После недавнего землетрясения в Турции по нашей стране пронёсся шквал круглых столов, публикаций в отраслевых СМИ и энергичных призывов обратить внимание на печальный опыт Ближнего Востока. Однако вербальное цунами затихло, а в практической плоскости так ничего и не поменялось. Вот Счётная палата РФ на днях опубликовала не слишком оптимистичный отчёт.
Оказывается, всего 11 российских регионов занимались в 2019-2021 годах усилением сейсмоопасных зданий. При том, что сейсмически опасными считаются 70 регионов России, а 43 из них с населением более 40-ка миллионов человек – с наивысшей степенью. Такие данные приводит надзорное ведомство по итогам проверки расходования средств, направляемых регионам на повышение сейсмоустойчивости зданий и сооружений.
В 2020 году Минстрой России на основании информации регионов определил потребность в сейсмоусилении у более 17-ти тысяч объектов. Три четверти из них – это жилые дома, 20% – социальные объекты, 5% – системы жизнеобеспечения. Однако этот список может быть неполным, так как инвентаризация объектов в регионах не проводилась. Как прокомментировала итоги проверки для «Российской газеты» аудитор СП Наталья Трунова:
И вот при такой потребности в период 2016-2022 годов в рамках мероприятий по сейсмоусилению было построено или реконструировано только 146 объектов.
В стране существует механизм, позволяющий получить федеральную субсидию на повышение сейсмостойкости, но он откровенно буксует – то ли по вине региональных властей, не проявляющих должной активности, то ли из-за неудобства реализации. Цифры говорят сами за себя: из 70-ти сейсмоопасных регионов право на получение субсидии имеют только 27 субъектов, ежегодно подают лишь 18, а отбор проходят не более 9-ти.
Более того, даже получив средства, на местах их, как правило, используют для нового строительства, а не для реконструкции с сейсмоусилением существующих. За пять лет доля новых сейсмостойких объектов составила 85%, а реконструированных – всего 15%. Поэтому в СП считают, что требуется кардинально пересмотреть критерии отбора регионами проектов для участия в программе. При этом, в первую очередь, делать упор на реконструкцию существующих объектов. Строительство новых зданий вместо объектов, реконструкция которых нецелесообразна, необходимо планировать в рамках отраслевых госпрограмм с учётом приоритетности таких объектов.
Другой момент, на который обращает внимание Счётная палата, – это отсутствие согласия в региональных и федеральных товарищей по комплексному обеспечению сейсмической безопасности. Сейчас программы по повышению сейсмоустойчивости на каждом уровне пишут по разными правилам и исходя из собственных пожеланий. В лучше случае реализуется одно из мероприятий по сейсмоусилению объектов в рамках госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Вместо этого, по мнению аудиторов, должен быть разработан комплекс мер, включающих развитие систем прогнозирования и мониторинга ЧС, совершенствование систем связи и оповещения населения, а также развитие системы информационного обеспечения.
Сколько ещё можно тянуть с обеспечением безопасности – вопрос открытый. Общественная дискуссия на сейсмические темы активируется в основном после резонансных событий и крупных мировых катастроф. В целом в большинстве сейсмоопасных районах на России с 2013 года отмечается период «сейсмического затишья». И чем дольше оно тянется, тем больше вероятность, что впереди нас ждут неприятные сюрпризы. К наиболее сейсмоопасным регионам в 2022-2025 годах отнесены Алтае-Саянский регион, Кавказ и Камчатка. Кстати, на Камчатке не так давно трясло, причём очень даже основательно.
Власти разводят руками: мол, госпрограмма такого строительства незначительная по объёмам финансирования. Хотя и обещают, что скоро всё поменяется. Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин, комментируя недавний тектонический переполох, заверил, что решение вопросов обеспечения гарантированной сейсмобезопасности жителей сейсмически активных районов страны имеет первостепенное значение. С 2019 года Минстроем России проводится значительная работа по сейсмоусилению и строительству сейсмостойких жилых домов, социальных объектов и систем жизнеобеспечения. Внесены изменения в правила предоставления и распределения субсидий. Как сказал министр:
Российские нормативные документы по сейсмостойкому строительству, как и предшествующие им нормы СССР, являются одними из наиболее надёжных в мире. Сегодня ведётся непрерывный процесс их актуализации, гармонизации с учётом внедрения в строительную отрасль новых технических решений и технологий. Все изменения производятся на основании результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
Хотя очевидно, что можно до бесконечности переписывать нормативы, но если в бюджете банально не заложены деньги на повышение сейсмоустойчивости, а сам процесс их получения забюрократизирован до предела, то результатов от этих благих намерений будет не много.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Оленеводство стало распространяться как вирусная болезнь.
Первое, что надо сделать - это вернуть СП по сейсмике в Перечень нормативных документов в строительстве. Что касается повышения сейсмоустойчивости зданий, то здесь все не просто. Попробуйте, например, заменить гидроизоляцию из рубероида на гидроизоляцию из плотного цементного раствора в кирпичных зданиях. Гидроизоляция из плотного цементного раствора в кирпичных зданиях - это требование СП по сейсмике. Сделать сейсмоустойчивым уже построенные здание в несейсмическом исполнении практически невозможно. Любой грамотный специалист скажет, что можно только несколько (на сколько - никто не знает) повысить сейсмостойкость такого здания за счет вложения больших средств. И, вероятно, самым экономичным будет снос такого здания и строительство нового здания в сейсмостойком исполнении.