Строительный сектор России представляет собой во многом необычную конструкцию. Являясь более чем полностью частным, он, тем не менее, фактически живёт за счёт государственного финансирования. Ни для кого ни секрет, что успех крупнейших застройщиков страны заключается в массовом вливании бюджетных средств в программы жилищного строительства – как государственные, так и региональные. Это и льготная ипотека, и материнские капиталы, и сертификаты для военнослужащих, и жильё для ветеранов (а по факту – для их внуков и правнуков), и многое другое.
И ладно бы при этом атланты-девелоперы брали на свои натруженные плечи рыночные риски, отвечая капиталами и деловой репутацией в случае возможных проблем. Как правило, всё обстоит с точностью до наоборот, и проводить работу над ошибками в случае возникновения проблем у строительных холдингов приходится исполнительной власти – изыскивая бюджетные средства на достройку объектов, успокаивая дольщиков и подыскивая подрядчиков. И ладно, если речь идёт о единичных банкротствах, а что делать в случае новой, более сильной волны экономического кризиса? Как показала мировая практика, в таком случае цепочка дефолтов по облигациям и неплатежей может затронуть целые отрасли и даже экономики отдельных стран. Что, например, мы можем наблюдать прямо сегодня на примере китайской корпорации China Evergrande Group, переживающей не самые лучшие времена.
Отсюда неизбежно рано или поздно должно было возникнуть резонное предложение – почему бы не исключить из цепочки «инвестор – подрядчик» промежуточное звено в лице девелоперской компании (заказчика) и не создать госкорпорацию, которая могла бы напрямую работать с подрядными организациями? Понятно, что охватывать такая схема могла бы не всю строительную отрасль, например, пресловутое ИЖС или элитное жильё пусть остаётся в ведении нынешних девелоперов. А вот строительство жилья для малоимущих, для расселения аварийного фонда вполне могло бы стать прямой функцией единого госзастройщика. Таковой может быть создан либо по той схеме, по которой была сформирована сеть Фондов капитального ремонта по всей стране, либо в качестве «дочки» госкорпорации «Дом.РФ», либо в форме государственно-частного партнёрства. В том числе и при участии нынешних строительных холдингов.
Если уважаемые читатели полагают, что это мы тут в редколлегии предаёмся маниловщине и мечтаем о госкапитализме, то поспешим развеять подобные подозрения. Есть все основания полагать, что о чём-то подобном уже крепко задумываются и государственные мужи, периодически кидающие в массы идеи госзастройщика, как своего рода пробный шар.
Например, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин, который как раз и курирует жилищную политику, выступая на сессии Восточного экономического форума, высказался против искусственного ограничения цены на жильё. Мол, хватит нам кормить спекулянтов-инвесторов, которые сначала скупают квадраты, а потом перепродают по завышенной стоимости. Вместо этого давайте создадим государственного застройщика, который выполнял бы задачу обеспечения доступным жильём отдельных категорий граждан. Никита Евгеньевич, в частности, сказал:
Давайте тогда попробуем создавать государственного застройщика на государственную часть, которая нужна для отдельных категорий граждан. Разделим рынок, который можно оптимизировать за счёт увеличения предложения, и обязанность обеспечить доступным жильём категории граждан, которые действительно ни на каких рыночных условиях, ни по ипотечной ставке 0% просто не смогут никогда купить жильё.
А тем временем и бизнес-сообщество присоединяется к диалогу. Вице-президент общественной организации «Опора России», руководитель направления «Строительство и ЖКХ» Евгений Шлеменков заявил недавно в СМИ, что специалисты предлагали Правительству РФ создать государственного застройщика или же льготные условия для частных застройщиков ещё 15 лет назад, но тогда предложение было отвергнуто, как «не рыночное». Однако сегодня условия изменились, и реализация инициативы вполне возможно, если власть решит работать в этом направлении. Господин Шлеменков практически почти дословно повторяет слова замглавы Минстроя:
Это правильная идея и нужно двигаться в этом направлении. По большому счёту, это нужно было начинать делать ещё 15 лет назад. У нас в стране есть множество людей, которые никогда не смогут воспользоваться ни ипотекой, ни другим способом приобретения квартиры. Им нужно жильё, которое они смогут получить по договору долгосрочного найма. Но никто сегодня строить и сдавать в аренду такое жильё по внятным ценам, которые устроят малоимущих, не может и не хочет.
Тем временем и население понемногу обрабатывают, постепенно приучая к мысли, что своё жильё – это плохо и дорого, лишние расходы, лишняя головная боль. Мол, то ли дело, жить в арендованной квартире! Приводят цифры международной статистики, согласно который процент собственников жилья в развитых стран гораздо меньше, чем у нас. Рассуждают о деприватизации и принципах социальной аренды. Неоднократно появлялись такого рода статьи и на За-Строй.РФ. И хотя сами авторы, как правило, всё-таки, предпочитают почему-то жить в собственном жилье, а не на птичьих правах, тенденция налицо.
Делу мешает развитие в стране полноценного арендного рынка, который предполагает наличие гарантий и для арендодателя, и для квартиросъёмщика. Но и об этом направлении уже неоднократно говорили представители власти. Несомненно, что постепенно российский жилищный сектор постепенно будет дрейфовать в ту же сторону, что и в остальных странах – с сокращением доли собственников и увеличения количества съёмщиков. Эти процессы будут регулироваться нормативно, а там и до массового строительства социального жилья для сдачи в аренду недалеко.
Тут-то и понадобится единый госзастройщик. Госкорпорация сможет получать на такие дома дешёвые и длинные кредиты, скидки по налогам за сдачу этого жилья в аренду. Словом, финансовые потоки, которые предстоит замкнуть на себе такой организации, окажутся слишком лакомым кусочком, чтобы просто так взять и отбросить идею.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Арендное жилье никогда не легализуется на 100%. В нашем веке точно.
В советское время квартиру ждали 1-2 года. В наше время можно прождать 10-20-30 лет и не дождаться. Это главная проблема нашей страны.
А смотреть в сторону Америки неправильно, мы разные страны в принципе.