Национальное объединение строителей продолжает гнуть свою стратегическую линию по введению независимой оценки квалификации в обязательном режиме. Несмотря на то, что основополагающим принципом НОК является добровольность, инициаторы ссылаются на то, что с 1 июля 2019 года, согласно Федерального закона, независимая оценка стала «единственным способом подтверждения квалификации работников, если иной порядок не предусмотрен в ТК РФ или специальных НПА». Так что вопрос добровольности сам собой отходит на второй план.
Симптоматично, что проталкивание идеи об обязательности НОК чем-то похоже на ситуацию трёхлетней давности, когда внедрялся Национальный реестр специалистов. Сколько копий было сломано и проведено дискуссий по поводу адекватности требований к кандидатам и той задачи, которая возлагалась на НРС. Функционеры НОСТРОЙ весьма яростно защищали своё детище, уверяя, что с появлением такого реестра чуть ли не все проблемы отрасли будут решены.
Спустя три года, можно констатировать, что это, мягко говоря, не совсем так. Включение в НРС быстро стало прибыльным бизнесом, и сегодня никто не может точно сказать, сколько из состоящих в НРС более 210 тысяч специалистов реальных лиц, а сколько «мёртвых душ».
Наконец-то, проблемы формирования НРС признали и в НОСТРОЙ, который ранее как мог отбивался от претензий СРО и строителей. Причём, об этом заявляют непосредственно в руководстве Нацобъединения. В частности, об этом говорилось на прошедшем 25 мая рабочем совещании по вопросу развития системы профессиональных квалификаций в строительстве.
Так, исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин обозначил «существующие проблемные зоны НРС»:
- требования к квалификации в ГрК формальные, отсутствует механизм подтверждения реальной квалификации специалистов;
- не отражена иерархия специалистов по организации строительства (прораб, мастер, начальник участка, главный инженер);
- отсутствуют законодательные нормы, предусматривающие персональную ответственность специалистов НРС;
- требование о наличии специалистов НРС распространяются только на генеральных подрядчиков (заказчики и органы ГСН исключены);
- нет специализации по видам работ, или типам объектов капитального строительства;
- перечень должностных обязанностей специалиста НРС в ГрК не отражает содержания работ по организации строительства.
В качестве решения проблемы, господин Прядеин как раз и называет включение специалиста в НРС после прохождения независимой оценки квалификации. Среди других предложений по оптимизации Нацреестра – установление требований к образованию и стажу специалистов по организации строительства, а также к перечню трудовых функций по соответствующему профессиональному стандарту; градация специалистов по уровням квалификации и по видам работ, указание на связь специалиста с членом СРО, в которой он трудоустроен, и так далее.
Своего босса в критике нынешнего НРС поддержала и заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Наталья Желанова. Ситуацию с реестром «сейчас» она обрисовала следующим образом:
…формальный подход к установлению квалификации специалиста на основе копии документов и записей в трудовой книжке, в том числе, из-за подделки документов об образовании и документов о стаже, недостоверных нотариальных действий, а также покупки документов о повышении квалификации.
Поэтому, по мнению Натальи Сергеевны, и необходим подход на основе подтверждения квалификации через процедуру профессионального экзамена на основе государственного механизма НОК.
Вместе с тем, госпожа Желанова назвала и «подводные камни» введения системы НОК:
- затрудненная территориальная доступность мест прохождения профессионального экзамена;
- серьёзная финансовая нагрузка на соискателей в связи с его прохождением;
- недостоверность результатов экзамена и риски дискредитации системы НОК;
- необходимость в сжатые сроки пройти НОК всем специалистам НРС и последствия не прохождения;
- отсутствие квалифицированных кадров для надлежащей организации и проведения НОК на местах;
- и так далее…
В общем, видимо, совсем скоро (говорят, что с 1 января 2021-го) сообщество привыкнет к аббревиатуре НОК точно также, как уже привыкло к НРС. Как это всё повлияет на качество и безопасность строительства? Эх, не получилось бы «как всегда»...
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Запустили НРС. Заработали на нём, а теперь нужна новая кормушка. Это обязательный НОК.
Не забывайте о желании с 2021 года увеличить обязательный членский взнос. Аппетиты у руководства НОСТРОЙ растут.
Ещё, дай ещё!
Не смотря на предвзятое отношение (и с моей стороны тоже) г-жа Наталья Желанова озвучила действительно проблемные места в механизме НОК. Хоть и предполагаю, что кроме озвучки дело не пойдёт, но то, что кто-то из национального объединения строителей слышит саморегулируемое сообщество не может не внушать оптимизма.
Будем ждать предложенные пути решения от Натальи. Ведь при существующих проблемах запускать откровенно сырой продукт не имеет смысла.
Эти проблемы были написаны на листочке приземленными сотрудниками, а Наталья только озвучила. Это не значит, что она А. понимает, а Б. будет что-то с этим делать.
То есть она уже не способна сама до этого дойти как и исполнительный директор?
Они только читать в бумажки умеют?
Проблемы негров шерифа не волнуют. Её не волнуют ваши проблемы.
"Опять хотят, как лучше. А будет, как всегда?"
Не хотят они как лучше! Они хотят денег! Вот и всё. Остальное - напускное.
Могу поспорить, что обязательный НОК обязательно заработает. Будет это на платформе НОСТРОЙ. "Быстро. Просто. Дорого."