Большую статью на тему Концепции совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве опубликовали в журнале «Вестник инженерных изысканий» представители Ассоциации СРО «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада» Евгений Тарелкин и Алексей Петушков. Авторы выделяют несколько «законодательных тупиков», в которые забрела отрасль и предлагают ряд мер, как можно оттуда выйти. А мы предлагаем вниманию читателей конспект этого небезынтересного исследования.
Тупик 1. Вид деятельности
Авторы приводят ссылки на ряд федеральных нормативно-правовых документов, которые по-разному трактуют понятие инженерных изысканий. Например, согласно своду правил «Инженерные изыскания для строительства»: «Общие положения. 4.1 Инженерные изыскания – обязательная часть градостроительной деятельности...». Аналогичное понимание даёт и ЕКС, где в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» находим «6. Инженерные изыскания для строительства». Однако в Градостроительном кодексе РФ, в статье 1.1 упоминания об инженерных изысканиях нет.
Согласно Федеральному закону «О геодезии, картографии и пространственных данных...», суть геодезической и картографической деятельности состоит в работах, которые выполняются и при осуществлении градостроительной деятельности, то есть в ходе инженерно-геодезических изысканий. Но в ОКВЭД в разделе «7.12.45 Инженерные изыскания в строительстве» все виды изысканий (геологические, экологические, гидрометеорологические) отнесены к геодезической и картографической деятельности.
Тупик 2. Регуляторы
Сейчас весьма модным словом стало «регулирование». Разные виды регуляторов, от законов до ведомств, внедряются в российскую действительность, не ведая о том, что «регулировать», чем занимается регулировщик движения, это отнюдь не управлять и даже не руководить.
Авторы указывают, что ГрК РФ наделяет полномочиями по регулированию Правительство РФ, а оно – Минстрой России, который не наделён полномочиями по нормативно-правовому регулированию. Выполнение геодезических и картографических работ в градостроительной деятельности регламентируется Федеральным законом «О геодезии, картографии...», статья 5. Однако, Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в статье 1 «Сфера применения настоящего закона» указывает, что он «регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее – продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания)».
Тупик 3. Вид продукции
Согласно Налоговому кодексу РФ, статья 38: «5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Весьма удачное выражение, но неудачно представление результатов выполнения инженерных изысканий в виде услуги, не имеющей материального выражения.
Вместе с тем инженерные изыскания, в первую очередь, геодезические, уже два десятилетия назад перешли на получение и представление результатов изучения местности в цифровой форме. Это нашло отражение не только в понятиях «план инженерно-топографический» и «инженерная цифровая модель местности», содержащихся в своде правил, но и в требованиях, установленных Правительством РФ: «В случаях если застройщик или технический заказчик обеспечивает формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства, результаты инженерных изысканий подготавливаются в форме, позволяющей осуществлять их использование при формировании и ведении такой информационной модели». Требование к представлению информации в цифровой форме содержится и в ГрК РФ, статья 56: «Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.
Таким образом, результаты изысканий должны иметь и всегда имеют как материальную, так и нематериальную форму. Нематериальную форму могут иметь только услуги, которые «реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности». Для инженерных изысканий это явно не подходит, абсурдно по сути, поскольку результаты изысканий представляются отчётным документом в текстовой или графической формах.
Интегральные тупики
Помимо этого, авторы выделяют несколько других тупиковых проблем, связанных с нормативной базой, пониманием сути изысканий и оценкой стоимости работ.
В заключение отмечается, что все проблемы в инженерных изысканиях, порождающие тупики, взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимосвязаны. Имеется объективная необходимость переосмысления роли и места инженерных изысканий в градостроительной деятельности, видов представления материалом и требований к ним, понимания места цифровизации и оценки труда изыскателей. Без системного анализа состояния и проблем отрасли, полагают авторы, появления принципиально новых идей и подходов, изыскания обречены на хроническое отставание, как от мирового прогресса, так и от современных требований к ним градостроительной деятельности.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Не понял конкретных проблем. Нет точного понятия, понял. Нет регулировщика. Налоговый кодекс напичкан некорректными формулировками. Но разве все так? Изыскателей не знают, что им делать, их никто не регулирует, и налоговики делают вид, что не знают как с них брать налоги? Не ерунда ли?