Всем заказчикам заказчик!

Обсуждение: 2
3452

Но не приведёт ли централизация функций к увеличению сроков реализации проектов за счёт повышения бюрократической нагрузки на новую структуру?

Под конец лета главное строительное ведомство успело ещё раз удивить сообщество, объявив о создании единого государственного заказчика по строительству объектов инфраструктуры.

Чиновники полагают, что объединение в Минстрое России функций заказчика по объектам инфраструктуры позволит эффективнее управлять проектами, повысить их качество, снизить сроки их реализации, а также предотвратить появление незавершённого строительства в стране.

Впрочем, тех, кто следит за последними передвижениями в Минстрое, новость не слишком удивила. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение об отнесении к ведению министерства шести федеральных казённых учреждений, которые выполняют функции государственных застройщиков. Среди них – дирекции по строительству и реконструкции, который раньше находились в ведении Минспорта, Минобрнауки, Минкультуры и Минздрава. Распоряжение вступает в силу 1 октября 2020 года.

В общем, вместо лоскутного одеяла министерств и ведомств, у каждого из которых были свои нормативы, требования и обычаи делового оборота, появится один мега-заказчик. Заодно, надо полагать, туда же передадут полномочия от всех региональных заказчиков, о чём, кстати, давно уже поговаривали саморегуляторы. Притчей во языцех стали директора школ и заведующие детскими садами, которые вместо того, чтобы заниматься образовательными процессами, каждое лето вынуждены превращаться в сметчиков, экспертов и инженеров-проектировщиков, вступая в интеллектуальный поединок с подрядчиками, съевшими ни одну собаку на сдаче разной халтуры.

С другой стороны и строители не слишком рады тому, что у каждого деревенского минстроя свои хотелки, которые меняются даже не от региона к региону, а от кабинета к кабинету. Им тоже было бы интереснее получить единые правила игры, и возможность общаться с компетентными специалистами, чем подстраиваться под не всегда адекватные требования местных заказчиков. Так что сама по себе идея вполне разумна. На бумаге. А чего ждать в действительности?

На ТАСС уже успел засветиться (а точнее, пропиариться за свои же деньги) с комментариями Николай Алексеенко (или, как его называют в определённых кругах, Коля-во-все-бочки-затычка). По мнению счастливого обладателя РАСКа, решение это хорошее и нужное: «Сегодня практически все театры, школы, медучреждения и многие другие государственные структуры рано или поздно сталкиваются с необходимостью ремонта, проведения самых различных строительных работ, однако у них зачастую не хватает компетенций в разработке профильных технических заданий, формировании адекватной первоначальный цены закупки, в проведении хороших квалификационных отборов поставщиков». И в качестве примера Николай Николаевич привёл всё ту же хрестоматийную заведующую детским садиком. Ведь в восьми из двенадцати национальных проектов на уровне целей и задач закладывается реализация тех или иных строительных проектов: школ, детских садов, объектов городской инфраструктуры и здравоохранения.

В РБК новость прокомментировал и директор по развитию ГК «РКС Девелопмент» Станислав Сагирян. Он также отметил, что во многих регионах управление проектами как на этапе тендера, так и на этапе строительства откровенно низкое. В итоге появляется много недостроенных объектов. Региональные власти прекрасно осознают такую ситуацию и пытаются переложить эту головную боль на частный бизнес, в первую очередь на застройщиков.

При этом, по мнению эксперта, наличие такого заказчика позволит провести реформу в данной области как на уровне законодательства, так и на уровне управления, а также поможет стандартизировать процедуры по отбору подрядчиков, финансированию и управлению строительством. Если за этой инициативой последует законодательное закрепление порядка финансирования данных объектов, единые правила для регионов, то вообще отлично. Сейчас каждый регион изобретает свои правила финансирования строительства соцобъектов, в том числе пытаясь перекладывать затраты на СМР на застройщиков, что в большинстве регионов России делает проекты жилищного строительства нерентабельными.

Член Общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов также обеими руками за. И считает, что функциями государственного заказчика должно заниматься профильное министерство, которое обладает нужными компетенциями в вопросах формирования технических заданий, стоимости работ, выбора строительных компаний для реконструкции инфраструктурных объектов, в том числе в субъектах страны. Речь идёт об объектах, которые ранее находились в ведении Минспорта, Минобрнауки, Минкультуры и Минздрава. То есть это и больницы, и школы, и досуговые объекты. В итоге изменения должны привести к совершенствованию процедур госзакупок и повышению качества выполняемых работ.

Впрочем, звучат и скептические голоса. Директор департамента девелопмента ГК «А101» Олег Гурьев к идее в целом отнёсся позитивно, но высказал опасение, что, централизация функций может привести к увеличению сроков реализации проектов за счёт повышения бюрократической нагрузки на новую структуру. По его мнению, это главная задача начального этапа работы единого техзаказчика, которую, как видится, нужно будет решить на самом старте.

Пока никак не прокомментировали новость Национальные объединения и саморегулируемые организации, что довольно странно, поскольку для них взаимоотношения заказчика и подрядчика вопрос ключевой. Как никак, а за косяки и срыв заказа отвечать придётся именно СРО. Что же, подождём, когда отдохнувший на ялтинских пляжах Экспертный совет НОСТРОЙ подумает, да и выскажет свою консолидированную позицию. Ну, а мы тем временем приглашаем к обсуждению Вас, уважаемые читатели, профессионалы строительного саморегулирования – как, по Вашему мнению, отразится создание единого заказчика на работе российского строительного комплекса? И каких подводных камней нужно остерегаться?

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

03.09.2020 в 13:49
  • Влад Надеждин
    Влад Надеждин 03.09.2020 в 14:48 пишет:

    Дело хорошее, но есть проблема кучи уволенных специалистов. Есть вопрос о любимчиках , раньше было 10 заказчиков и десять любимчиков, сегодня один заказчик и один Супер любимчик, Опять куча народа без работы...

    Ответить
    Иван Трышкин
    Иван Трышкин 03.09.2020 в 16:47 пишет:

    Ничего хорошего из этого не выйдет.

    Ответить
FAST-ПОСТ
Система признания профессионалов
СРОшник ~
Понял. Думал имеется ввиду отсрочка вступления.
25.09, 23:32
Защитник бракоделов-застройщиков
Анфиса ~
А казался честным человеком ;(
25.09, 16:47
Защитник бракоделов-застройщиков
Марк Андреевич ~
Усмотрение зависит от количества занесенных купюр?
25.09, 15:52
Этот проект опасен!
Марк Андреевич ~
Большая площадь для распила.
25.09, 15:46
Защитник бракоделов-застройщиков
Марк Андреевич ~
Законодатели когда пишут про "разумный срок", что имеют ввиду? Кто-нибудь знает?
25.09, 15:22
Защитник бракоделов-застройщиков
Полианна ~
Это хорошо, когда на адвоката деньги есть....а то только долги по ипотеке...
25.09, 13:37
Защитник бракоделов-застройщиков
Северный Олень ~
Долой «дольщиков-экстремистов»! Даёшь фонд обманутых подрядчиков! :=)
25.09, 12:00