Департамент строительства Краснодарского края распространил информацию Минстроя России о федеральном проекте «Профессионалитет». Сообщается, что проект предусматривает интеграцию колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров. Основной задачей заявлено максимальное приближение системы подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях.
Идея объединить учреждения профобразования и реальный сектор, безусловно, благая. Ни для кого не секрет, что уже долгие годы образовательный бизнес всё больше замыкается сам на себя, превращаясь из важного элемента системы во вполне независимое явление. И миссию свою закономерно видит не в подготовке квалифицированных специалистов, а в максимальной монетизации полученных лицензий. Так что, по мнению скептиков, различие между ведущими уважаемыми вузами и сомнительными конторами по торговле корочками стремительно сокращается. И те, и другие заинтересованы не в трудоустройстве выпускников, а в получении стабильного потока платёжеспособных студентов.
Федеральные власти сегодня, судя по всему, на любую проблему имеют только два универсальных решения – либо создавать реестры, либо банально заливать деньгами. Так было, например, с многочисленными программами по переподготовке и трудоустройству при начале пандемии, когда бюджет щедрой рукой отсыпал учебным заведениям денег на обучение оставшихся без работы людей новым профессиям, абсолютно не заботясь о том, кому нужны новые толпы дизайнеров, маркетологов и программистов, закончивших двухмесячные онлайн-курсы.
Примерно так же «переобучали» оставшихся без работы предпенсионеров, которым предлагалось на шестом десятке лет за счёт бюджета изучить новую специальность и идти конкурировать с молодёжью.
Судя по всему, по тому же паттерну планируется прокачивать и строительные профессии. Постановлением Правительства РФ от 14 января 2022 года № 4 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Пунктом 5 Правил предусмотрен конкурсный отбор получателей грантов. Объявление об отборе размещается на официальном сайте Минпросвещения России. Для участия в отборе проводится сбор заявок от инициаторов создания Центров – представителей субъектов Российской Федерации и отраслевых заинтересованных федеральных органов власти с предложением образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования и организаций, действующих в реальном секторе экономики.
В настоящее время Минпросвещения России ведёт работу по разработке конкурсной документации для проведения отбора получателей гранта на 2023 год.
Устанавливаются три уровня взаимодействия образовательных организаций с организациями реального сектора экономики:
- Взаимодействие по направлениям, связанным с разработкой и реализацией образовательных программ.
- Взаимодействие по направлениям, связанным с привлечением организаций реального сектора экономики к управлению образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования.
- Взаимодействие, направленное на совершенствование и модернизацию материально-технической базы, учебной и производственной инфраструктуры центра, а также закупку оборудования, программного обеспечения и расходных материалов, необходимых для осуществления образовательной деятельности.
Предприятия сами вправе выбирать уровень взаимодействия с образовательными организациями. Также федеральным проектом не установлены минимальные и предельные уровни финансирования, направляемые на поддержку образовательных организаций.
Одновременно Минстроем России в целях обеспечения строительной отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами в соответствии с текущими потребностями, установления сбалансированности спроса и предложения на рынке труда в сфере строительства, прорабатывается вопрос привлечения строительных организаций к участию в проекте. В общем, похоже, что снова речь идёт о том, чтобы «освоить» энную сумму денег на уровне «образованческих кланов». Отчитаться за проделанную работу и отрапортовать, как здорово система профобразования адаптируется под новые вызовы.
На самом деле, для того, чтобы интегрировать реальный сектор и систему профобразования, новые потоки грантов не нужны. Нужна политическая воля и организаторские усилия. Работу можно было бы выстраивать на базе строительных союзов и ассоциаций либо региональных центров занятости. А курировать её на уровне региональных минстроев в союзе с региональными управлениями образования. Надо, чтобы чиновники собрали руководителей заинтересованных организаций, оценили реальные запросы отрасли по специальностям и квалификационным требованиям, с учётом динамики, и заставили институты, колледжи и техникумы помогать студентам с выходом на работодателя. И набирать новые группы с учётом реальных потребностей. В некоторых регионах эта работа уже ведётся и без всяких федеральных кампаний.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Вообще интересно получается.... Когда предложения об объединении образования и работодателей проходит на уровне простого обывателя, так это хорошо и все молодцы. Ну и я тоже так считаю. А когда наверху что-то шевелиться начинает, так все сразу начинают искать подводные камни и подозревать в отмывании денег)))) Я не права?...
Кстати, увидела тут слева Владимира Владимировича и вспомнила, что недавно был подписан указ о выделении мест в ВУЗах детям участников специальной операции на Украине.
Запросы рынка слишком изменчивы, чтобы делать на них ставку. Оценивать его необходимо во время выбора профильного образовательного учреждения, а заниматься поиском работы через 3-5 лет. Если привлекать крупные холдинги заключением соглашений и давать гарантии при поступлении на определённых условиях или с использованием квот обязательное трудоустройство, то можно было бы привлечь молодёжь.
Но в то же время ВУЗы не испытывают проблем с количеством абитуриентов, значит проблема не в квалифицированных кадрах, а в привлечении их именно к трудовой деятельности?
Гарантий быть не может. Существует риск банкротства. Чем крупнее холдинг, тем он меньше, но он всё равно будет. Это обман.