Экс-руководитель Аппарата Национального объединения строителей, а ныне эксперт Общественного совета при Минстрое России Илья Пономарёв высказал своё мнение по поводу проблемы с засильем мигрантов в отечественном строительном комплексе. Как заметил Илья Вадимович в комментарии для «Российской газеты», проблема дефицита кадров решается двумя путями – либо ростом производительности (компетенции, механизация труда), либо ростом численности. И если весь современный мир практически во всех сферах деятельности сделал ставку на первый способ, то строительная отрасль и ЖКХ нашей страны пошли по второму.
Основной причиной такой ситуации, по мнению эксперта, является отсутствие возможности планирования загрузки на три-пять лет даже у крупнейших российских предприятий. Ударные темпы циклопических проектов, таких, как олимпийские стройки, Крымский мост, глобальные инфраструктурные объекты, требующих кадровой мобилизации, сменяются годами существенно меньшей загрузки. В этой ситуации в условиях нашего трудового законодательства наличие большого штата квалифицированных, хорошо оплачиваемых специалистов становится для предприятия неподъёмным обременением. В то же время процедуры подбора исполнителей на стройках, оплачиваемых из бюджета, не способствуют конкуренции в чём-то, кроме начальной цены контракта.
Даже сметная прибыль, включаемая в расчёт бюджетной стройки, привязана к фонду оплаты труда, то есть отнюдь не мотивирует к применению высокотехнологичных, автоматизированных методов производства, при которых оплата труда в общей стоимости работ существенно ниже. Решив задачу вдвое дешевле «тарифа», например, за счёт эффективного инженерного решения, подрядчик и получит вдвое меньше «тарифа», без какой-то мотивирующей надбавки. То есть, система сама по себе организована так, что никоим образом не стимулирует технологическое развитие. Скорее, наоборот.
В итоге штат ведущих строительных компаний разделяется на два сегмента. Это инженерно-управленческое ядро, работающее на постоянной основе, и масса низкоквалифицированных исполнителей, которую оперативно наращивают или сокращают под конкретные задачи. При этом в проекты стараются по минимуму закладывать сложные инженерно-технические решения, чтобы гарантировать возможность выполнения контракта даже с привлечением самых малооплачиваемых работников.
Впрочем, господин Пономарёв делает оговорку:
Среди мигрантов вполне сформировались и высокопрофессиональные группы, бригады, работающие с монолитным бетоном, отделочники, другие специалисты, но ключевой выгодой для нанимателя является их социальный статус, возможность быстро нанять и быстро расстаться.
По мнению экс-главы Аппарата НОСТРОЙ, возможности для реорганизации отрасли есть. В стране существует масштабный план инфраструктурной стройки, призванной качественно поменять уровень жизни наших граждан, есть уникальная возможность сосредоточиться на внутреннем рынке, развить компетенции, обновить всю инфраструктуру отрасли от базовой науки и образования до обеспечивающей промышленности, есть опыт уникальных объектов мирового уровня, иллюстрирующих наш потенциал.
Запрос на «безрискового массового сотрудника» должен смениться на запрос на компетентного специалиста с высокой производительностью на долгосрочный контракт. При такой отраслевой экономике проблема мигрантов исчезнет автоматически, перейдя из области критической зависимости в область эффективного взаимодействия с коллегами из соседних государств в части работ на отдельных участках.
Попутно кардинально изменится и портрет мигранта-строителя. Пока же у всех перед глазами встаёт карикатурный образ коллективного Рашида с Джамшутом, которые слабо владеют не только строительными навыками, но и русским языком.
О том, что с мигрантами нужно что-то делать, уже говорят не только обеспокоенные жители российских городов, но и власти. Не первый год бьёт тревогу председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, приводя тревожную статистику набирающей силу национальной преступности. А на днях снизить количество мигрантов на стройках призвала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Сейчас по данным Минстроя России, в строительной отрасли занято около 6,5 миллиона человек, в жилищно-коммунальном хозяйстве около 2,3 миллиона. Из них более 900 тысяч – иностранные граждане.
Необходимо упомянуть и ещё один момент. Всё чаще раздаются голоса экспертов о том, что традиционная картина трудолюбивых и неприхотливых мигрантов и ленивых и дорогостоящих русских рабочих, мягко говоря, не вполне соответствует действительности. Оплата труда гастарбайтеров с каждым годом также дорожает, и во многом уже сравнялась, а то и начала превосходить выплаты для местных специалистов. Так что дело здесь не только и не столько в экономике.
В сети широко обсуждается ситуация с командировками мигрантов для восстановительных работ в Мариуполе, когда федеральная власть привлекала «иностранных специалистов» зарплатами по 250 тысяч рублей, с учётом вполне обоснованного риска. При этом местные квалифицированные специалисты – жители новых российских регионов – получить места на тех же объектах не могли и были вынуждены сидеть без работы.
Остаётся только гадать, какой процент от четверти миллиона рубликов доходит до самих строителей, а сколько прилипает по пути к рукам нечистых на руку чиновников, госзаказчиков, генподрядчиков, лидеров диаспор…
Между тем, критикуя гастарбайтеров, никто из уважаемых экспертов пока не коснулся тех структур, которые зарабатывают деньги на миграционных потоках. А без посадок коррумпированных чиновников и связанных с ними владельцев крупного бизнеса проводить облавы и рейды на кварталы гастарбайтеров можно до бесконечности и без всякого долгосрочного эффекта.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Все всё знают, все всё понимают, но делать все ничего не хотят... Вот единственный вывод, который напрашивается...
Логика в мыслях Ильи Вадимовича есть и она правильная.
Однако есть вторая сторона медали. При развитии технологического процесса фактически будет отниматься полностью доход у мигрантов. Они вынуждены будут уходить в другие сферы, если конечно же там будут рабочие места и те же заработки. А вот если этого не случится, то все равно мигранты не будут уезжать домой на родину. Вот тут и возникнет социальное напряжение. А вот как его решить .... задачка не из простых....
Понятно, что преступность будет расти, однако и уезжать будут... Искать себе более прибыльные страны...
Хотелось бы в это верить....
Ещё раз выскажусь: надо ужесточать въезд, выдачу ВНЖ и выезд! По-другому не получится!
Русский человек в России не по гражданству, а по национальности скоро войдет в красную книгу.
Пока будет возможность пользоваться дешевой рабочей силой, никакие службы от этого не откажутся.
Уважаемые коллеги, испокон каждый хозяйствующий субъект самостоятельно оценивал, что ему выгоднее: приобрести высокотехнологичный экскаватор или нанять для рытья котлована множество трудовых мигрантов. Сегодня более выгоден труд мигрантов. Если за каждого из них придется платить пошлины, то хозяйствующему субъекту выгоднее станет приобрести экскаватор.
Как показала практика, где-то там, наверху очень любят, принимая разные нормативные акты, де-факто, вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов. Но надо понимать, что любые акты при желании обходятся, в случае экономической заинтересованности хозяйствующих субъектов.
Для справки. Поручению Президента РФ № 1235, которым Правительству РФ поручалось в течение одного года обеспечить применение в строительстве технологий информационного моделирования, исполнилось уже 5 лет.
Ну и что, что-нибудь изменилось?
Как видите, Евгений Давидович, кто-то думает, что после покупки работодателем экскаватора его сотрудники пойдут беспределить на улицы...
Испокон веков в нашей стране применяется принцип "бабы еще нарожают", который дополнился принципом "за забором полно работников". Поэтому платить хозяйствующими субъектами --> работникам рыночную мировую зарплату (которая составляет порядка 3500-5000 в грязных зелёных бумажках для рабочих), а государству-->хозяйствующим субъектам платить за работы как положено, в нашем государстве не принято. Чтобы не повышать зарплату в государственных контрактах, проще и дешевле ввезти толпу мигрантов. Плюс можно пополнить свой кармашек, не вынимая пятачок из кормушки.
Только рожать наши перестали, а у мигрантов по 5-ро детей на мужика минимум!