На днях в столице прошло мероприятие под названием «Завтрак лучших», организованное Группой «Самолёт». На встречу был приглашён вице-президент Национального объединения строителей Антон Мороз, который выступил с докладом в рамках пленарной сессии «Кадровый дефицит в строительной отрасли и пути решения».
В самом начале своего выступления Антон Михайлович сообщил о том, что, по данным Российской академии наук, дефицит кадров в целом по стране составляет на сегодняшний день 5.000.000 человек. Строительный сектор относится к числу областей, где потребность в кадрах наиболее высока, и при этом она растёт. Согласно данным рекрутингового портала hh.ru, строителям сейчас не хватает 100.000 работников, при этом спрос на таких специалистов в 2023 году вырос на 36%, по сравнению с предыдущим годом.
Нацобъединение ведёт мониторинг потребности строительных компаний в сотрудниках определённой квалификации. Наибольший голод предприятия испытывают в следующих специалистах (указаны в процентах от вакансий, поступивших на рынок труда): бетонщики, арматурщики и монолитчики – 40%, штукатуры, маляры, плиточники – 20%, сварщики и каменщики – по 12%, и дорожные рабочие – 5%.
Для преодоления кадрового голода спикер предложил работать в следующих направлениях:
- Повышение процента трудоустройства выпускников.
- Усиление ранней профориентации.
- Повышение престижности отрасли.
- Расширение целевого обучения.
- Увеличение бюджетных мест для обучения востребованным профессиям.
- Увеличение зарплат сотрудников.
При этом вице-президент НОСТРОЙ подчеркнул, что работать в этих направления нужно комплексно:
Для изменения ситуации необходима комплексная работа: увеличивать контрольные цифры приёма в профильных образовательных учреждениях, усиливать раннюю профориентацию в школах и колледжах, повышать престиж строительной отрасли, расширять целевое обучение, повышать процент трудоустройства выпускников, увеличивать зарплату молодым специалистам, разрабатывать программы повышения квалификации и переподготовки.
Устранить дефицит сотрудников в отрасли за счёт привлечения специалистов с рынка труда не получится, потому что в России сейчас рекордно низкая безработица. Которая, по данным Росстата, составляет всего лишь 2,9%. В этих условиях, по мнению господина Мороза, особую актуальность обретает работа с подрастающей молодёжью:
Работа с молодёжью является важным элементом работы по развитию кадрового потенциала. Так как из-за демографического спада и растущих потребностей строительной отрасли мы находимся в конкуренции с другими отраслями за подрастающее поколение, необходимо начинать работу по профориентации как можно раньше.
В этой части спикер рассказал об усилиях НОСТРОЙ по сотрудничеству с федеральной программой «Билет в будущее», которая является важным инструментом по ранней профориентации для школьников с шестого по одиннадцатый класс. Предназначение проекта состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам уже в юном возрасте найти своё предназначение не только в теории, но и на практике.
Для этого на портале проекта проводится профориентационная диагностика, можно посетить уроки по профилю, есть возможность посещения региональных и виртуальных профессиональных проб. По словам Антона Мороза, строительные компании – члены СРО в регионах выразили высокую степень заинтересованности к участию в данном проекте.
Ещё одно важное направление по развитию кадрового потенциала, на котором остановился Антон Михайлович – это повышение квалификации работников отрасли. Он напомнил, что с 1 июля 2024 года применение технологий информационного моделирования при проектировании станет обязательным для всех компаний, которые строят многоквартирные жилые объекты.
Для подготовки специалистов по этому направлению НОСТРОЙ в 2024 году запустил проект «Школа подрядчика. Практики цифрового управления», слушатели которого сформируют компетенции, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в сфере применения технологий информационного моделирования при организации строительства.
В завершение своего выступления Антон Мороз подчеркнул, что развитие кадрового потенциала приобретает сегодня огромное значение для экономики в целом и строительной отрасли в частности. Решение этого вопроса требует вдумчивого комплексного подхода и совместных усилий как со стороны работодателей, так и со стороны образовательного сектора и государства.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
А я то думаю, почему на профориентации все дети из класса моего сына были определены кто в сварщики, кто в бетонщики.... А ларчик, оказывается, очень просто открывался...((((
Мы искали школьников
Мы искали гастеров
А нашли халявщиков
И нашли мигранщиков
Интересно, сколько % школьников в 6 классе реально могут определиться со своей профориентацией? А в 7? В 8?
Из всех шести пунктов реально работают только последний про зарплату, и неучтённый про культуру производства. Грязь и отсталость российских строек без надлежащей производственной практики даже за большие деньги всё равно отпугивает. Смотришь стройплощадки даже у крупных застройщиков, крупных дорожных трестов - срач, отсутствие элементарных вещей по гигиене, отсутствие элементарного обустройства стройплощадки, постоянная экономия на СИЗах, системах закрепления, средствах подмащивания, инструменте, да на всём. Престижность повышается тогда, когда ты на специальном станке арматуру гнёшь, а не на ручном самодельном; когда на стройплощадке все дорожки отсыпаны, средства подмащивания установлены, ограждения сделаны, плиты покрытия уложены, а не по "гуану как по асфальту" ходишь; когда стоишь на отметке 11 этажа пристёгнутый и спокойно работаешь, а не думаешь "как бы не пи***нуться"; когда работаешь вахтой и без всяких вычетов и частичных компенсаций созданы все условия по питанию, проживанию, гигиене, спорту, досугу; и т.д. и т.п. А всё потому, что за эти же лесенки для стройплощадок магической (неправильно применяемой экспертизой и сметчиками) "оборачиваемостью" их количество умножается на коэффициент и платится 20% от их стоимости.
Всё упирается в денежный вопрос. Для реализации которого надо поднимать цену квадрата, а поднять цену квадрата на столько значит сильно уронить продажи.