С новым надзором!

Обсуждение: 4
5028

Саморегуляторам стоит присмотреться к новому 248-ФЗ, поскольку власть чётко обозначила тот вектор, по которому будет развиваться контрольно-надзорная деятельность

Эксперты продолжают обсуждать новый Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 июля 2021-го. Как уже отмечалось, документ устанавливает новые способы контроля и виды профилактических мероприятий. Расширяет полномочия саморегулируемых организаций, декларирует усиление цифровизации в надзорной сфере. Вот и «Опора России» совместно с Минэкономразвития России и Генеральной прокуратурой РФ проводит разъяснительную кампанию для бизнеса по новому закону.

В частности, общественная организация провела онлайн-конференцию для предпринимателей Сибирского федерального округа. Ведущей выступила первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Также участие во встрече приняли директором департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России Александр Вдовин и прокурор отдела по надзору за законностью проверок бизнеса управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ Михаил Черненко.

По словам госпожи Блудян, 248-ФЗ является основополагающим элементом системы КНД – он продолжает и улучшает действие Федерального закона № 294-ФЗ и распространяется на всю контрольно-надзорную деятельность.

Докладчица выразила уверенность, что если государству совместно с бизнесом удастся правильно его реализовать, то система контрольно-надзорной деятельности приобретёт совершенно иной вид – станет современной и цифровой. И заявила во время онлайн-мероприятия:

Закон об обязательных требованиях, регуляторная гильотина, закон 248-ФЗ, досудебная практика рассмотрения жалоб, КоАП РФ – вот пять факторов, которые должны перевернуть действующую систему КНД.

Отмечается, что новый нормативно-правой акт заменяет Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом он не распространяется на 42 вида контроля (надзора), например, налоговый, валютный, таможенный, в сфере миграции, за деятельностью НКО и СРО, за соблюдением антимонопольного законодательства).

Основные принципы документа следующие:

  • профилактические мероприятия приоритетны перед контрольными;
  • действия и решения контролёра должны быть соразмерными характеру нарушений;
  • запрещаются действия, умаляющие деловую репутацию организации, ИП;
  • не допускается использование полномочий для воспрепятствования законной деятельности.

В части цифровизации предполагается создание информационной системы государственного контроля, а именно, Единого реестра видов контроля (надзора). В этом новом ресурсе можно будет получить сведения обо всех видах контроля. А именно: порядке проведения, нормативных правовых актах (НПА) с обязательными требованиями, проверочных листах, индикаторах риска, программах профилактики, порядке получения консультации. Кроме того, по каждому контролируемому лицу можно будет найти сведения о профилактических мероприятиях, мере пресечения, решениях по результатам проверок, информацию о жалобах. В целом это очень похоже на нынешний реестр результатов проверок Генпрокуратуры, только с расширенным функционалом. При том, что «государево око» и остаётся оператором реестра.

Закон предусматривает объекты контроля шести категорий риска – от чрезвычайно высокого до низкого. От категории риска зависит частота проверок. Если предприятие относится к чрезвычайно высокой категории риска, проверяющие придут не менее одного, но не более двух раз в год. Если к высокой или значительной категории риска – не менее одного раза в четыре года и не более одного раза в два года. Средней и умеренной – не менее одного раза в шесть лет и не более раза в три года. В низкой категории риска плановые проверки не проводятся.

Ещё одно новшество – с 1 июля обязательно досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов по 62-м видам контроля (надзора). Например: федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный земельный надзор, государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и другое.

Можно обжаловать широкий спектр документов: акт или решение по результатам проверки, предписание об обнаружении выявленных нарушений, предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, решение о назначении плановой (внеплановой) проверки и даже действия должностного лица в рамках проверки.

Обратиться с жалобой можно на цифровой сервис «Жалоба на решения контрольных органов» на портале «Госуслуги».

Представитель МЭРа Александр Вдовин, в свою очередь отметил, что министерство активно участвует в модернизации системы КНД, общая цель которой снизить избыточную нагрузку на бизнес, сократить число контрольных мероприятий, создать полноценную систему анализа и учёта рисков и закрепить систему и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Так, например, в части снижения нагрузки на бизнес в ходе реализации так называемой «регуляторной гильотины» было отменено около 12-ти тысяч актов, отметил господин Вдовин. Хотя саморегуляторам эта гильотина запомнилась разве что настойчивыми попытками команды экс-главы Минстроя России Владимира Якушева протолкнуть кучу хотелок, озвученных Национальными объединениями – вроде, введения федерального реестра и принудительной НОК. Тем не менее, государевы люди воспринимают итоги «гильотинирования» более оптимистично.

Как бы то ни было, пока новый закон не затрагивает напрямую сферу контроля СРО. Однако присмотреться к нему стоит, поскольку власть довольно чётко обозначила тот вектор, по которому будет развиваться контрольно-надзорная деятельность в стране.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

04.08.2021 в 09:36
FAST-ПОСТ
Топ-5 проблем капремонта
Миледи ~
Обманывают жителей и не стесняются!
22.11, 12:13
Что победит хакеров – сильный пароль или «Искандер»?
Миледи ~
Ну конечно мы сами во всём виноваты! Вот и договорились! Молодцы!
22.11, 11:49
Мезальянсы Фондов капремонта
Сроница ~
А можно пояснить чьи именно предложения не интересны ФКР?
22.11, 08:25
Мезальянсы Фондов капремонта
Марк Андреевич ~
Никто не любит работать с напряжением и себе в убыток тем более.
21.11, 23:04
Топ-5 проблем капремонта
Musyako ~
Ха!
21.11, 22:10
Спор о скрытых работах
Musyako ~
Представляю шикарный дом.За кирпич менее 5000 руб
21.11, 21:51
Топ-5 проблем капремонта
Инкогнито ~
Накопят спустя сто лет.
21.11, 20:34
Спрос на спецов вырос в три раза
Инкогнито ~
Проблем много. Дождёмся полного дна.
21.11, 20:10
Мезальянсы Фондов капремонта
Инкогнито ~
Ваши предложения не интересны ФКР. И работать по ним они не будут.
21.11, 20:05
Спор о скрытых работах
Иван Трышкин ~
Правду выяснит экспертиза.Кроме откатных историй.
21.11, 19:31
Спор о скрытых работах
Полианна ~
Я про кирпич за 5 рублей)))
21.11, 18:41