За три года в строительной отрасли были расторгнуты госконтракты на 750 миллиардов рублей. Таким образом, общий объём к концу 2021 года может первысить фантастическую цифру в 1 триллион рублей! Для понимания масштабов, вся доходная часть федерального бюджета составляет 18,3 триллиона, а, например, такая гигантская корпорация, как Северсталь, со всеми её металлургическими заводам, прокатными станами и дата-центрами оценивается в 1,2 триллиона. Словом, есть над чем задуматься.
Не случайно одной из ключевых проблем госконтрактов (в рамках Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ) в строительной сфере специалисты называют их неполное исполнение из-за расторжений. В частности, такую точку зрения высказал нашим коллегам из газеты «Известия» глава Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Николай Алексеенко. Всего в 2020 году было полностью или частично расторгнуто более 33 тысяч соглашений, или 23% от их общего числа за минувший год. Каждый четвёртый строительный госконтракт не исполняется в первоначальном виде, сообщил он.
В денежном выражении цифры тоже солидные. Речь идёт об объёмах порядка 312-ти миллиардов рублей за прошлый год или 750-ти миллиардов за три года. Сейчас в стадии исполнения находятся госконтракты на общую сумму 5,3 триллионов рублей – фактически это портфель текущего бюджетного строительства, отметил он. А расторгнуто около 14% от него, сказал эксперт. Это происходит как по инициативе заказчика или исполнителя, так и по соглашению сторон.
А значит, приходится ставить вопрос уже об эффективности расходования бюджетных средств. Любой срыв контакта, даже по согласию сторон, несёт риск для бюджета – затягивается реализация проектов. Значительное число неисполненных контрактов говорит о недостаточной эффективности госзакупок, ограниченной конкуренции, а также о проблемах в ценообразовании, которые снижают интерес компаний участвовать в конкурсах, полагают в отрасли.
Любое расторжение, даже по согласию сторон, несёт в себе существенный риск для бюджетных средств – в первую очередь из-за срывов сроков реализации проектов. Убыток несёт и заказчик, и подрядчик, и конечные пользователи.
Всего по итогам 2020-го из более 144,9 тысячи госконтрактов, 76,3 тысячи (53%) были заключены практически без снижения начальной максимальной стоимости. Как правило, в торгах побеждают подрядчики, которые предлагают наименьшую цену. Это свидетельствует о недостаточной эффективности госзакупок, ограниченной конкуренции, а также о наличии проблем в ценообразовании. Всё это снижает заинтересованность компаний в участии в конкурсах.
При этом, как утверждает господин Алексеенко, по госконтрактам строят все объекты, для которых используются бюджетные средства, а также проекты государственно-частного партнёрства. Более трети случаев – это контракты, связанные со строительством, ремонтом и реконструкцией автомобильных дорог. Аналогичная доля приходится на стройку зданий (школы, детские сады, поликлиники и так далее), 10% – на объекты энергетики и нефтегазовый сектор. Строительство жилья по госконтрактам ведётся только в рамках работ по реновации, а также закупок квартир для реализации государственных социальных программ.
Глобальная проблема всех текущих госконтрактов заключается в том, что цена фиксирована и не учитывает рост стоимости материалов и затрат на рабочую силу. А они далеко не константа. За последний год стройматериалы подорожали на 20-40%, ползут вверх и цены на металлопрокат. Можно как угодно относиться к НОСТРОЙ, с его инициативами по защите прав застройщиков, которым выкручивают руки металлургические гиганты, но проблема эта объективная и имеет место быть. При том, что серьёзных механизмов хеджирования, которые позволили бы зафиксировать цены, пока в отрасли не существует. А те, что робко реализуются, имеют явно недостаточные объёмы.
Ещё одной причиной расторжения госзаказов становятся демпингующие строительные подрядчики. Зачастую такие компании собирают портфель контрактов, но не могут выполнить работы в полном объёме. Таким образом, манипуляторы рынка и сами ничего не делают, и отбирают работу у своих добросовестных коллег. Либо ещё лучше – берутся за работу, надеясь найти субподрядчика, готового работать за копейки, срывают заказ и попадают на штрафные санкции. Постоянная война между ФКР и подрядными организациями, в которую уже полностью включены СРО и НОСТРОЙ – красноречивое тому подтверждение.
Многочисленные предложения о проведении предквалификаций, чтобы изначально ограничить круг участников и отсечь манипуляторов и любителей демпинга, так и не получили одобрения от федеральной власти. По-видимому, в российском Правительстве полагают, что сужение доступа к госзаказам будет означать резкий рост стоимости. И готовы терпеть нынешнее положение дел, даже с учётом расторжений, срывов и потерь в качестве.
Одним из самых радикальных «целебных средств» в сфере госзакупок должно было стать создание публично-правовой компании «Единый государственный заказчик в сфере строительства». По мнению авторов идеи, эта компания должна выступать в качестве госзаказчика по всем контрактам, за исключением транспортных, энергетических и иных объектов, определённых законом о Едином госзаказчике. И хотя с января 2021 года компания начала свою работу, пока особых изменений ни строители, ни саморегуляторы не почувствовали…
Вторым вариантом решения проблемы станет пресловутая цифровизация, на которую наши чиновники с некоторых пор привыкли смотреть как на своего рода палочку-выручалочку. Так, к декабрю 2021-го подготовят закон о внедрении цифровых паспортов объектов капстроительства (вся информация об объекте будет объединена). Это может повысить эффективность расходования бюджетных средств. Впрочем, пока подробностей о программе не сообщается.
А что думаете по этому поводу Вы, уважаемые читатели? Каким образом государство может повысить качество и эффективность госзаказа. Хотелось бы услышать взвешенные оценки и суждения, а не простые лозунги в стиле «все воры, и всех нужно сажать».
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из газеты «Известия»)
А где же Национальные объединения СРО и сами СРО, карманные расходы руководителей которых обходятся государству (в годовом исчислении) в 30 миллиардов рублей?
Уважаемые Михаил Мишустин и Марат Хуснуллин, вам не больно смотреть, как ежегодно выбрасываются, по существу "псу под хвост", бюджетные средства с таком объеме?
Принцип «если где-то убыло, то где-то обязательно прибудет» в данном случае не сработает.
А я не понял почему не упомянули департамент НОСТРОЙ по ценообразованию? Нечего о них сказать, тогда надо было так и написать: бестолковая ветвь «решения» проблем - департамент ценообразования НОСТРОЙ.
Странно, что контракты по автотрассам слетают.