Недавно, а именно 22 марта состоялось очень важное мероприятие в области строительного техрегулирования, которое оказалось практически незамеченным отраслевыми СМИ. Наша редакция получила копию протокола этого поистине уникального события.
Речь идёт о совместном совещании министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина и руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Антона Шалаева с участием представителей профессионального сообщества, работников министерства и подведомственных организаций. Рассматривался вопрос о взаимодействии Минстроя России и Росстандарта по совершенствованию системы технического регулирования, разработки и принятия стандартов с участием профессионального сообщества.
Иными словами, решалась судьба программ техрегулирования, связанных с ними амбициозных планов Национальных объединений и солидных денежных потоков, выделяющихся на данные цели. Более того, были набросаны эскизы того, как вообще будет выглядеть система стандартизации в строительной отрасли и как распределятся роли при разработке нормативно-технических документов.
Участники – сплошь специалисты в этом направлении, либо лица, находящиеся на уровне принятия решений: президент НОПРИЗ Михаил Посохин, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко, председатель комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачёв, руководитель ТК-400 Лариса Баринова, руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин, президент Ассоциации «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве» Анвар Шамузафаров, директор правового департамента Минстроя Олег Сперанский и другие. Словом, состав присутствующих говорит сам за себя.
Очевидно, что необходимость разбираться в проблемах техрегулирования уже давно встала перед профильным министерством в полный рост. С одной стороны, был вполне определённый наказ Президента России – провести ревизию действующих нормативов и покончить с «хрипами-СНиПами». И конечно, интенсифицировать этот процесс, против чего выступают отдельные группы, которые почему-то находят поддержку у замглавы Минстроя Дмитрия Волкова…
С другой стороны – влиятельные общественные объединения активно перетаскивают нормативно-техническое одеяло на себя, причём каждое требует всё больших полномочий и утверждает, что именно оно может говорить от имени всех российских строителей. Дошло уже до откровенных попыток приватизации отдельных направлений в системе изысканий в интересах частных компаний и стоящих за ними сомнительных групп.
Открывая встречу, Ирек Энварович недвусмысленно рассказал о задаче, которую предстоит решить общими усилиями. А именно – наладить взаимодействие Минстроя России и Росстандарта по вопросам технического регулирования, разработки и принятия с участием профессионального сообщества стандартов для строительной отрасли. А также включение в этот процесс смежных министерств и ведомств «для движения по пути дебюрократизации, снятия излишних административных барьеров и оптимизации в целом работы строительной отрасли».
Антон Шалаев в общих контурах обрисовал современное состояние системы стандартизации в строительстве.
Во-первых, снизились сроки разработки стандартов. Если в 2012 году этот срок в среднем составлял 3 года, то в 2020-ом – 9,2 месяца, что позволяет внедрять новые технологии. Разработка стандартов только в рамках госзаказа, к сожалению, невозможна.
Во-вторых, работы ещё очень много, и в одиночку Росстандарт будет делать её очень и очень долго. Степень обновления стандартов в среднем равна 10% в год. В фонде Росстандарта по строительству приблизительно 1.800 стандартов, из них обновляется около 100 документов в год или только 5,6% документов, что почти в два раза ниже средних показателей. Для ускорения движения необходимо привлекать как можно больше заинтересованных сторон.
В-третьих, ведомство готово предоставить свою инфраструктуру для ускорения процесса развития стандартизации строительной отрасли, что будет способствовать достижению поставленных целей. Но при этом важно не количество разработанных стандартов, а то насколько эффективно они работают.
Как водится, при общем согласии участников с благими намерениями федеральной власти и её представителей, споры разгорелись вокруг конкретных структур и подразделений. В частности, пресловутого ТК 465 «Строительство», который является базовым техническим комитетом строительной отрасли. И который в последнее время определённые силы пытаются раздробить на отдельные подразделения, с дальнейшим взятием этих подразделений под свой контроль.
Сергей Музыченко заявил, что этот комитет нуждается в реформировании. В отрасли действует ещё свыше 30-ти технических комитетов, подготавливающих нормы, относящиеся к сфере строительства, с которыми приходится реализовывать долгосрочную программу взаимодействия по разработке и внедрению национальных и межгосударственных стандартов.
Однако речь идёт не о том, чтобы расформировать комитет и сокращать его полномочия, но о формировании межотраслевой системы нормативных-технических документов в области строительства на базе головного профильного технического комитета позволит создать целостную основу технического регулирования строительства. Так, Росстандарт категорически воспротивился предложениями исключить из деятельности ТК 465 «Строительство» областей стандартизации, связанных с вопросами инженерных изысканий и геотехники, а также стальных конструкций. Объяснение – недопустимость создания прецедента дублирования и размывания ответственности экспертной работы.
Сергей Пугачёв со своей стороны, обрушился на комитет с критикой, обвинив его в закрытости, административном давлении, субъективности и непрофессионализме в принятии решений! А также нарушений правил и процедур стандартизации, что зачастую и приводит к появлению инициатив по созданию самостоятельных ТК на базе подкомитетов ТК 465.
И предложил свой вариант реформы, в виде создания Минстроем России и Росстандартом Координационного совета с определённым Положением, полномочиями и «дорожной картой». А уже этому Совету предстоит заняться реорганизацией ТК 465 и приведения его в соответствие с требованиями ГОСТ Р 1.1-2020. Однако при этом также особо оговорил, что общая методология регулирования деятельности по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию должна остаться за обновлённым ТК 465.
Вполне ёмко прозвучала речь Антона Глушкова. Глава НОСТРОЙ отметил, что отдельные организации и их эксперты боятся выпасть из действующего состава экспертов ТК. Действительно, профессиональные организации и их экспертов-профессионалов надо оберегать. Требования к профессиональному составу экспертов необходимо формализовать, они должны быть понятными и ясными. Координация деятельности всех ТК в строительстве должна быть. Иногда ТК рассматривает документы не по профилю. В стройке многие требования существуют на стыке разных ведомственных интересов, поэтому ТК должны тесно взаимодействовать.
При этом, разумеется, не обошлось и без типично ностроевской попытки закинуть удочку насчёт своих СТО. Мол, надо бы Минстрою определиться по статусу документов добровольного применения, так как по факту для бизнеса они всё равно воспринимаются как обязательные. Хотя, вот честно сказать, сомнительно, чтобы в глушковском ЗАО «Культбытстрой», да и другие члены Ассоциации «Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края» воспринимали СТО НОСТРОЙ как обязательные для применения и ревностно их исполняли.
Особо стоит отметить выступление Анвара Шамузафарова. Главной задачей он назвал –повышение эффективности деятельности в сфере стандартизации строительства по обеспечению безопасности ОКС. Для этого необходимо выполнение трёх задач.
Задача № 1. Не допускать необоснованного и незаконного исключения организаций и их специалистов из ТК 465 потому, что зачастую это штучные организации с уникальными специалистами. И неправовое исключение их из состава ТК «в никуда» может нанести непоправимый ущерб развитию различных направлений строительной отрасли. Поэтому технических комитетов должно быть столько, сколько это нужно для решения стоящих перед страной проблем.
Задача № 2. В то же время нельзя допускать деятельности некоторых действующих отраслевых ТК, регулирующих отдельные вопросы строительства, без контроля и взаимодействия с Минстроем России.
Недопустимо также стимулирование по созданию технических комитетов организациями, не имеющими поддержки со стороны Минстроя России и профессионального сообщества. Таким негативным примером является инициатива от 18 февраля 2021 года СРО АИИС под руководством Михаила Богданова по созданию «личного ТК», включающего членов одной СРО. Эта деструктивная активность создаёт проблемы для представителей 150-ти тысяч организаций, участвующих в строительном процессе.
Задача № 3. И, наконец, вплотную заняться поставленной задачей по уменьшению в два раза количества обязательных требований. Это приведёт к переводу ряда требований в нормы добровольного применения, которые должны утверждаться через систему технических комитетов Росстандарта (как и внедрение в практику стандартов организаций).
Для того, чтобы убрать лишние административные барьеры, но обеспечить безопасность ОКС необходимо ввести нормативно-правовой акт в сфере стандартизации, который установит, что выпуск всех стандартов в строительной отрасли и ЖКХ, обеспечивающих безопасность объектов капитального строительства, должны координироваться и регулироваться Минстроем России по методологии Росстандарта.
По итогам встречи был принят ряд важных решений, основное из которых – создать Координационный совет по стандартизации в строительной сфере под сопредседательством главы Минстроя России и руководителя Росстандарта. В его работе примут участие заинтересованные ФОИВы, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС, РСПП и ТПП, госкорпорации, отраслевые техкомитеты и иные профильные организации. Совет будет наделён полномочиями по координации деятельности ТК, работающих по строительной тематике, в целях формирования Комплексной программы деятельности и разработки нормативных технических документов в строительстве и контроля её исполнения. Таким образом, грядёт реформа ТК456 и всей системы строительного техрегулирования.
Но – отнюдь не в той форме, которой хотелось бы частным группам, с дроблением единого Технического комитета и приватизацией его отдельных функций.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
В каком формате НОСТРОЙ будет принимать участие? ИБД? На большее этот орган не способен.
Координационный совет, общественный совет, научная комиссия, рабочая группа и другие формы "бла-бла-бла"...
Агга, раньше обходились малой кровью - договором о сотрудничестве. А сейчас уже вон - комитеты, подкомитеты, ну и т.д.
Как обычно, что никто не поставил вопрос о том, кто и каким образом будет контролировать исполнение положений стандартов, и какими будут последствия их неисполнения. То есть, по существу, выше перечисленные лица собрались исключительно для того, чтобы попытаться выработать дорожную карту по дележу "пирога", связанного со стандартизацией. А если говорить более конкретно, то для того, чтобы попытаться урвать для себя деньги из бюджетов НОСТРОЙ и НОПРИЗ.
Ну а что, надо делиться же....