Похоже, ностроевская установка – любой ценой добиться заветной планки в 30 миллиардов рубле выданных кредитов уже начала вызывать бунтарские настроение даже в недрах самого Национального объединения. Причём, за условные вилы готовы взяться те люди, которых руководство НОСТРОЙ привыкло рассматривать как свою главную поддержку и опору в деле управления региональными СРО – а именно, координаторы по федеральным округам.
Это с них требуют «усиленно работать» и «добиваться», внушая невнушаемое – а именно, требуя от директоров союзов и ассоциаций распечатывать компфонды. То есть, рисковать теми самыми денежками, охрана которых в неприкосновенности за 11 лет строительного саморегулирования в стране уже стала чем-то вроде условного рефлекса. И вот теперь этот рефлекс пытаются разрушить, всё равно что человека убедить прикасаться к раскалённой дверце печи.
С региональными СРО-монополистами, которые практически все так или иначе тесно связаны с местными властями и могут быть «убеждены» с помощью губернаторов и мэров, всё ясно. А вот с саморегуляторами обеих столиц вышел явный конфуз. В Санкт-Петербурге по состоянию на 18 декабря выдали только два займа на общую сумму 26 миллионов рублей – при общем-то числе в 19 СРО! В Москве наскребли 29,85 миллиона, 4 займа – при том, что в столице работают 44 саморегулируемых организации. А в Северо-Западном федеральном округе, кстати, вообще займов пока ни одного не выдали. На Дальнем Востоке, на Кавказе и в Южном федеральном округе может быть и рады помочь родному Национальному объединению, но там объёмы явно меньше столичных, так что особой погоды сделать не могут при самом усердном отношении. Поэтому пока кое-как вытягивают НОСТРОЙ дисциплинированные саморегуляторы Уральского, Центрального и Приволжского федеральных округов.
Но руководство Нацобъединения считает, что маловато будет! И давит на координаторов обеих столиц, где только и можно наскрести хотя бы ещё миллиардиков восемь, чтобы дойти до десятки и не совсем потерять лицо. Те, в свою очередь, прекрасно понимают, что миссия невыполнима и огрызаются. Пока очень вяло и аккуратно.
Вот, например, непотопляемый столичный координатор Александр Ишин (переживший на своём посту трёх президентов НОСТРОЙ, а при четвёртом даже стал вице-президентом!) прокомментировал ситуацию с займами (точнее, их отсутствием) в Москве. И заявил, что, возможно, крупные московские компании в этих займах вообще не нуждаются. К тому же, в Москве есть СРО, которые потеряли компфонды в банках, и поэтому далеко не все имеют возможность выдавать такие кредит. Из 44-х СРО 14 приняли решение о выдаче займов свои членам, 12 СРО пока думают над этим, а в целом более 30-ти СРО имеют финансовую возможность такие займы выдавать. Но пока, как уже сказано выше, выдано 4 займа двумя СРО. При этом что касается потребности строительных компаний, то деньги в Москве есть – здесь всё-таки самая большая инвестиционная программа.
А ещё сказал Александр Васильевич, что процедура получения займов довольно сложная. Это во всей красе показало совещание с московскими СРО на тему кредитования из средств компфонда. В ходе сего мероприятия руководители саморегулируемых организаций рассказали, что обращения по займам были, но очень сложно выполнить все требования в полном объёме. У крупных компаний давно налажены кредитные линии, есть заказы, и большой потребности в дополнительных займах нет. Для них эти 20-30 миллионов рублей, а иногда и гораздо меньше – очень небольшие деньги, которые не стоят всех хлопот в связи с прописанными условиями. И есть малый бизнес, который и хотел бы получить такие займы, но он не соответствует требованиям.
Механизм, по мнению столичного координатора, оказался несовершенным. Прежде всего, он предусматривает избыточно большую отчётность по займу. Там и трёхстороннее соглашение с банками, и ежемесячная отчётность перед двумя банками и СРО, и соответствие потраченных денег заявленным ранее целям.
При этом, к идее каким-то образом «подправить» постановление Правительства РФ в части выдачи займов, Александр Васильевич тоже высказался более чем критично. Мол, пересмотреть-то и можно, но дело в том, что СРО тоже не хотят, чтобы эти займы были невозвратными! Кроме того, небольшие компании, которые просят займы, сами, как правило, в формировании компфонда ОДО не участвуют. Но право получить из него займы имеют. Сложился юридический парадокс, когда компании, которые не формировали фонд ОДО, могут не вернуть заём, а восстанавливать компфонд будут все члены. Поэтому во многих саморегулируемых организациях решения о выдаче займов принимались очень сложно, а несколько СРО на общих собраниях решили этим вообще не заниматься.
В конце, правда, господин Ишин тон немного смягчил, дескать, ясно, что в регионах ситуация более трудная, там для кого-то и пять миллионов будут спасением, поэтому можно только радоваться, что коллеги в регионах смогли помочь своим членам. И если упростится постановление Правительства, московские компании также могут начать обращаться за займами.
В целом мнение справедливое, но весьма интересно звучащее в устах одного из самых опытных и осторожных функционеров НОСТРОЙ. Можно сказать, что Александр Васильевич прямым текстом сказал, что механизм оказался нерабочим и непродуманным – там, где деньги есть, займы не востребованы, а там, где они бы пригодились – или денег нет, или условия невыполнимые. В общем, и целевая аудитория непонятна, и сама процедура усложнена.
Поэтому как бы вслед за столичным координатором не взбунтовались и его коллеги в других регионах. Да и действительно, им-то зачем портить отношения с членами, толкать директоров СРО на подлоги и махинации с подписями? Они-то на круглых столах не выскакивали с разными глупостями и отвечать за чужие фантазии не обязаны.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ишин - смелый или отчаянный?
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.
В данном случае позиция Ишина умеренная и сбалансированная.
И вообще он, надо признать, - мудрая личность. Польза только от его мудрости лишь ему самому, а не профессиональном сообществу. Вот в чём вся грусть.
Каждый умный лично для себя. Капитализм его побери.
А ведь предполагается, что выдвижение в публичные организации, подобные НОСТРОЮ, происходит в интересах всего сообщества, а не в интересах личного обогащения.
Сообщество выдвигает в интересах личного обогащения выдвиженца.
Doctor-LAW, разве есть место личности в организации, где мнение профессионалов не ценится?
Пора прекращать верить в сказки. Речь Александра Ишина была подготовлена и одобрена руководством НОСТРОЙ, это очевидно. А громко взбунтовать может только Валерий Мозолевский, который, если мне правильно помниться, сразу отказался от займов.
А вот мне интересно другое.
Согласно вступившему в силу Федеральному закону об обязательных требованиях для установления обязательных требований необходимы два условия:
1. наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований;
2. возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
Десятилетняя невостребованность КФ по своему прямому назначению свидетельствует о том, что рисков причинения строителями вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на сегодняшний день не наблюдается. На это обстоятельство, кстати, неоднократно обращал внимание в своих выступлениях и сам Александр Васильевич Ишин (в последний раз, если мне не изменяет память, на заседании Совета по саморегулированию в ТПП, который возглавляет господин Апрелев)
Спрашивается, насколько правомерно при этом пытаться устанавливать обязательные требования к прохождению строителями пресловутой независимой оценки квалификаций, тем более, что согласно Федеральному закону о НОК она не может быть обязательной в принципе.
Добавлю к сказанному, что согласно известному письму Счетной палаты НОК далеко не в копеечку обойдется государству. И в этой связи, уместно вспомнить слова "железной" Маргарет Тетчер, о том, что нет государственных денег - есть только деньги налогоплательщиков.
Евгений, Вам самому известно, что между сохранностью КФ и рисками причинения вреда нет ничего общего ;)
Анфиса, мне и, я полагаю, Вам тоже должно быть понятно, что согласно здравой логике, коль скоро за 10 лет практически нет выплат из КФ, то нет и причиненного вреда. Отсюда следует, что все в строительстве прекрасно, и устанавливать в отношении строителей новые - дорогостоящие для государства обязательные требования, вроде бы, нет никакого смысла. Если быть более точным, то смысл в этих требованиях видят только те, кому неймется на них заработать. Как-то так)
Анфиса, у Вас нет ощущения, что вводя обязательное саморегулирование, государство немного заблудилось в трех соснах? Поясню свою мысль.
Во времена лицензирования соискатели лицензии оплачивали госпошлину, которую включали в цену своей продукции. Но эти пошлины доставались государству.
В условиях саморегулирования те же лица включают с цену своей продукции взносы и прочие поборы в СРО, к числу которых предлагается отнести еще и расходы на НОК. Но эти деньги достаются уже не государству, а идут в карманы саморегуляторов.
То есть, получается, что саморегуляторы паратизируют на шее государства.
Правда прикольно?
Евгений, где здравая логика и где саморегулирование? Тем более, что на практике целостность КФ ни о чем не говорит.
Переход на самообеспечение произошёл не только в строительстве, но и в других сферах.
Анфиса, если "целостность КФ ни о чем не говорит", то зачем они нужны? И как иначе можно оценить существующие риски причинения вреда, ради минимизации которых отдельные персоны вопреки всем законам проталкивают идею обязательности НОК? Чем обосновать, что установление такой обязательности уменьшит эти риски ? Лично я таких обоснований не видел - одни общие слова со стороны потенциальных выгодоприобретателей от НОК.
В качестве обоснования обычно приводится довод, что обязательность НОК нужна потому, что обязательное повышение квалификации якобы себя не оправдало (читай - перестало приносить доходы тем, кто сидит на этой кормушке).
Правда смешно?
Анфиса, во-первых, мы говорим не о самообеспечении, а о паразитировании (в конечном итоге) на шее государства. Во-вторых, я имею в виду не только строителей, но и другие сферы, в которых введено саморегулирование. И, наконец, в-третьих, гораздо больше таких отраслей, в которых саморегулирование не вводилось, что не мешает многим эти отраслям чудесным образом занимать лидирующее положение в мире.
Если честно, то вполне себе ожидаемо, что на место УПК придёт что-то другое. Единственное, они кажись сами уже запутались в своих надстройках. Тут тебе и НРС и НОК.... И всё это исключительно ради денег. Поэтому я только на одно надеюсь, что выражение "жадность фраера сгубила", погубит и эту шайку-лейку....
"если "целостность КФ ни о чем не говорит", то зачем они нужны" Какие есть предложения?
Анфиса, свое предложение относительно КФ я формулировал уже неоднократно. Повторю еще раз. Поскольку требование к наличию КФ установлено в 315-ФЗ, следует уменьшить величину взноса в КФ, привязав ее к существующим реалиям. Полагаю, что вполне достаточно были бы не 300 000 взятых с потолка, а всего-навсего 3 000. Остальные накопления подарить государству.
Для сравнения. Позавчера Правительство Российской Федерации приняло решение о выделении 750 млн рублей на замену старых лифтов в многоквартирных домах и о направлении 7,6 млрд рублей на создание детского реабилитационного центра в Новосибирской области.
Это означает, что только за те деньги, которые за ненадобностью без дела пылятся в КФ, можно было бы не займы выдавать, а построить 15 детских реабилитационных центров и, по-видимому, заменить старые лифты во всех многоквартирных домах страны. И это, как мне представляется, было бы реальным вкладом СРО-сообщества в обеспечение безопасности наших граждан.
Однако, с такой инициативой господа Глушков и Мороз почему-то не выступают.
P.S. По моим оценкам обязательное саморегулирование ежегодно обходится государству примерно в ту же сумму, которая необходима для строительства каждый год трех детских реабилитационных центров.
"для кого-то и пять миллионов будут спасением, поэтому можно только радоваться, что коллеги в регионах смогли помочь своим членам." Ишин - хитрый лис :)
Главным вопросом остаётся: продлят возможность выдачи займов или нет?
Вот если бы Александр Васильевич сказал, что рекомендовал всем СРО Москвы не выдавать займы, потому что..... вот это было бы сильно! А так.... просто отмазался "почему нет", хотя сам изначально знал, что "да" будет только у тех кто реально не хотел конфликтовать с НОСТРОЙ и поддался давлению....