председатель Правления СРО АСС «Объединение проектировщиков Южного и Северо-Кавказского округов», Заслуженный строитель РФ, член-корреспондент РААСН, доктор технических наук, профессор
Строительство (в широком смысле) никогда не было сферой сверхдоходов. В лучшие его годы прибыльность самых доходных объектов крайне редко превышала 30%. И это в отличие от той же торговли, к которой и ещё некоторым видам деятельности с доходностью в сотни процентов приравняли строительство, почти силой (с перевесом всего в два голоса в Госдуме), переведя всю отрасль из государственного лицензирования в саморегулирование, повинуясь требованиям экспертов ВТО.
Ну, разумеется, первые два-три года становления системы саморегулирования был разгул и парад «суверенных», «коммерческих», «отраслевых», «особых» и прочих подобных СРО, к руководству которых пришли экономисты, юристы, торговцы, чиновники и даже изредка специалисты, умеющие строить, проектировать и изыскивать в конкретной организации, но не умеющие организовывать или руководить процессом организации строительства, проектирования, изысканий в масштабе региона, не говоря уже о большем.
Чуть получше прошли этап становления системы саморегулирования СРО, созданные бывшими работниками Федерального лицензионного центра, имеющими восемнадцатилетний опыт работы в системе государственного лицензирования, хотя и ненамного.
Но строительство (в широком смысле) всё-таки выжило. Отрасль такая, знаете ли… Системо- и жизнеобразующая!
И после устаканивания, то есть выработки приемлемых нормативных документов, процесс пошёл. И даже стал привычным для практических строителей, проектировщиков, изыскателей. И можно было бы жить-поживать, да добра наживать. Строителям, проектировщикам, изыскателям, я имею в виду.
Но не тут-то было… Реформаторская жилка и горячая кровь отдельных руководителей отрасли (моложавых, решительных и, слава Богу, – уже бывших) взыграла и заставила перекроить только-только сложившуюся и заработавшую систему СРО по территориальному принципу.
В последний момент более опытным руководителям (и снова, слава Богу, – действующим) удалось отстоять хотя бы проектировщиков и изыскателей от этой реформы. А то так бы, как и строителей, их стало бы после неё процентов на пятнадцать меньше.
Это так, по самому щадящему счёту… Но пережили и это. И что сейчас?
А сейчас всё хорошо. Всё работает, все привыкли. И к проверкам, и к особо опасным работам, и к повышению квалификации, и к страхованию, и к Национальному реестру специалистов.
Только всё никак не привыкнут к тому, что год от года на проверках приходится предъявлять всё больше отчётных документов – и об объёмах выполненных работ, и о доходности предприятия, и о многих-многих других, в том числе, по мнению многих, – составляющих коммерческую тайну.
И не то, чтобы эти документы были бы так уж важны для деятельности строительных, проектных и изыскательских предприятий. Они вообще для неё не важны. Зато важны для отчётности. И опять же не их, родимых, – строителей, проектировщиков, изыскателей. Они важны для отчётности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Потому что сотрудников Минстроя немного, а строителей, проектировщиков, изыскателей – много. Что поделаешь, страна у нас большая…
Вот потому и функцию сбора информации Министерство строительства и ЖКХ возлагает на Национальные объединения строителей, проектировщиков, изыскателей.
А эту самую информацию получить ох, как нелегко. Потому что почти в каждой практической организации есть юрист, который требует предъявления законодательного акта о необходимости представления такой информации, а нормативные или инструктивные положения ему до… Ну, понятно, докуда… А так, всё хорошо. А что же дальше?
Дальше возможны варианты, обозначенные общими положениями постановления Правительства РФ, в котором уже упомянута регуляторная гильотина, пункты которой могут трактоваться сколь угодно широко.
Вариант 1 – экстремально левый (революционный). «Дальше – тишина» или «дальнейшее – в молчании»…
Всё это различные по фактуре, но одинаковые по сути переводы трагедии Шекспира «Гамлет», точнее, последних слов главного героя, который, после победы над своим врагом, умирает от царапины, полученной от его клинка, смазанного ядом.
Другими словами – снова коренная смена системы регулирования в строительстве (в широком смысле). Какая – не знают пока даже её вдохновители. Ясно одно – лучше не будет…
Вариант 2 – умеренный или коррекционный. Здесь следует ожидать лишь некоторых корректировок законодательства при сохранении системы саморегулирования при одном основополагающем тезисе – компенсационный фонд у СРО будет изъят и передан либо в Федеральное Казначейство, либо в специальный фонд Министерства строительства и ЖКХ РФ, либо во вновь созданный фонд в ведомстве вице-премьера, курирующего строительство. То есть – жить пока можно, но хуже и вряд ли долго…
Вариант 3 – экстремально правый (консервативный). Практически ничего не изменится, так, мелкие корректировки. Просто потому, что не до нас. Коронавирус, новая (или новая старая) администрация США, Белоруссия и прочая, прочая, прочая...
Но это пока… Поэтому надеяться на это не стоит. Так что года два-три, не более…
Аналитики мира уже пришли к выводу, что в вековом споре капитализма с социализмом пока побеждает их своеобразный симбиоз – государственный капитализм. Наиболее ярким представителем его является мировой лидер на сегодня и на ближайшие десятилетия – Китай.
Последние два десятилетия тем же путём опосредованно идёт и Россия – вспомним госкорпорации типа «Газпром», «Роснефть» и другие, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству, однако при активном участии частных миноритариев, в том числе зарубежных. Придумано и интересное словосочетание «государственно-частное партнёрство».
Смею думать, что движение в этом направлении будет только набирать силу и осуществляться во всех направлениях, в особенности стратегически важных. А кто сказал, что строительство – не одно из них, причём в первом десятке?
Вот и стоит поэтому ожидать появления крупных государственных строительных, проектных и изыскательских организаций и федерального, и регионального уровней, как было ещё совсем недавно – всего 25-30 лет назад.
Есть время разбрасывать камни, есть время и их собирать… Экклезиаст, между прочим.
И потому я, как предлагал это и раньше, рекомендовал бы подумать о создании при администрациях регионов государственных строительных, проектных и изыскательских организаций, передав им имеющиеся в каждом регионе в государственной собственности (в том числе из конфиската) помещения, технику и иные мощности для выполнения необходимых видов работ.
При хозяйском подходе максимум через пять лет в каждом регионе будет свой государственный строительный кластер из строительных, проектных и изыскательских предприятий, способный успешно решать все необходимые для региона задачи со стопроцентной гарантией, что не по плечу любым иным организациям.
Вот так обстоят дела с отраслью и саморегулированием её. По крайней мере, как это видится снизу…
(Эта статья также опубликована в декабрьском номере журнала «Вестник НОПРИЗ»)
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
13.01.21 в 15:54
Статья безусловно интересная. Не понятно только причем тут саморегулирование, участие в котором подавляющего большинства строительных, проектных и изыскательских организаций де-факто сводится только лишь к уплате членских взносов в СРО и покупке всяких-разных фантиков, которые придумывает НОСТРОЙ. При этом всем понятно, что на безопасность и качество строительства членство в СРО не влияет никоим образом.
Понятно и то, что все субъекты предпринимательской деятельности прямо или косвенно включают свои расходы в себестоимость, а следовательно, и в цену производимой продукции (услуг). Если принять сказанное за аксиому, то легко подсчитать, во сколько строительное саморегулирование обходится государству.
По моим грубым прикидкам это составляет порядка 20 миллиардов рублей в год. Соответственно, за 11 лет государство раскошелилось на эту свою забаву на 220 миллиардов. Сюда же надо приплюсовать примерно такую же сумму, лежащую без дела в КФ СРО.
Как-то так...
Забыли про СРОшный одобрямс. Кроме уплаты членских взносов руководители саморегулируемых организаций не забывают одобрять траты этих взносов и кадровые установки.
Павел Федяев, для подавляющего большинства так называемых саморегуляторов строители это не более, чем плательщики членских взносов. А посему, они одобрят все, что им скажут в НОСТРОЙ, лишь бы не быть отлученными от кормушки.
Понимаете весь абсурд? Те цели, для которых создавалось саморегулирование не просто не выполняются, они решительно игнорируются уже более 10 лет как со стороны саморегулируемых организаций, так и со стороны чиновников из Министерства строительства и ЖКХ.
Интересно. Но все предположения можно изменить в нужную сторону приложив усилия.
Вчера стало известно, что в Аппарате Правительства создается Департамент строительства. В этой связи интересно, кто возглавит этот новый департамент, и как планируется разграничить полномочия между ним и Минстроем России.
Департаменты создают, штатные единицы уменьшают. Чёрти что творят.
Но строительство (в широком смысле) всё-таки выжило! - СРОлигархи-заСРОнцы не смогли победить! А покушения будут продолжаться!
Илья, Вы , наверное молоды и горячи и немножко далеки от строительного бизнеса. Строитель всегда покупал право вести строительную деятельность. И лицензии были большим злом чем СРО, так как их покупка освобождала даже от видимости контроля которую сегодня осуществляет СРО.
Влад Надеждин, не далее как вчера Президент Российской Федерации заявил членам Правительства о том, что плановые проверки должны уйти в прошлое. Получается, что плановые проверки (ежегодный контроль за покупкой фантиков) остаются только в отношении несчастных строителей. Как-то так...)
Большее зло чем видимость контроля? Рассуждение истинного СРОнццца!
ЗаСРОнцы и есть заСРОнцы!
Отсутствие контроля порождает безответственность, А видимость при необходимости легко переходит в тяжёлую дубину, уж вы мне старому поверьте. И что может быть хуже безответственности, я даже не знаю. Может горячая молодость? Которая быстро проходит.
ЕД а Вам не приходилось вынимать трупы из под развалин ?? Мне к сожалению приходилось, Может проверочные фантики хоть одну жизнь спасут??? А что президент - ему хочется к выборам быть хорошим и правильным. Только после ковидного моратория по проверкам у нас мелкий строитель волком завыл от налоговой, крупных побоялись трогать
Когда мы все готовились к встрече Нового года, господин Мишустин своим Распоряжением № 3683-Р от 31 декабря 2020 г. утвердил План законопроектной деятельности Правительства на 2021 год. В соответствии с пунктом 7 этого плана Минстрою России надлежит в марте 2021 г. подготовить и представить в Правительство Российской Федерации Законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сферах безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства)". В свою очередь, Правительство планирует внести сей законопроект в Государственную думу в июле 2021 г.
Интересно, что данный законопроект входит в блок законопроектов, озаглавленный как "Создание условий для экономического роста".
В этой связи возникает множество вопросов. Во-первых, кто возглавит создающийся Департамент строительства Аппарата Правительства Российской Федерации. Во-вторых, кто из первых лиц этого Департамента с потрохами продастся господину Глушкову и Ко. И, в-третьих, обязательную покупку строителями каких очередных фантиков под предлогом создания условий для экономического роста будет пытаться провести через этот законопроект нынешняя команда НОСТРОЙ.
Влад Надеждин, Вы меня, конечно, извините, но я, по своей серости, плохо понимаю, каким образом купленный за наличные Акт проверки, якобы проведенной СРО, может спасти чью-то жизнь. К тому же Вы не хуже меня знаете, что трупы оказываются под обломками исключительно по причине собственного разгильдяйства. Подобно тому, как все участники ДТП прекрасно знают о запрете выезжать на полосу встречного движения, но выезжали, выезжают и всегда будут выезжать.
ЕД я рад что Вы признаёте свою серость в вопросах строительства - это обнадёживает. Про купленные Акты - это вам Москвичам лучше известно. У нас в России с этим по хуже, я так даже не представляю как можно просить деньги за свою работу которую оплатили взносами. А про ДТП: не было б гайцев то ВСЕ бы лезли на встречку, а не только дураки!
Ох, Влад Надеждин, гаишники стоят но дорогах. А когда, с позволения спросить, функционеры вашей СРО, включая Вас самого, инспектировали хоть одну стройку? И, если делали это, то на каком правовом основании?
Мои люди просто просились посмотреть на объекте как идут дела и получали радостное приглашение посетить стройку, плюс давали сопровождающего инженера ПТО и обязательно прораба с этого объекта. И всё это радостно и с улыбками. Хотел бы я на них посмотреть если б они не были рады принять на объекте работника СРО. Ну а моё личное появление на объекте означает что случилось что то из ряда вон выходящее. Слава Богу последний раз я ездил с инспекцией 5 лет назад - в траншее засыпало двоих рабочих.
Справедливости ради хочу отметить, что мы тоже никогда Актами проверки не торговали. Так что Москва с Россией солидарна, хоть и не во всём...)))
"Мои люди просто просились посмотреть на объекте как идут дела и получали радостное приглашение посетить стройку".... А можно вопрос? А у Вас в СРО одни строители работают? Ну надо же не просто ходить смотреть, но понимать, что ты видишь и куда смотришь....? Или это я что-то не понимаю...
Влад Надеждин, цитирую Вас: "Хотел бы я на них посмотреть если б они не были рады принять на объекте работника СРО". Ну и что бы Вы с ними сделали, если бы они с не менее милыми улыбками послали бы вас сами знаете куда. Нашли бы у них нарушения, на которые так закрыли глаза, или как? Ибо правовых оснований влезать в производственный процесс у СРО нет, не правда ли?
Полианна, если все СРО, по вашему мнению, такие хорошие, что диву даешься, откуда в интернете столько рекламных объявлений о СРО за день, о фактическом освобождении иметь специалистов в течение одного года после вступления в СРО и т.д. Для справки - в отношении одного из таких рекламодателей МВД сейчас проводит проверку.
Евгений Давидович, именно этим я отличаюсь от "лагеря" "Все СРО хорошие" и другого "лагеря" "Все СРО г*вно". Считаю, что нет никаких лагерей, нет идеальной системы. И НЕ будет. Потому что всегда найдётся "урод", который будет заниматься очернением всей системы.... Но и всегда останутся честные и справедливые. Потому что мир такой, он так устроен....
Полли - докладываю: бухи и юристы на объект не ходят. В штате есть два бодрых пенсионера с оооогромным опытом работы на стройке
Пенсионерам надо помогать! Пусть гуляют по 3м объектам где вы допуск своим подарили!
Спасибо, Влад))) У нас, честно, нет такого в практике. И я даже не представляю кто бы мог. Не в плане даже знаний, а в плане времени. Пенсионеров нет)))) а все остальные заняты офисной работой.
А уважаемый профессор видимо не совсем честно хочет раскатывать о коммерческих СРО, имевших в своих рядах десятки тысяч членов. Очистится на 15% от липовых , умерших организаций тоже не плохое дело. Другая сторона, что вскрылись СРОшки укрывшие и утерявшие свой КФ и члены которые выдали Доверки и одобрямс на ВСЁ -пострадали, это да, но они же знали на что идут покупая по дешовке или в упрощенном порядке Допуски и платные проверки!
Влад, а Вы считаете, что доверенности дают только те кто типо покупали допуски и проверки????....
Полли я про тех Строителей которые были и есть в СРОшках - потеряшках, а доверенности много где собирают.