Люди, как известно, делятся на много категорий. Есть те, которые с приходом общей беды объединяются и протягивают ближнему руку помощи. А есть те, которые стараются под шумок поживиться чужим имуществом и бодро орудуют в карманах у жертв, ну прямо как «герои» картины известного нидерландского художника Брейгеля Питера (Старшего). Можно ли назвать функционеров Национального объединения строителей мародёрами, которые решили ограбить российских строителей в разгар эпидемии, надеясь на то, что никто этого не заметит, а федеральная власть занята другими заботами? Мы предлагаем Вам прочитать статью до конца и ответить на данный вопрос самостоятельно.
В 2019 году Правительство РФ по поручению Главы государства начало работу над так называемой «регуляторной гильотиной». Идея была простая и нужная – пересмотреть весь массив обязательных для бизнеса требований с тем, чтобы сократить избыточные, устаревшие и ненужные. И таким образом, сократить количество административных барьеров в экономике страны.
Вместо регуляторной гильотины – обычная
Однако, как это часто бывает, благие начинания привели к прямо противоположному результату. Отраслевые князьки сочли, что объявленная кампания как нельзя более подходит, чтобы под сурдинку протащить давно намеченные нормы. Которые если что-то и могли облегчить бизнесу, так разве что кошелёк.
В дело включилось более 40-ка отраслевых рабочих групп и 33 органа власти. Не стало исключением Министерство строительства и ЖКХ РФ. И вот уже 2 декабря прошлого года на портале для публикации нормативных актов появилась первая версия минстроевского законопроекта «О внесении изменений в Градостроительный кодекс», в котором и содержались предложения по реализации требований «регуляторной гильотины». Нельзя сказать, что минстроевские чиновники так уж перенапряглись, очищая отрасль от многолетних бюрократических завалов, но кое-что полезное предложили. Речь шла о том, чтобы внести изменения в порядок ведения реестра экспертов, добавить кое-какие косметические правки в порядок взаимодействия исключённых СРО и Национальных объединений, а главное, исключить из сферы интересов НОСТРОЙ вопросы техрегулирования. Иначе говоря, поставить заслон на пути сомнительных и полусырых местечковых стандартов, которые разрабатывают какие-то мутные подрядчики, сосредоточив эту деятельно в рамках профессиональных государственных структур.
Функционеры НОСТРОЙ крайне болезненно отреагировали на попытки Минстроя отобрать его любимую игрушку. Загрохотали круглые столы. Зазвучали пламенные речи. Прикормленные газетки и сайтики разродились искромётными материалами об уникальности ностроевских СТО, без которых встанут все стройки.
Вялый Экспертный совет, основное занятие которого состоит в том, чтобы создавать комиссии и забалтывать все предложения от СРО, проявил завидную прыть и быстро сгенерировал резко отрицательное заключение на законопроект. Процентов на 75 оно состояло из призывов и заклинаний не трогать СТО и оставить НОСТРОЙ при его гешефте, а на остальные 25 добавили новых хотелок – хотим обязательную НОК, хотим ещё один реестр для СРО, с договорными обязательствами.
Сообщество посмотрело на это грозное топанье ножкой и посмеялось, думая, что плетью обуха не перешибёшь. И если Минстрой твёрдо решил вымарать из Градкодекса все отсылки к самодельным техстандартам, которые клепают на коленках в разных собачьих будках, то своего добьётся.
Но тут случилось чудо. Чудо очень недоброе.
Мы не знаем, и вряд ли когда-то узнаем, кто в какие кабинеты ходил в продолжении тёплой зимы с суровой весны 2020 года, не знаем, что кому дарилось и какие аргументы при этом использовались. Но факт остаётся фактом – в апреле 2020 года на официальном портале была опубликована вторая версия законопроекта, прочитав которую строители и саморегуляторы не скоро пришли в себя. Из первой версии в ней не осталось ничего, а весь текст выглядел таким образом, как будто его писали на Малой Грузинской.
Прежде всего, Минстрой отозвал практически все свои предложения по техрегулированию, дав НОСТРОЙ карт-бланш и дальше бесконтрольно пилить смету, переписывая никчёмные СТО. В предыдущей редакции в первой статье закона в пунктах 5-8 предлагалось исключить из Градостроительного кодекса РФ все упоминания про обязательные требования стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, утверждённых соответствующим Национальным объединением, стандартов саморегулируемой организации и внутренних документов СРО.
Всё что осталось в новой редакции – это робкое предложение подправить пункт 1 части 2 статьи 55.13 ГрК РФ, исключив из ведения СРО контроль за соблюдением её членами стандартов Национальных объединений.
Но хуже того – появилось требование добавить в статью 55.5-1 Градостроительного кодекса заветное пожелание НОСТРОЙ ввести требование о обязательной оценке квалификации для специалистов НРС! То есть, в пункт 4 части 6 заменить ныне указанное требование о повышении квалификации специалиста по направлению подготовки в области строительства не реже одного раза в пять лет, заменить на наличие свидетельства о квалификации, выданного по результатам проведённой в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» независимой оценки квалификации физического лица. Понятно, что при этом все требования к специалистам НРС остались в том же объёме.
Именно так, по мнению Минстроя, должна выглядеть снижение админбарьеров в строительной отрасли. Как хмуро пошутил кто-то из комментаторов, вместо регуляторной гильотины строители получили обычную.
Выходка получилась вдвойне циничной. Во-первых, в рамках программы, которая призвана сократить количество бюрократизма в отрасли, наоборот, сделали всё, чтобы увеличить количество требуемых бумажек и процедур. А во-вторых, сделали это в тот период, когда отрасль и без того бьётся в тисках экономического кризиса и пандемии.
Ежегодный поток – 7,5 миллиарда рублей
А грабить есть что. НОК в формате принудиловки означает миллиарды рублей, которые будут изъяты из строительной отрасли. И за такие деньги стоит бороться, более того, будущими доходами вполне можно и поделиться с единомышленниками. При этом разработчики законопроекта, хлопая круглыми глазками, уверяют, что его введение в действие не потребует дополнительного финансирования из бюджета. Всё верно. Финансирование будет содрано с тех, кто строит дома, платит зарплаты рабочим и наполняет бюджет своими налогами.
Стоимость проведения оценки квалификации (проводимой с периодичностью один раз в 3 года) одного специалиста в области строительства предположительно в среднем составляет около 20-ти тысяч рублей. Плюс около 5-ти тысяч составят расходы на прохождение сотрудниками повышения квалификации, которые никуда не денется, ибо утверждено приказом Минтруда России от 26 июня 2017 года № 516н.
С учётом общей численности специалистов НРС в двух реестрах (300 тысяч человек) и периодичности раз в три года, ежегодно через систему НОК должно пройти по 100 тысяч сотрудников. Имеем денежный поток в 2,5 миллиарда рублей. Более того, дирекция НОСТРОЙ предлагает распространить принудительную оценку квалификации на всех специалистов строительных компаний, а это ещё порядка 600 тысяч специалистов, которые принесут 5 миллиардов рублей.
Получаем денежный поток в 7,5 миллиарда рублей. Ежегодно! Ежегодно эти деньги будут перекачиваться из строительной отрасли в бездонные карманы функционеров НОСТРОЙ, по уже давно освоенной схеме, с помощью прилипал-посредников.
Между прочим, первый удар придётся принять на себя именно СРО, которым предстоит создавать ЦОКи, закупать оборудование, оплачивать аттестацию центров, аттестацию сотрудников, подключение к программе… При этом НОСТРОЙ решил обобрать строителей ещё разок, заложив увеличение сметы в 1,6 раза и повышение членских взносов со следующего года – на расширение штатов и новые проекты.
40:0 в пользу коррупции
Представители СРО не молчали. 40 замечаний получили авторы законопроекта за время его общественного обсуждения. Почти во всех говорилось об одном – введение принудительного НОК является избыточной, бессмысленной мерой. Предлагаемые нормы коррупциогенны, приведут к огромным расходам со стороны строительных компаний. В кризисный год они могут привести к социальным последствиям в регионах. Однако результат оказался красноречивее любых слов – ноль замечаний учтено, ноль комментариев по замечаниям оставлено. Правовой департамент Минстроя, ведомый замглавы этого подразделения Татьяной Барминой, полностью проигнорировал мнение профессионального сообщества, сочтя ниже своего достоинства как либо на него реагировать.
Ещё ранее многие представители СРО искренне пытались стыдить функционеров НОСТРОЙ, указывали на недопустимость новых поборов и обременений в настоящее время. Однако это явная ошибка. С логикой и последовательностью действий у ностроевцев всё в порядке. Но логика бывает разная. Если нормальный человек считает чрезвычайную ситуацию общей бедой, и думает, как помочь другим, то мозг мародёра работает иначе. Для него кризис – это благоприятный шанс половить рыбку в мутной воде. Проще говоря, пограбить слабого, пока власть слишком занята другими проблемами.
В эти дни глава Минстроя России Владимир Якушев и его заместитель Дмитрий Волков заболели коронавирусной инфекцией. Федеральная власть пытается решать проблемы на два фронта, ломая голову, чтобы не допустить распространения эпидемии и, в то же время, не дать экономике окончательно схлопнуться. И вот именно в такой удобный момент правовой департамент министерства под диктовку дирекции НОСТРОЙ спокойно готовит строителям новое ежегодное кровопускание на 7,5 миллиарда рублей. Полностью игнорируя при этом и требования Главы государства, и мнение профессионального сообщества, и даже очевидный риск социальных последствий.
А как Вы думаете, уважаемые читатели, можно ли назвать такое поведение в отношении пострадавших от эпидемии строителей мародёрством?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
40 замечаний получили авторы законопроекта за время его общественного обсуждения.
Однако результат оказался красноречивее любых слов – ноль замечаний учтено, ноль комментариев по замечаниям оставлено.
Прикольно, что общественное обсуждение законопроекта оказалось ограниченным семью днями (с 22 по 28 апреля 2020г.), которые Президентом Российской Федерации были объявлены нерабочими. Вопрос на засыпку - куда же так торопятся НОСТРОЙ и Правовой департамент Минстроя России?
Это риторический вопрос? А то я могу Вам ответить куда....))) Банальненько так для НОСТРОЙ: отжать и распилить...
Это не "прикольно", Евгений Карант, это заказуха! Всё сделали для того, чтобы изменения прошли без шума и пыли.
"Да не оскудеет рука дающего". С нынешним руководством НОСТРОЙ так и будем жить с этой пословицей на устах.
Кого ещё удивляет такое беспрецедентное везение НОСТРОЙ? Меня уже нет. Они нашли выходы в Минстрой и теперь спокойно протаскивают необходимые законопроекты через своих. Хорошо, что не все, а то стали бы уже холопами ностроевсими. Или уже стали?
Я тут вспомнил, что Валерий Мозолевский направлял заключение по антикоррупционной экспертизе проекта закона в адрес Барминой. Ответ бы почитать.
Бармина ответит, что всё хорошо.