Генеральный директор Федерального бюджетного учреждения «Федеральный центр строительного контроля (ФБУ «РосСтройКонтроль») Владимир Щербинин рассказал в интервью отраслевому журналу «Вестник» о том, как будет меняться контроль на строительных объектах и каким образом санкционные вызовы отразились на работе отрасли. Предлагаем вниманию читателей наиболее интересные, по мнению редакции, выдержки из текста.
Сочетание цена-качество
С 2019 года под контролем ведомства введено в эксплуатацию 882 объекта по линии Минстроя России. В настоящий момент инспекторы учреждения продолжают осуществлять строительный контроль и мониторинг за ходом реализации 995-ти проектов в 82-х регионах нашей страны. Так, более, чем за 3 года работы общее количество объектов, курируемых РСК, составило 1.877.
Главный посыл, который хотел бы донести Владимир Станиславович до строителей, – высокие темпы стройки не должны быть во вред надёжности и качеству реализации объектов. По его словам, аналогичный подход применяется и для заказчика, от лица которого РСК ведёт строительный контроль. Будучи независимой структурой, оплата работы которой уже зашита в смету строительства, ведомство может себе позвонить не просто отработать деньги, но проследить, чтобы объект был введён качественно и в установленные сроки.
При этом сфера ответственности и количество объектов продолжает расширяться. В ближайшее время «РосСтройКонтролю» планируется передать полномочия на осуществление контроля по новой пятилетней государственной программе «Строительство», в основу которой была положена Федеральная адресная инвестиционная программа. При этом объём строек, на которых необходимо будет осуществлять централизованный строительный контроль, возрастёт в три раза.
По словам господина Щербинина, к новой нагрузке специалисты РСК готовы. Формируется новый кадровый резерв, усиливаются региональные подразделения. При этом важную роль играет освоение современных технологий. Так, в скором времени на базе каждого федерального округа будет сформирована высокопрофессиональная геодезическая бригада для работы на особо значимых объектах с применением 3D-сканеров, дронов с GNSS-оборудованием, лазерных сканирующих тахеометров и другого высокотехнологичного оборудования.
Сегодня ведомство уже может принимать работу при помощи передовых средств сканирования, например, квадрокоптеров с навесным оборудованием, которые с высокой точностью дают возможность проведения лазерной съёмки линейных объектов – линий ЛЭП, дорог, путепроводов, надземных трубопроводов. Всё это сильно упрощает контроль за объектом с точки зрения выполняемых объёмов работ, а также существенно сокращает время на его проведение. Кроме того, применяются лазерные тахеометры и сканеры для 3D-визуализации объектов, а все инспекторы вооружены планшетами, ноутбуками и прочим оборудованием, необходимым для успешной работы во всех регионах страны.
Опасная экономия
Эксперт прокомментировал и знакомую российским строителям ситуацию, которая возникает, когда стоимость торгов на осуществление строительного контроля уходит «в минус». Причина в том, что заказчик старается сэкономить – он даёт простое техническое задание на оказание услуг строительного контроля, где основным критерием является цена. В итоге контракт расторговывает, и получается ожидаемо непонятный результат – приняты неправильные расчёты и некачественные работы. И заказчик, оплатив такие работы, рискует тут же попасть под уголовное преследование, а правоохранители у нас не дремлют.
Сегодня строительный контроль отвечает и за безопасность, и за соблюдение технических регламентов, и за правильность подтверждения объёмов работ, что, в первую очередь, связано с оплатой этих работ. Поэтому отбирать как подрядчиков, так и строительный контроль нужно не по цене, а исходя из других критериев, в том числе по профессиональным качествам и возможности обеспечить надлежащий контроль за строительством. Экономия в данном случае выходит боком, и заказчик, получив такого контролёра, очень сильно рискует.
Нам не страшен гегемон!
В ходе беседы были упомянуты и западные санкции. А именно, насколько критичными могут стать ограничения необходимого оборудования для строительного контроля. Владимир Щербинин вновь подчеркнул, что специалисты РСК полностью обеспечены необходимым передовым оборудованием для осуществления строительного контроля, и в настоящий момент основной задачей является не усиление материальной базы, а автоматизация процессов.
И здесь есть над чем поработать. Сегодня на рынке отсутствуют программные продукты, которые полностью соответствовали бы пожеланиям специалистов по строительному контролю. Предприятие находится в поиске отечественного продукта, который удовлетворил бы инспекторов. Российский софт пока ещё не набрал необходимый функционал, так что поле работ для отечественных айтишников, со всех сторон обласканных государством и оставшихся монополистами на рынке, полностью открыто.
Государственные стройки нуждаются в цифровизации. В прошлом году РСК начал обучать сотрудников работе с технологиями информационного моделирования, которые нацелены на формирование централизованной системы хранения, обработки и интеграции данных, к которой будут обращаться все участники строительного процесса.
И здесь стройконтроль столкнулся с общими проблемами, которые испытывает в этой сфере весь строительный комплекс. Пока нет определённости в том, как именно и на каком софте будут формироваться, использоваться и храниться информационные модели. Здесь упор также должен быть на отечественные разработки. Все ждут законодательных решений по развитию технологий информационного моделирования, и вполне понятно, что желающих переводить большой объём данных в цифровой вид пока нет – поскольку уже завтра правила игры могут поменяться, и всё придётся переделывать по новой.
В целом, эксперты строительного контроля рассчитывают, что ТИМ станет позитивным фактором для повышения качества строящихся объектов. Цифровая модель позволит оперативно отслеживать все взаимосвязи и пересечения внутренних инженерных сетей, вентиляции, отопления, водоснабжения, электроснабжения. Она позволит быстрее находить и уточнять наличие проблемных мест и сократит человеческий фактор. Правда, для этого предстоит ещё большая работа.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Гениальное всегда очень просто, поэтому хочется поддержать слова Владимира Станиславовича о том, что высокие темпы стройки не должны быть во вред надёжности и качеству реализации объектов. Главное, чтобы об этом помнили уважаемые строители.
А супер высокие темпы стройки с минимальными затратами разве желание строителей?
Сдадут в декабре 2022 г. дома с готовностью 75-85%, а потом до марта-апреля 2023 г. будут доводить до 100% готовности.
"Никогда такого не было, и вот опять!" В.С. Черномырдин
Какая-то вода. Разобрались бы с порядком проведения СК и выдачи ИД лучше.
4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства И в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
У нас же в ИД, АОСР и АООК превращается всё: от сортира до свайного поля. Нет проектного чертежа - нет схемы. С чего подрядчик должен заниматься бесплатной разработкой рабочей документации? Зачем отбирать, например, щебень и тащить в лабораторию, на который выдан паспорт качества и пройдено декларирование по ТР ТС 014/2011? Бесконечные согласования составов всего и вся без понимания материала в принципе. Тыща ненужных бумаг и псевдопроцессов. Видимо, приходя в магазин, некоторые товарищи, прежде чем купить хлеб, обычно просят инструкцию как есть хлеб, техкарту на замес, расстойку и выпекание, потом от горбушки отламывают кусок и несут его в лабораторию СЭС, и только потом покупают хлеб и едят. С таким подходом даже интересно, какое утроение они ожидают. Разве что после стакана в глазах.