С 1 сентября текущего года формируется государственный информационный ресурс, в который войдут все требования – своды правил и стандарты Минстроя России, противопожарные нормативы, санитарные нормы и правила, радиационные нормы и другие – подлежащие применению на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений. Инициативой предлагается законодательно ограничить возможность органов власти требовать исполнения того, чего не было в этом реестре на момент начала строительства. Это обеспечит синхронизацию требований различных ведомств в строительной сфере, а также внедрит согласованный подход к их назначению. Появление такой важной новеллы в законопроекте после первого чтения стало результатом совместной работы Минстроя России, депутатов Государственной Думы и представителей профессионального сообщества.
После принятия в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен в Совет Федерации. До этого документ был представлен депутатам заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Сергеем Музыченко на заседании профильного комитета. Сергей Григорьевич пояснил:
Утверждение законопроекта станет очень значимым шагом вперёд в развитии российской системы технического регулирования в строительстве. Отрасль получит чёткий единый цифровой реестр требований, на основании которого будут проектировать, а затем проверять и спрашивать в экспертизе и на остальных этапах жизненного цикла объекта. Также это позволит снять имеющиеся коллизии и неточности в нормативно-технической базе, перейти в будущем к автоматизации процессов в проектировании. Другая задача, решаемая инициативой – это переход к более гибкому и открытому к инновациям методу нормирования. Он более эффективен с инженерной точки зрения и больше соответствует потребностям современной российской экономики. Ещё немаловажно то, что будет исключена необходимость разработки специальных технических условий, а значит и снижены временные и финансовые издержки застройщиков. Отдельно подчеркну, предложенные изменения никак не повлияют на уровень безопасности объектов и доступности их среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения.
Законопроектом предусмотрено, что указанные ограничения по реестру вступят в силу с 1 марта 2026 года. До этого Минстрою России и ФАУ «ФЦС» совместно с другими заинтересованными ведомствами предстоит выполнить задачу по оптимизации и переработке требований в строительстве и их переводу в машиночитаемый и машинопонимаемый формат.
Другая важная новелла – это отказ от утверждения двух отдельных перечней национальных стандартов и сводов правил или же их частей, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе соблюдаются требования Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Вместо этого в качестве доказательной базы предлагается использовать все действующие строительные своды правил и стандарты, другие требования, включаемые в формируемый реестр, стандарты организаций и иные документы по стандартизации, в том числе выполненные в иностранных системах. Также планируется развить механизм обоснования отклонений от норм посредством проведения и получения результатов исследований, расчетов и испытаний, моделирования, оценки рисков, которые могут быть получены по результатам организации научного сопровождения. Иначе говоря, безопасность объектов будет обеспечиваться верхнеуровневыми параметрами, а не строгим следованием способам их достижения.
Таким образом, проектировщики получат возможность поиска и реализации наиболее эффективных путей достижения требований Технического регламента. Это обеспечит гибкость в разработке и принятии проектных решений при сохранении безопасности. Принятие законопроекта станет правовой основой для перехода на более эффективную и открытую к инновациям параметрическую систему нормирования в строительстве.
Отдельно стоит отметить, что Минстроем России параллельно с работой над законопроектом подготавливается комплекс мер по повышению уровня ответственности и квалифицированности кадров в отрасли, отвечающих за безопасность и качество строительства. Планируется внедрить независимую оценку квалификации, как способ проверки знаний и компетенций главных инженеров и архитекторов проектов, а также проведение регулярной – один раз в два года – аттестации государственных экспертов, специалистов государственного строительного надзора и строительного контроля.
Доработка законопроекта после первого чтения в Госдуме в части реестра требований была проведена во исполнение поручений Президента России по итогам совещания по вопросу развития строительной отрасли, состоявшегося 8 августа 2023 года.
Заказчики и стройконтрольщики, которые считают ОДМ главнее ФЗ, живут по ВСН, в принципе кладут болт на ч.4 статьи 53 ГрК РФ, до сих пор требуют исполнительные схемы на окраску, гидроизоляцию и армирование, паспорта и сертификаты на оборачиваемые б/ушные материалы, считают достаточным проектным опалубочным чертежом нарисованный контур будущей монолитной жб конструкции, неадекватные допуски в ГОСТ/СП, 10 различных систем и видов документов по стандартизации вместо единой ГОСТ Р / СП / etc, и т.д. и т.п. (картинка со звуком)
Картинка без звука выложилась. Перезалейте.