В лифтовом хозяйстве страны нарастают проблемы, которые приводят и к перерасходу средств, и к несчастным случаям. Проблему могли бы решить объединения строительных и проектных организаций по отраслевому принципу, но от них было решено отказаться. Но обо всём по порядку.
Лифтовое хозяйство – важная и специфическая часть строительного комплекса. И с началом развития системы саморегулирования представители лифтовых предприятий и организаций начали активно формировать собственные СРО. В них вошли более 1.000 членов, а для координации работы был создан Национальный лифтовый союз (НЛС). Сегодня в НЛС входят всего 7 членов: Ассоциация «Российское лифтовое объединение», АДС «СО «Лифтсервис», СРО «Русьэкспертлифт», ООСР «ФЛП», НП «АПЦ», СРО «Региональные объединения сервиса машин и автоматики», СРО Союз «МООСС». Из них только «МООСС» под руководством Михаила Викторова является СРО с обязательным членством и контролируется Ростехнадзором, остальные представляют собой объединения на добровольной основе.
Как известно, Федеральный закон № 372-ФЗ фактически покончил с отраслевыми СРО, разделив строительные компании не по сферам деятельности, а по региону прописки. Не было сделано исключения ни для атомной отрасли с её специфическими требованиями, ни для автодорожников, ни для лифтового хозяйства. В результате одни отраслевые объединения отказались от своей специализации, другие предпочли объединиться с коллегами, а некоторые, как, например, СРО «МОЛО» Ивана Дьякова, также объединявшая предприятия лифтового хозяйства, и вовсе покинули реестр.
Сейчас, по мнению экспертов, такое решение отзывается крайне неприятными последствиями. Например, это относится к сфере техрегулирования – невзирая на то, что технологии серьёзно шагнули вперёд, лифты до сих пор зачастую приходится оборудовать по нормативам 70-летней давности. Раньше для каждого лифта требовалось отдельное помещение, чтобы разместить большой двигатель, редуктор, лебёдку, пускатели. Но с тех пор технологии сильно изменились, оборудование стало компактным, энергоэффективным.
По оценкам члена Совета СРО «Некоммерческое партнёрство строителей Сибирского региона» Владимира Литвинова, перепроектирование крыши здания под современные лифты обойдётся застройщику примерно в 600 тысяч рублей. При этом на каждом устанавливаемом подъёмнике он может сэкономить около 1,2 миллиона рублей. Однако внедрение нового технологического решения идёт вяло. Возможность серьёзной экономии игнорируется в том числе и для объектов, возводимых на бюджетные деньги.
Таких лифт-анахронизмов полно:
1. Скорость движения лифта по нормативам должна быть не более одного метра в секунду. То есть, высоту в 17 этажей лифт преодолевает за 1 минуту 16 секунд, а вниз опускается за 59 секунд. Но это без остановок, а в случае утра рабочего дня или вечера у жильцов возникают серьёзные проблемы с тем. Современные лифты движутся со скоростью 1,75 метра в секунду и более, но ставить нельзя по требованиям нормативной документации.
2. Теснота. До сих пор даже в высотках устанавливают четырёхместные пассажирские лифты с шириной дверного проёма всего 650 миллиметров. Это создаёт трудности и в случае необходимой эвакуации, и для маломобильных групп населения.
3. Грузоподъёмность. Грузопассажирские лифты рассчитаны на 630 килограммов. И это тоже вчерашний день, грузоподъемность современных механизмов доходит до тонны. Но и здесь инициатива проектировщиков и строителей наказуема.
И таких замечаний специалисты могут назвать очень много. Отраслевые СРО могли бы обобщить предложения своих членов и донести их до Национальных объединений, Минстроя, Ростехнадзора. Но для региональных СРО проблемы лифтовиков – лишь малая часть от их общих вопросов, один голос из толпы, который не всегда удаётся услышать. Да и возможности серьёзно сосредоточиться на их нуждах не всегда есть.
Тем временем заказчики и застройщики отмахиваются от жалоб со стороны экспертов, как от надоедливой мухи, продолжая лепить неэффективные, но проходящие экспертизу решения. А морально устаревшие лифты продолжают создавать неудобства жителям и пожирать существенную долю строительных бюджетов.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Если честно, то я не очень поняла.... Есть СРО и Ассоциации на добровольной основе. Есть проблемы, которые надо решить. Чего не хватает? Обязательных ЧВ?
Не хватает административного ресурса.
Обязательные членские взносы нужны СРО, чтобы кушать, чтобы жить ;)
А кому нужна добровольная СРОповинность? Лучше в мусорку раз в месяц деньги относить! Бомжам поможешь, а эффект не поменяется!
Взяла одну СРО из списка. Случайный выбор пал на СРО «Русьэкспертлифт», посмотрела на сайте, у них 114 компаний в реестре. Значит нужна ;)
А для небоскрёбов свои нормативы? Скоростные лифты доступны зданиям с этажностью более 20, бизнес-центам и домам с жильем премиум класса. Выходит, что с этажностью менее 20 этажей тоже доступны, но сами не хотят перестраивать проект ;)
В 80х годах в высотке МГУ лифты ездили со скоростью метров 5 в секунду.
Сервис :)
А если надо подняться на 3 этаж? Можно головой в потолок войти тормозя на такой скорости ;)