного капитала, использование как залогового инструмента, использование как расчетного средства и так далее.
***
Главное, что хотелось бы сказать в заключении, состоит в том, что в условиях тех вызовов, которые выпали на долю нашего государства, интеллектуальная собственность может и должна быть грамотно использована как для увеличения предпринимательской активности и прибыльности бизнеса, так и для отражения её фактического использования в бюджетной сфере и в ВВП страны. Соответственно, учитывая окончание финансового года и предстоящую сдачу годовой отчётности, крайне важны вопросы подготовки
собственных специалистов коммерческих предприятий и бюджетный организаций в сфере управления интеллектуальной собственностью, а также привлечение сторонних профессионалов для грамотного исполнения требований действующего законодательства по учёту нематериальных активов.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
12.12.22 в 11:00
Всю свою интеллектуальную собственность (статьи и книги), касающуюся исторического развития человечества, я намереваюсь бесплатно передавать государству Российскому ...