Сравнение с крепостным правом вообще как-то очень прижилось в российском строительном саморегулировании. Обычно при этом говорят о невозможности строителей перейти в другую СРО без годичного перерыва. Иногда «крепостниками» называют представителей Национальных объединений. О чём же вели речь саморегуляторы и представители строительных компаний Сахалина на своём недавнем собрании?
Оказывается, о давнем распределении ролей в связке «заказчик-подрядчик». Поскольку чем дальше, тем больше партнёрство равноправных экономических субъектов принимает совершенно нерыночные черты. Заказчиков мало, у них деньги, и они спокойно могут диктовать свои условия, реагируя на все претензии со стороны строителей в стиле «не нравится – не работай». Ну, а подрядчику, чтобы выжить в своём бизнесе, приходится принимать правила игры, которые становятся всё суровее и несправедливее.
По мнению генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского, такое положение дел можно и нужно менять! И саморегулируемые организации, как объединения именно строительных подрядчиков, способны выступить в защиту интересов своих членов. Об этом Валерий Павлович и заявил участникам общего собрания:
В Гражданском кодексе прописано, что заказчик обязан создать условия выполнения контракта... Необходимо разрубить крепостные путы со строительного подрядного бизнеса. Почему штрафы, пени начисляют подрядчику, а заказчик передаёт подрядчику некачественную документацию, вовремя на оплачивает выполненные работы? Это мы дальше не должны терпеть!
И, верный своему стилю, господин Мозолевский от слов перешёл к делу, внеся пакет предложений в помощь подрядному бизнесу. Какие же меры, по мнению экспертов СРО, необходимы, чтобы привести нынешние «крепостнические отношения» заказчиков и подрядчиков в деловое русло?
Во-первых, необходимо переделать все контракты на капитальный ремонт домов, реконструкцию и благоустройство дворовых территорий и дорожной инфраструктуры, чтобы они соответствовали реалиям сегодняшнего дня. Например, сейчас в контрактах требования к подрядчику зашкаливают – в среднем более 30-ти пунктов, а к заказчику не более 5-ти. Встречаются контракты, где у заказчика нет обязанности передать строительную площадку и проектную документацию заказчику. Зачастую пишут, что исполнение обязательств подрядчика начинается с момента подписания контракта.
Встречаются случаи, когда в контракте заказчик «бессовестно» пишет, что подрядчику даётся 5-7 дней на «проверку» документации, после чего он не может предъявлять заказчику претензии или требования по оплате дополнительно выявленных работ. Почему проектная организация создаёт проект строительства полгода, Госэкспертиза проверяет 2 месяца, а подрядчику даётся лишь 5-7 дней и после этого, по мнению таких «горе-заказчиков», за все возникающие вопросы должен отвечать подрядчик.
С таким правовым нигилизмом, когда заказчик пишет в контракте, всё, что сочтёт для себя удобным, нужно заканчивать. По Градостроительному кодексу РФ и СП 48.13330 «Организация строительства» исполнение обязательств по контракту подрядчик начинает после определённых действий заказчика. В первую очередь передачи проектной и рабочей документации, получившей положительное заключение госэкспертизы и заключение о достоверности сметной стоимости, включая задание на проектирование и материалы инженерных изысканий, передачи строительной площадки, разрешения на строительство. В контракте должен быть указан срок на ознакомление подрядчиком с комплектностью документации и представления первичных замечаний к этой документации по существу. Строительную площадку подрядчик должен принимать после устранения замечаний подрядчика и передачи ему дополнительно ордера на земляные работы и на порубку зелёных насаждений, при необходимости.
Во-вторых, нужны серьёзные шаги в деятельности саморегуляторов в сторону внутреннего электронного документооборота, который ускорит и упростит взаимодействие между администрацией Ассоциации, органами управления и её членами.
Во внутренних документах СРО прописана обратная связь для формирования анализа деятельности членов и предотвращения рисков исполнения контрактов. Такая жёсткая фиксация всего документооборота и хода работ над контрактом в первую очередь призвана защитить самих подрядчиков. Строителям необходимо окончательно осознать тот факт, что устных договорённостей с работниками заказчика после подписания контракта не бывает.
В «Положение об анализе деятельности членов Ассоциации» и в «Положении о членстве» чётко прописано, что члены СРО обязаны исключительно письменно сообщать заказчикам о всех имеющихся рисках, недоработках в проектной документации, о задержках оплаты выполненных работ и других причинах, которые могут привести к срыву графика исполнения обязательств. При этом они обязаны в этих же письмах и обращениях указывать генерального директора саморегулируемой организации, чтобы заказчик понимал это и реагировал оперативно.
Валерий Мозолевский подчеркнул, что и генеральный директор СРО, и дисциплинарный с и контрольным комитеты не являются репрессивными органами:
Наша деятельность направлена исключительно на защиту законных интересов членов и самой Ассоциации. Мы постоянно участвуем в работе региональных и муниципальных штабов по исполнению областных и муниципальных программ строительной деятельности, проводим мониторинг спорных закупок в строительстве, уходим от бумажных проверок, даём приоритет выездным проверкам на объекты, если мы видим в цифровой платформе, что какие-то наши объекты попадают в «красную зону», чтобы быстрее оказать необходимую помощь нашим членам.
По мнению экспертов «Сахалинстроя», внедрение цифровой платформы не просто дань времени, а необходимость, с учётом перехода на проектное управление строительными процессами. В Сахалинской области выполняется поручение Президента России о работе специальных штабов (проектных команд) с участием руководства области, глав муниципалитетов, заказчиков, подрядчиков, ресурсоснабжающих организаций, госинспекции и других участников процесса реализации объектов капитального строительства. Эти штабы и есть элемент проектного управления строительным процессов в области. По закону проект реализует заказчик через технического заказчика, подрядчик же – один из исполнительных механизмов в этом большом деле. А переход подрядчиков, исполняющих контракт на строительство, на электронный документооборот – важная часть деятельности по переходу на использование информационных моделей в строительстве.
Что же, мы всем редакционным коллективом можем только пожелать удачи одному из признанных лидеров дальневосточных саморегуляторов и, кстати, постоянному эксперту За-Строй-РФ! Ценность Валерия Павловича для сообщества не только в том, что он активно выражает позицию, не боясь озвучивать те мысли, которые другие предпочитают держать при себе. Глава «Сахалинстроя» генерирует полноценные программы работы, подсказывая коллегам, что можно и нужно делать для формирования ценностей системы строительного саморегулирования. Если СРО окажут реальную помощь своим членам, помогут в решении правовых вопросов во взаимодействии с заказчиками, обеспечат безболезненный переход на цифровое управление – то этим обеспечат и собственное будущее.
Госэкспертиза проверяет 2 месяца, а подрядчику даётся лишь 5-7 дней. Причина этому проста - подрядчик не госэкспертиза. Негосники, к примеру, могут за неделю справиться.
Электронный документооборот это уже не необозримое будущее, а реальность нашего времени. Чем дольше та или иная сфера будет идти к этому шагу тем больше отставать. Меня беспокоят инструменты внедрения и соответственно кураторство этого проекта. Кому и на каких условиях это поручат? Не каждая отдельная СРО сможет взять на себя организацию этого процесса и осилить его.
НОСТРОЙ всему голова. Найдут среди знакомых программистов и айтишников, и под проект освоит ещё несколько миллионов. Но программа может не заработать и тогда на её доработку понадобится ещё несколько миллионов ;(
Главный вопрос состоит в следующем. Где взять столько мозолевских, чтобы их хватило на все ныне действующие СРО? Недавно на этом сайте говорилось, что некоторым руководителям СРО гораздо приятнее за деньги подрядчиков космические объекты называть своими именами, чем защищать права подрядчиков.
Мозолевский такой один ;)
Называть космические объекты не самое распространённое среди саморегуляторов. Чаще всего деньги уходят на спонсорство мероприятия в НОСТРОЙ.
Были бы подрядчики добросовестные.